Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:38, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие и методы планирования ассортиментной политики на предприятии.
Введение 5
1 Формирование и управление ассортиментом
1.1Ассортимент товаров: понятие и сущность 6
1.2 Формирование ассортимента 7
1.3 Ассортиментная политика как процесс формирования 8
ассортимента товаров
2 Анализ ассортимента продукции в хлебопекарне
ИП Базилевская Т.В.
2.1 Краткая характеристика предприятия 11
2.2 Анализ ассортимента предприятия 13
3 Основные направления совершенствования ассортиментной
политики 19
Заключение 21
Библиографический список 22
- сбор маркетинговой информации, необходимой финансовым службам для анализа ассортимента продукции;
- взаимодействие отдела финансов и отдела маркетинга[4].
1.3 Ассортиментная политика как процесс формирования
ассортимента товаров
Ассортиментная политика (АСП) – это процесс формирования ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при котором за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов рынка, а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Цель ассортиментной политики — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Задачи ассортиментной политики:
1) Удовлетворение запросов потребителей;
2) Оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;
3) Оптимизация финансовых результатов фирмы, что предусматривает формирование ассортимента на основе ожидаемой рентабельности и объема прибыли;
4) Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы;
5) Соблюдение принципа стратегической гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия и включения нетрадиционных для него отраслей;
6) Соблюдение принципа синергизма, то есть расширение областей производства и услуг фирмы, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью[5].
Ассортиментная политика выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся:
- разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей);
- уровень и частота обновления ассортимента;
- сокращение и расширение АСТ;
- совершенствование и гармонизация
- уровень и соотношения цен на товары данного вида.
Ассортиментная политика может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимизации структуры ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки[6].
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в своевременном предложении определенной совокупности товаров по определённой цене, которые, соответствуя в целом профилю производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяют требованиям определенных категорий покупателей.
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ В ХЛЕБОПЕКАРНЕ
ИП БАЗИЛЕВСКАЯ Т.В.
2.1 Краткая характеристика предприятия
Хлебопекарня ИП Базилевской Т.В. организована 14 сентября 1996 года и расположена по адресу: г. Зея, п. Светлый д. 40 (пристройка).
Свою деятельность хлебопекарня ИП Базилевской Т.В. осуществляет на основании текущего законодательства Российской Федерации. Учредительные документы: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП (№ 305281533900017), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН: 280500111717), выписка из Единого государственного реестра ИП, свидетельство о регистрации в ФФОМС, в ПФ РФ.
Хлебопекарня ИП Базилевской Т.В. не является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
ИП Базилевская Т.В. вправе в установленном порядке открывать расчетный, валютный и другие банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Целями деятельности хлебопекарни ИП Базилевской Т.В. являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
Основным видом деятельности хлебопекарни ИП Базилевской Т.В. является выпуск хлеба и хлебобулочной продукции.
Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели хозяйственной
деятельности
Показатели | Ед. изм. | 2009 г., отчет |
Объем производства продукции | тыс. руб. | 25211,94 |
Балансовая прибыль (убытки) | тыс. руб. | 5514,94 |
|
| Продолжение таблицы 1 |
1 | 2 | 3 |
Сумма уплаченных налогов | тыс. руб. | 2399,77 |
Освоено производство новых видов продукции | тыс. руб. | 78,0 |
Среднесписочная численность работников | чел. | 34 |
Среднемесячная заработная плата | руб. | 13367 |
Инвестиции в развитие предприятия | тыс. руб. | 328,0 |
Затраты на охрану труда | тыс. руб. | 786,0 |
Управление деятельностью хлебопекарни ИП Базилевской Т.В. осуществляется Управляющим и аппаратом управления.
Хлебопекарня ИП Базилевской Т.В. применяет упрощенную систему налогообложения и является плательщиком единого налога. На сегодняшний день предприятием руководит Савельев Е.Е..
Особым спросом пользуются у покупателей фирменные сорта хлеба: это «Карельский», «Бородинский», «Докторский» и многие другие. Также в хлебопекарне производят сдобу в ассортименте, батоны, багеты, чесночную лепешку, пироги.
Продукция, выпущенная в хлебопекарне, доставляется в торговую сеть магазинов города и района, в дошкольные учреждения и школы, больницу, социальный приют.
К самым крупным потребителям продукции можно отнести: ООО «Амурский регион», ЗАО «Кристалл-Амур», и/п Мамедов Т.Н.О., и/п Черногор А.В., и/п Романова Т.Ю., ООО «Фирма Мрия», ООО «Продсервис», ООО «ПродЛайн», и/п Сахаров А.Ю., и/п Миляева Г.И.. По району доставку продукции осуществляют и/п Мальчихина Н.И., ООО «Фаланга» и и/п Потапов И.В.
Для популяризации продукции систематически проводятся выставки-дегустации на торговых предприятиях города, что дает возможность иметь обратную связь с населением по качеству продукции.
За время работы хлебопекарня ИП Базилевской Т.В. зарекомендовала себя с наилучшей стороны, что позволило значительно расширить свою деятельность и обеспечить необходимый объем работ, связанный с извлечением прибыли. Компания не раз была отмечена грамотами и благодарственными письмами со стороны администрации области, города и района.
2.2 Анализ ассортимента предприятия
Номенклатура продукции хлебопекарни ИП Базилевская Т.В. достаточно широкая. Производимые продукты данного предприятия отвечают всем требованиям ГОСТа и систем качества на товары, услуги.
Все товары, реализуемые хлебопекарней, разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру хлебопекарни ИП Базилевская Т.В.. Широта товарной номенклатуры хозяйства представлена тремя ассортиментными группами товаров:
1) Хлеб (хлеб в/с, хлеб II, хлеб с отрубями, хлеб бородинский, хлеб украинский, хлеб карельский, хлеб рижский, хлебцы докторские, лаваш);
2) батоны (батон обычный, батон с маком, багет);
3) сдоба (булка с маком, булка с повидлом).
Видно, что насыщенность товарной номенклатуры от 2-х до 9-ти позиций в каждой ассортиментной группе.
Для того чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет (Таблица 2).
Таблица 2 – Динамика обновляемости продукции
Показатели | Года | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Количество наименований реализуемой продукции, в том числе: | 11 | 13 | 14 |
количество вновь реализуемой продукции с прошлого года | 9 | 11 | 12 |
Коэффициент обновляемости продукции | 0,82 | 0,84 | 0,85 |
Из данных таблицы можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Кср=0,836), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Из этого можно сделать вывод, что хлебопекарня стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.
В виду того, что для работы с продуктом наиболее существенными сточки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль и доля рынка, следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов (Таблица 3).
Таблица 3 – Анализ сбыта по различным видам продукции.
Наименование продукции | 2008 | 2009 | |||||
число вариан-тов | сбыт, тыс. руб. | доля в общем сбыте, % | число вариан-тов | сбыт, тыс. руб. | доля в общем сбыте, % | ||
Хлеб | 8 | 11557,8 | 66,8 | 9 | 13954,7 | 67,6 | |
|
| Продолжение таблицы 3 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Батоны | 3 | 4253,1 | 24,6 | 3 | 4862,6 | 23,5 | |
Сдоба | 2 | 1486,4 | 8,6 | 2 | 1835,4 | 8,9 | |
Всего | 13 | 17297,4 | 100 | 14 | 20652,8 | 100 |
Информация о работе Управление ассортиментной политикой предприятия