Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Понятие качества отражает экономическое значение, так как управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта - получение прибыли. Успешная экономическая деятельность организации обеспечивает выпуском такой продукции, которая: соответствует определенным потребностям, области применения, функциональному назначению; удовлетворяет требованиям потребителей и общества в целом, действующим стандартам; не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; является экономически выгодной и позволяет получить прибыль.

Содержание

Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1 Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5
1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7
2 Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1 Стандартизация продукции …………..………………………………..…...…13
2.2 Сертификация продукции………………………………………………………16
Заключение.........................................................................................................................21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………...25
Приложения……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Экономика и организация производства.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

Содержание………………………………………………………………………………..2

Введение………………………………………………………………………………….. 3

1                      Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5

1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5

1.2                 Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7

2           Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13

2.1        Стандартизация  продукции …………..………………………………..…...…13

2.2        Сертификация продукции………………………………………………………16

Заключение.........................................................................................................................21

Глоссарий………………………………………………………………………………...23

Список использованных источников…………………………………………………...25

Приложения……………………………………………………………………………..27

 

 



 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время качество играет важную, если не главную роль в развитии не только предприятия, но и отрасли и даже государства.

Понятие качества отражает экономическое значение, так как управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта -  получение прибыли. Успешная экономическая деятельность организации обеспечивает выпуском такой продукции, которая: соответствует определенным потребностям, области применения, функциональному назначению; удовлетворяет требованиям потребителей и общества в целом, действующим стандартам; не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; является экономически выгодной и позволяет получить прибыль.

Движение за повышение уровня качества возникло десятилетия тому назад во многих странах. Однако именно американские ученые и специалисты разработали наиболее эффективную систему управления качеством, именно они апробировали конкретные методы данной системы. В то же время первоначально своего расцвета данная система достигла не в США, а в Японии и стала внедряться на американских предприятиях, уже вернувшись из страны восходящего солнца.

В настоящее время сложилось современное концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое влияние качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности предприятия: разработка стратегии, организация производства, маркетинговые исследования, проектирование и производство новых видов продукции, послепродажное обслуживание потребителей. Решить проблему повышения качества продукции, не затрагивая другие процессы и стороны деятельности предприятия, практически невозможно, так как продукция или услуга являются результатом деятельности предприятия в целом. Поэтому становится понятно, что проблема качества не ограничивается только проблемой  повышения качества продукции, а касается также и проблемы обеспечения качества производства, управления и организации работы в целом предприятий и организаций.

 

 

 

 

 

  

Основная часть

1        Управление качеством продукции на предприятии

 

1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции

 

              Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует достаточно большое количество. В частности американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда  него возникает потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он себе предполагает[1].

              Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термин и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придаю ей способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.

              Качество продукции (работ, услуг) определяется такими понятиями, как «характеристика», «свойство» и «качество». Характеристика - это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться  при ее создании, эксплуатации и потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т.е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления[2].

              В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели (рис.1) (см. приложение А). Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в идее различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции это показатели, как правило, не участвуют.

          Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации, Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные. 

              Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности и эстетичности.

              Ресурсосберегающие показатели характеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности и ресурсопотребления.

              Природоохранные показатели качества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопасность и экологичность.

              По способу выражения показатели качества продукции могут быть натуральными (метры, килограммы), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы) и стоимостными.

              По стадии определения выделяют прогнозируемые, проектные, нормативные, фактическиt показатели качества.

              По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей качества: назначения, надежности, транспортабельности, эргономичности, технологичности, патентно-правовые, экологические.

 

1.2  Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

 

В современных условиях в развитых государствах, в том числе и в России, накоплен достаточно большой опыт управления качеством. Отечественный опыт управления качеством на российских предприятиях в настоящее время свидетельствует о применении принципов всеобщего управления качеством и стандартов ИСО серии 9000 для повышения качества и конкурентоспособности продукции и в целом предприятий.

Началом системного подхода обеспечения качества в России считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области системы бездефектного изготовления продукции. В основу этой системы была положена количественная оценка качества труда непосредственных изготовителей продукции с помощью показателя – процент сдачи продукции с первого предъявления. Таким образом, в саратовской системе управление качеством продукции осуществлялось посредством управления качеством труда. На основе саратовской системы на передовых предприятиях других регионов была разработана более универсальная система управления качеством труда – система бездефектного труда (СБТ). Она позволяла определять показатели качества труда не только непосредственных изготовителей продукции, но и инженерно-технических работников, служащих, обслуживающего персонала. За высшую оценку приняли коэффициент, равный единице. При наличии ошибок у работников оценку снижали на доли единицы. Суммарное снижение определяли по заранее составленной таблице, где указывались виды ошибок или недостатков в работе и величина снижения исходного коэффициента. По итоговому коэффициенту качества труда определяли меры морального и материального стимулирования. Система СБТ получила применение не только на отечественных предприятиях, но нашла широкое распространение и в других странах, особенно в США – там ее назвали программой «нуль дефектов». Использовавшиеся на большинстве предприятий руководящие документы – приказы, положения, инструкции, распоряжения были плохо увязаны между собой, разрабатывались различными инстанциями и в разное время.

Затем последовали другие системы, а вершиной развития отечественных систем управления качеством стали комплексные системы управления качеством – КС УКП, разработанные в середине 1970-х гг. Эти системы создавались на основе обобщения опыта управления качеством как у нас в стране, так и за рубежом. КС УКП – это первая система, в которой организационно-технической основой стали стандарты предприятия[3]. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных: Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция, Швейцария и др.

В настоящее время многие российские предприятия стали применять в своей деятельности принципы Всеобщего управления качеством, разрабатывают системы качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000, принимают участие в конкурсе Правительства РФ в области качества. Однако таких предприятий пока в российской экономике немного. Так, количество предприятий, которые имеют сертифицированные системы качества всего лишь около 3500, а количество предприятий, которые принимают участие в ежегодных конкурсах в области качества, в среднем не превышает 100-150. Сдерживающим фактором более широкого распространения на российских предприятиях современных подходов и принципов всеобщего управления качеством является отсутствие системы стимулирования и поддержки со стороны государства таких предприятий, которые обеспечивают стабильное качество продукции и услуг.

Зарубежный опыт управления качеством может быть представлен опытом таких стран, как Япония, Соединенные Штаты Америки, Европейские государства, которые в последние годы стали обращать еще большее внимание вопросам управления качеством, так как конкуренция между развитыми странами постоянно усиливается. За рубежом система качества была введена в Германии в 1932 г., во Франции и Великобритании в 1938 г., в Японии в 1949-м[4].

Лидером в применении и развитии систем управления качеством была и остается Япония. Поиск путей повышения эффективности производства и качества продукции после второй мировой войны, изучение опыта по обеспечению качества по всему миру, когда все рациональное переносилось на национальную почву, позволили Японии не только достичь огромных успехов в своем развитии, но и существенно обогатить науку и практику управления качеством. Именно в Японии возникло новое понятие «культура качества». Культура качества – комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и одна из первых среди стран перешла к всеобщему управлению качеством. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется, усиливается воздействие запросов потребителей на качество продукции. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.

Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия.

Кружок качества – это небольшая группа рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно собираются и в течение часа обсуждают проблемы, возникающие в их работе. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. В 1970 – х гг.  корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества[5]. В настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества. С конца 1970-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия, Венгрия и др.). Широкому их распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, организация конференций и семинаров.

В США и странах Западной Европы в конце 1950-х годов возникли различные формы самоконтроля качества со стороны исполнителей. Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов» или «бездефектного труда», введение определенных организационных мер, а также использование специальных мер материального и морального стимулирования способствовали созданию условий для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок. Контроль за качеством труда осуществлял сам исполнитель, возникли различные движения: «сдача продукции с первого предъявления», «работа с личным клеймом». 

Для Соединенных Штатов Америки в 50-60-е годы серьезной проблемой в промышленности являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества продукции, 20-25% всех текущих затрат на американских предприятиях шли на обнаружение и устранение дефектов продукции. Иными словами, четвертая часть всех работников предприятий ничего не производили, а лишь переделывали то, что было неправильно сделано с первого раза. Кроме того, если прибавить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, которые уже вышли за пределы предприятия и попали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составили 30% и более от издержек обращения.

Низкое качество продукции являлось причиной невысокой конкурентоспособности американской продукции. Решение проблемы качества в США в те годы сводилось к принятию мер, направленных на защиту американской продукции от конкурентов (тарифы, квоты, пошлины). Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. В начале 80-х годов в США управление качеством сводилось к планированию качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям, - планы повышения качества делались без учета потребностей внутри фирмы. Позднее, начиная с середины 80-х годов, в США более четко стали представлять проблему качества, к этому времени особенно остро проявилась конкуренция между американскими, японскими и европейскими товарами. К этому времени в США были изданы книги Э. Деминга, в которых излагались новые подходы управления качеством, в том числе и те, которые привели Японию к лидерству в области качества. Совершенствование управления качеством на американских предприятиях предполагало перестройку сознания руководства, пересмотр корпоративной культуры и постоянную активизацию творческих сил на всех уровнях организации, направленных на непрерывное повышение качества американской продукции. Новым явлением в экономическом развитии страны в этот период стало внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции. С 1987 года ежегодно стала присуждаться премия в области М. Болдриджа трем лучшим фирмам, премию вручает президент США. В последние годы конкурс в области качества по модели этой премии в США проводится среди всех типов организаций, включая образование и здравоохранение. В настоящее время на американских предприятиях существует четко оформленные системы управления качеством. Американское общество по контролю качества (АОКК) – ведущее научно-техническое общество, основанное в 1946 году, выполняет большую работу по проведению  различных мер, в том числе и общественных по распространению и поддержанию идеологии качества.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии