Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Понятие качества отражает экономическое значение, так как управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта - получение прибыли. Успешная экономическая деятельность организации обеспечивает выпуском такой продукции, которая: соответствует определенным потребностям, области применения, функциональному назначению; удовлетворяет требованиям потребителей и общества в целом, действующим стандартам; не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; является экономически выгодной и позволяет получить прибыль.

Содержание

Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1 Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5
1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7
2 Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1 Стандартизация продукции …………..………………………………..…...…13
2.2 Сертификация продукции………………………………………………………16
Заключение.........................................................................................................................21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………...25
Приложения……………………………………

Работа состоит из  1 файл

Экономика и организация производства.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

В Европейских странах особенно активно вопросам обеспечения качества уделять в 80-е годы. На основе стандартов ИСО серии 9000 разработаны и приняты европейские стандарты ЕН серии 29000. Для ряда предприятий стандарты на системы качества были обязательными, особенно это касалось обеспечения безопасности продукции. Качество для европейских предприятий явилось главным фактором конкурентоспособности продукции предприятий. Для реализации такой стратегии в Европе для стран Европейского Союза приняты единые законодательные требования в виде директив, единые стандарты, единые  процессы проверки соответствия предприятий и фирм требованиям рынка. Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:

      законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества;

      гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации;

      создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации испытательных центров, регистрации специалистов по качеству.

Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, крупнейшие фирмы Европы объединяют усилия для выбора современных форм и методов управления качеством продукции, внедрение их на предприятиях. Системный подход обеспечения качества продукции включает стабильную технологию производства, высокую точность технологического и контрольного оборудования, эффективную систему подготовки кадров, в том числе и в области качества.

В Европе созданы наиболее известные организации по качеству - Европейская организация по качеству (ЕОК) и Европейский Фонд управления качеством (ЕФУК), которые выполняют большую работу по распространению идей качества и организации конкурсов в области качества в европейских странах. 

2 Специальные подсистемы управления качеством

 

2.1  Стандартизация  продукции

 

Одной из основ, обеспечивающих качественный уровень продукции, является стандартизация. Стандарт – в переводе с английского «норма», «мерило», «образец». Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

      безопасности продукции, работ, услуг (объектов стандартизации) для жизни и здоровья людей, окружающей среды, имущества;

      технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

      качества продукции и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

      единства измерений;

      экономии всех видов ресурсов;

      безопасности хозяйствующих субъектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

      обороноспособности и мобилизационной готовности страны[6]. 

Закон РФ «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан – предпринимателей) независимо  от их ведомственной принадлежности и формы собственности, а также общественных объединений. Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации.

Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов:

        ГОСТ Р 1.0 - 92 ГСС РФ. Основные положения;

        ГОСТ Р 1.2 - 92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

        ГОСТ Р 1.4 - 92 ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения;

        ГОСТ Р 1.5 - 92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

        ГОСТ Р 1.8 - 95 ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов;

        ГОСТ Р 1.9 - 95 ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам;

        ГОСТ Р 1.10 - 95 ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации.

Объектами стандартизации являются продукция, работа (процесс), услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности (рис.2) (см. приложение Б).

Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены Законом «О стандартизации». Нормативный документ по стандартизации – документ, содержащий правила, общие принципы и характеристики объектов стандартизации, которые касаются определенных  видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей). К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории России, относятся:

        государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарты, принятые Комитетом РФ по стандартизации, метрологи и сертификации (Госстандарт России) или Государственным комитетом РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России);

        международные (региональные) стандарты (ГОСТ Р 1.5 - 92) – стандарты, принятые международной (региональной) организацией по стандартизации. Развитие международной торговли и международного сотрудничества приводит к необходимости разработки и широкому применению международные (региональных) стандартов. ПО решению ООН в 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов и оказание содействия развитию стандартизации. В настоящее время ИСО насчитывает около 120 членов, по одному от каждой страны.

        общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

        стандарты отраслей – стандарты, принятые государственным органом управления в пределах его компетенции;

        стандарты предприятий – стандарты, утвержденные предприятием;

        стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений – стандарты, принятые научно-техническим инженерным обществом или другим общественным объединением;

        нормы и правила по стандартизации.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатываются стандарты следующих видов:

- основополагающие стандарты;

- стандарты на продукцию (услуги);

- стандарты на работы (процессы);

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

На продукцию (работы, услуги), имеющие межотраслевое значение, разрабатываются государственные стандарты. Для обеспечения защиты государственных интересов России и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах могут устанавливаться предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

Глобализация в области стандартизации открывает огромные возможности по снижению затрат и повышению эффективности производства за счет использования передового опыта других стран. Сегодня (2008г.) в России действуют всего два регламента (из 144 намеченных) и 2000 национальных стандартов, что является недостаточным для обеспечения безопасности и качества во всех сферах экономической деятельности[7]. Процесс стандартизации в России идет медленно. Многие стандарты не пересматривались и не обновлялись по десять и более лет. Для сравнения: в США срок обновления – пять лет, в Германии и Японии – четыре года[8]. Проблемы в стандартизации приводят к существенным издержкам в конкретных производствах и в экономике страны.

 

2.2  Сертификация продукции

 

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» в России стали проводиться работы по сертификации продукции, услуг, работ. Закон возложил на Госстандарт России организацию и проведение работ по обязательной сертификации товаров (работ, услуг), подпадающих под действие  данного закона. Госстандартом России создана система сертификации ГОСТ Р. В настоящее время в основном создан соответствующий механизм сертификации.

Сертификация – это процедура, посредством которой третья, уполномоченная государством сторона, дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям. Третья сторона должна быть независимой и от поставщика продукции, и от покупателя. Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям[9].

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм-потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиком. Получая поддержку разных органов власти – от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.

Любая система сертификации использует международные, региональные и национальные стандарты, на соответствие требованиям которых проводятся испытания. Информация о соответствии стандартам необходима покупателю, инспектирующим органам и другим физическим и юридическим лицам для различных ситуаций, связанных с продуктом.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация проводится на основании законодательных актов, принятых в стране. Основными требованиями обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается соответствующими органами государственного управления. Обязательная сертификация является методом объективного контроля качества продукции, а также средством государственного контроля за безопасностью продукции.   

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на добровольных условиях между производителем продукции (работы, услуги) и органом по сертификации. Добровольная сертификация касается видов продукции, не включенных в обязательную номенклатуру. Правила и процедуры добровольной сертификации базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации обычно связано с обеспечением конкурентоспособности товара, продвижением его на зарубежный рынок, где покупатели ориентируются в своем выборе на сертифицированные изделия. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентоспособности.

Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, системы качества, иные объекты. Импортные товары также подлежат сертификации, причем преимущественно сертификация производится у изготовителя (предконтрактная сертификация и сертификация систем качества).

Для поведения сертификации той или иной группы продукции государственными органами управления, предприятиями и учреждениями создаются системы сертификации.  В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородно продукции. Таким образом, система сертификации – это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Система сертификации однородной продукции – это система сертификации, относящаяся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и  те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура. Системы обязательной сертификации создаются государственными органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти[10]. Систему добровольной сертификации может создавать любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа по сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.

Орган по сертификации – это орган, проводивший сертификацию определенной продукции. Органы по сертификации выдают сертификаты соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также  приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Сертификат соответствия – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Этот документ, основанный на правилах системы сертификации, отражает соответствие продукции, процесса или услуги конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В общем случае при сертификации могут быть проведены испытания продукции, первичная оценка состояния производства продукции, последующий инспекционный контроль за продукцией и производством. В сертификате указываются все документы, служащие основанием для его выдачи, в соответствии со схемой сертификации. Испытания – техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги на основе установленной процедуры.

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии