Трудовой потенциал предприятия основные направления его эффективного использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение показателей, характеризующих степень использования трудовых ресурсов, оценка эффективности использования труда на конкретном примере, выявление резервов для ее повышения, разработка мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ИХ НАЗАНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие, особенности и состав трудовых ресурсов
1.2 Факторы и показатели эффективности использования трудовых ресурсов
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ФИЛИАЛА ГУ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПО Г. КУРГАНУ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Обеспеченность предприятия персоналом
2.3 Эффективность использования трудовых ресурсов
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
3.1 Резервы повышения эффективности использования рудовых ресурсов
3.2 Социальные и психологические факторы улучшения использования трудовых ресурсов
3.3 Повышение квалификации и совершенствование мотивации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Трудовой потенциал предприятия основные направления его эффективного использования.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

 

Перечисленные рекомендации говорят о том, что следует весьма серьезно подходить к личности любого человека. Ряд вопросов, которые касаются места рождения, пользования псевдонимом, религиозных убеждений, необходимо за­давать с большой осторожностью. Руководитель обязан учитывать: традиции, привлекательность труда, перспективы роста, т.е. факторы, под воздействием которых складывается отношение работника к труду.

Таким образом, влияние социального и психологического факторов очевид­но. Ведь без эффективной системы образования, занятости, мотивации персонала, его социальной защиты, нормирования, оптимального психологического кли­мата и взаимоотношений между работниками в коллективе невозможно эффек­тивно использовать один из важнейших факторов производства – труд человека.

 

3.3 Повышение квалификации и совершенствование мотивации

 

Технический прогресс, внедрение новых технологий, компьютеризация на предприятии требуют непрерывного повышения ква­лификации, общеобразовательного уровня работников. Конкретную специализа­цию работников целесообразно осуществлять на учебной базе предприятия или по целевому договору в специальных средних и высших учебных заведениях. В ходе подобного взаимодействия задается определенная направленность подго­товки кадров и обеспечивается необходимый уровень требований к знаниям и навыкам.

Специфика анализируемого предприятия заключается в том, что для работы в данной сфере (нематериального производства) привлекаются кадры с  уровнем образования выше, чем в отраслях материального производства. Для того чтобы трудовые ресурсы на предприятии использовались эффективно необходимо постоянно повышать уровень образования работников. Как было  уже отмечено выше, в перспективе кадровый состав предприятия изменится в сторону увеличения числа специалистов I и II категорий за счет повышения квалификации инспекторов. Для этого на предприятии созданы все условия. Ежемесячно проводятся семинары для инспекторов, благодаря договору с КГУ работникам предоставляется  возможность для получения  высшего образования.

Своеобразными формами повышения квалификации являются система­тический производственный инструктаж, участие в семинарах, посещение вы­ставок. Полезны и такие формы подготовки и повышения квалификации персо­нала, как наставничество, шефство высококвалифицированных, опытных специалистов над молодыми, только начинающими свою деятельность.

Так как специалистам и инспекторам ОСЗН постоянно по роду своей деятельности приходится контактировать с самым разным контингентом заявителей, представляется необходимым, чтобы работники имели возможность получать квалифицированную консультацию психолога. Это позволит своевременно избегать конфликтных и  некомфортных ситуаций, которые неизбежно возникают пи работе с людьми.  Так же возможно проведение психологических тренингов и разгрузок, что может принести пользу в наше, наполненное стрессами время, и, кроме того, несомненно, положительно скажется и  на производительности труда.

Немаловажное значение имеет и интенсификация учебного процесса. Применение новых информационных технологий (телекоммуникационных, компьютерных), основанных на использовании локальных вычислительных се­тей, электронной почты, видеокурсов, позволит проводить повышение квали­фикации без отрыва от производства.

Взаимосвязь между уровнем профессионализма персонала и результатив­ностью работы предприятия заставляет руководителей уделять больше внима­ния повышению квалификации сотрудников. При этом возникает проблема оценки эффективности процесса, повышения квалификации персонала.

Одним из наиболее результативных методов оценки возврата инвестиций в обучение является модель Филлипса, которая включает пять уровней:

1. На первом уровне оценивается реакция на повышение квалификации, анали­зируется информация об удовлетворенности (неудовлетворенности) ее участ­ников. Сведения имеют большое значение, поскольку работники, недовольные полученными знаниями и навыками, не станут применять их на практике.

2. На втором уровне (после окончания или во время прохождения курса повы­шения квалификации) измеряют качество повышения квалификации, происхо­дит поиск сотрудников, готовых к использованию полученных знаний и навы­ков. Контролируются такие показатели, как активность участников, доступ­ность изложения материала, способность работника к приобретению знаний, его грамотность и мотивация.

3. Третий уровень оценки включает в себя демонстрацию навыков на практике и может производиться двумя способами:

-определяется, как участники используют полученные знания в практи­ческой работе. Для этого применяют тесты, сравнение навыков до и после по­вышения квалификации. При этом работодатель желает получить результаты: уменьшение числа ошибок, повышение качества, увеличение продуктивности труда. Данная методика должна применяться через три месяца после завершения курса повышения квалификации;

- оцениваются результаты, которые оказывают влияние на качество работы (повышение творческой активности, самостоятельность в принятии решений). Для этого используют опросники, наблюдения опытных руководителей.

4. На четвертом уровне оценки производится расчет результативности инвести­ций в обучение. Определяется, как персонал использует полученные навыки и знания, стал ли его труд более совершенным, отразилось ли это на работе пред­приятия в целом. Сопоставление полученных результатов с ожидаемыми дает воз­можность рассчитать степень возврата инвестиций.

5. Пятый уровень оценки предполагает измерение финансовых показателей ре­зультатов и расходов на постпрограммные мероприятия.

Чрезвычайно важным является тесное сотрудничество обучающих ор­ганизаций со своими клиентами. Такое сотрудничество строится на взаимовыгодной основе и способствует формированию долгосрочных отношений, в которых заинтересованы обучающие организации и их клиенты.

Одним из условий успешной деятельности предприятий является разра­ботка комплексных программ управления производительностью труда, направ­ленных на ее повышение. Цель измерения производительности труда - со­вершенствование менеджмента.

Под качеством менеджмента подразумевается организация управления пред­приятием: его организационная структура, системы управления производством, управленческие технологии, степень автоматизации системы управления, уровень организации труда. Каждый работник обязан соблюдать технологию производ­ства, выполнять плановые задания, бережно относится к технике, оборудова­нию и материальным ценностям, выполнять распоряжения руководителей. Важно выработать оптимальную схему материального стимулирования сотруд­ников предприятия за конкретные результаты в области повышения производи­тельности труда.

Понятие «мотивация» у многих ассоциируется с денежным вознагражде­нием. Система стимулирования работников должна сочетать материальные фак­торы с нематериальными. Существуют следующие методы стимулирования тру­да персонала, предлагаемые в работе для применения на предприятии:

1. Материально- денежные:

- зависимость уровня оплаты труда от стажа работы;

- повышение заработной платы за счет повышения производительности труда, выплата пособия по уходу на пенсию при стаже не менее 20 лет;

2. Социальные методы стимулирования:

- улучшение бытовых условий, организация бесплатного питания;

- предоставление путевок, с оплатой от 50 % из средств предприятия;

- премирование некурящих сотрудников.

3. Нематериальные методы, основными из которых являются:

- организация поздравления работников с днем рождения и праздниками; - улучшение условий на рабочем месте, работа сотрудников вне офиса;

-премирование работников интересными командировками.

Основное средство стимулирования к продуктивному труду и закрепления на рабочем месте - новые впечатления, регулярное повышение квалификации, командировки, должностное продвижение. Система материального стимулиро­вания должна быть простой и попятной персоналу. Размеры вознаграждения должны быть достаточно ощутимыми для сотрудников. Поощрения могут выражаться в форме поздравлений, объявлений благодарности, награждения грамо­той, похвалы.

Предложенные пути совершенствования использования трудовых ресурсов представлены на рисунке 5.

Таким образом, эффективность использования кадрового потенциала зави­сит от образовательного, профессионально - квалификационного состава кадров, дисциплины, социально-психологического климата в коллективе, соответствия систем материального и морального стимулирования потребностям персонала предприятия. Совершенствование системы мотивации должно быть всегда в центре внимания руководителя.

              В целом, указанные подходы создают условия, которые могут повысить заинтересованность работников в результатах своего труда, но роль непосредст­венных мотивов играют такие факторы, как удовлетворение, получаемое от ра­боты и от сотрудничества с людьми, потребность в профессиональном росте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Совершенствование использования трудовых ресурсов

 

В Отделе социальной за защиты населения  для повышения эффективности работы персонала используется некоторые из перечисленных методов. Например, в результате того, что ежегодно Отдел направляет на учебу в ВУЗы для получения высшего образования 3-4 человека, обновляется качественный состав персонала, а, следовательно, увеличивается эффективность работы. Материальное стимулирование, как было уже сказано выше, также играет немаловажную роль. Работники, регулярно получающие премиальные за отличную работу, стремятся и далее эффективно работать, кроме того, они являются примером для остальных. В целом такое стимулирование поддерживает соревновательный дух, что только способствует увеличению качества работы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в ОСЗН проводятся мероприятия по повышению эффективности работы персонала, но не в полном объеме. Результаты исследования и меры по повышению эффективности приведены в Приложении 5.

Кроме того, для изучения путей повышения эффективности работы персонала, нами разработана анкета, которая представлена Приложении 6.

Расчет изменения эффективности в результате проведения мероприятий по ее увеличению приведен в таблице 14.

Таблица 14 - Влияние различных факторов на изменение эффективности работы персонала ОСЗН

 

Произведенные мероприятия

 

Результат

Эффективность, %

 

Увеличение эффективности,

%

До внедрения  мер

После внедрения

мер

Ужесточение наказания за опоздание на работу (лишение премии)

Сокращение числа опозданий

85,3

95,6

10,3

Выплата дополнительных денежных поощрений за своевременное выполнение задания

Увеличилось число выполненных заявок

66,7

91,7

25

Повышение квалификации, получение высшего образования

Увеличение количества обслуженных заявителей

66,7

83,3

16,6

Информация о работе Трудовой потенциал предприятия основные направления его эффективного использования