Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа
Понятие качества отражает экономическое значение, так как управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта - получение прибыли. Успешная экономическая деятельность организации обеспечивает выпуском такой продукции, которая: соответствует определенным потребностям, области применения, функциональному назначению; удовлетворяет требованиям потребителей и общества в целом, действующим стандартам; не оказывает вредного воздействия на окружающую среду; предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; является экономически выгодной и позволяет получить прибыль.
Содержание………………………………………………………………………………..2
Введение………………………………………………………………………………….. 3
1 Управление качеством продукции на предприятии …………………… …. 5
1.1 Характеристика и основные группы показателей качества продукции…………………………..……………………………………………………5
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления качеством……………. ……7
2 Специальные подсистемы управления качеством.…………...………………13
2.1 Стандартизация продукции …………..………………………………..…...…13
2.2 Сертификация продукции………………………………………………………16
Заключение.........................................................................................................................21
Глоссарий………………………………………………………………………………...23
Список использованных источников…………………………………………………...25
Приложения……………………………………
Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, принятым в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) по лицензии на применение этого знака, выданной органом по сертификации. Знак соответствия ставится на изделии и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию. Правила применения этого знака при обязательной сертификации установлены Госстандартом России. Лицензия на применение знака соответствия – документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия предоставлено право применять знак соответствия.
Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертификации – процедура, посредством которой уполномоченный в соответствии с законодательными актами РФ орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органном по сертификации конкретных работ в заявленной области. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации – поверка, осуществляемая с целью установления того, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий соответствует правилам системы. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией – контрольная оценка, проводимая с целью становления того, что продукция соответствует заданным требованиям, подтвержденным при сертификации. Эксперт по сертификации, аккредитации – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации (аккредитации).
Среди наиболее авторитетных зарубежных организаций по проведению сертификации можно выделить Ллойд Регистр, Норске Веритас, Немецкое общество по сертификации систем качества, Британский институт по сертификации. Вознаграждение за услуги, оказываемые ими, колеблется в разных случаях от нескольких десятков тысяч до миллиона долларов.
По оценкам отечественных специалистов, стоимость сертификационных услуг в России также колеблется в достаточно широком диапазоне (от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов)[11].
Преимущество сертификации заключается в том, что сфера ее приложения не ограничивается отдельным этапом жизненного цикла продукции, влияющим на качество изготовления, а охватывает все факторы, воздействующие на качество. В том числе она сопровождается упорядочением взаимоотношений изготовителей и потребителей, образуя устойчивые прямые и обратные связи. Предполагает она и более взыскательный подход к составу и уровню требований стандартов как основы оценки качества, соответствие цены сертифицированной продукции ее качеству и затраченному на ее производство труду.
Изучив данную тему можно сделать вывод, что качество выпускаемой продукции на предприятии – важный фактор деятельности в условии рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветания предприятия, рост прибыли.
Качество продукции в настоящее время заняло ключевое место в торгово-экономической, предпринимательской и даже политической деятельности современного мира. Правительства многих стран считают, что неотъемлемым элементом взаимовыгодной международной торговли и экономического сотрудничества является сертификация и стандартизация продукции. Процесс стандартизации в России идет медленно. Многие стандарты не пересматривались и не обновлялись по десять и более лет. Проблемы в стандартизации приводят к существенным издержкам в конкретных производствах и в экономке страны.
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в ХХI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества. Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качества фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.
Главной задачей предприятий и организаций всех форм собственности является удовлетворение потребностей потребителей. Произведенная продукция может быть реализована, если ее качество соответствует требованиям потребителей, в этом случае продукция становится товаром, а предприятие получает экономический эквивалент в виде дохода. Если же изготовленная продукция не находит сбыта, то есть не имеет спроса у потребителей, то она не приносит предприятию экономического дохода, так как остается не реализованной. Следовательно, предприятию выгодно производить качественную продукцию, которая соответствует потребностям потребителей. Потребители являются основными арбитрами оценки работы предприятий, поэтому важно, чтобы продукция или услуги соответствовали их требованиям.
В последние годы возросло внимание к проблеме качества во всех странах мира. Международный и отечественный опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках систем менеджмента качества, которые охватывают весь жизненный цикл продукции – от проектирования до потребления и утилизации.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Качество | совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности |
2 | Качество продукции | совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением |
3 | Конкурентоспособность товара
| относительная характеристика товара, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности |
4 | Конкуренция | соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели |
5 | Показатели качества | количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящие в качество и рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления |
6 | Свойство продукции | объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении |
7 | Сертификация | деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям |
8 | Сертификация продукции | процесс, в результате которого государство совместно с производителем обеспечивает производителю защиту его прав на приобретение продукции и на объективную информацию об этой продукции |
9 | Стандарт | нормативно-технический документ стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом |
10 | Стандартизация | установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условия и требований техники безопасности |
11 | Удовлетворенность потребителей | восприятие потребителями степени выполнения их требований |
12 | Управление качеством | часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству |
13 | Управление качеством продукции | действия, осуществляемые при создании, эксплуатации и потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества |
14 | Характеристика | взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика |
15 | Характеристика качества | присущая характеристика (отличительное свойство) продукции, вытекающая из требования |
1 | Бурчакова М.А. Управление качеством. М.А.Бурчакова, М.Ф.Мизинцева.– М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2004. |
2 | Ефимов В.В. Управление качеством. Учеб. Пособие. Ульяновск. УлГТУ, 2005. – 141 с. |
3 | Пономарев С.В, Мищенко С.В. и др. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества. Учебное пособие. М. 2005. 248 с. и.л. |
4 | Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Из-во ТРТУ, 2004. 174 с. |
5 | Система менеджмента качества - единый систематизированный процесс. – Кунтулова М.Г. Доктор экономических наук, международный эксперт категории А1. Россия – Москва – Хабаровск. – 2008. – 20 с. |
6 | Скляренко В.К., Прудников В.М., Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М., 2008. – 528с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова) |
7 | Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов/ В.А. Швандар., В.П. Панов, Е.М. Купряков и др.; Под ред. проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 487с. |
8 | Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие/ С.В.Пономарев, С.В.Мищенко, В.Я.Белобрагин, В.А.Самородов, Б.И.Герасимов, А.В.Трофимов, С.А.Пахомова, О.С.Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005. -248с, ил. |
9 | Экономика и жизнь. 2008. № 14 |
10 | Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник/ Под. ред. проф. Б.Н. Чернышева, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 536с. |
11 | Экономика организации: учебник/ Н.П. Любушкин. – М.: КНОРУС, 2010. – 304с. |
12 | Экономика предприятия: 100 экзаменационных ответов. Экспресс – справочник для студентов вузов. Изд-е 5-е, перераб. и допол. – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 352с. |
А | |
Б |
[1] Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Из-во ТРТУ, 2004. Стр.24
[2] Скляренко В.К., Прудников В.М., Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М., 2008. – 528с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова), стр.220
[3] Экономика организации (предприятия, фирмы): Учебник/ Под. ред. проф. Б.Н. Чернышева, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 536с., стр. 324
[4] Экономика организации: учебник/ Н.П. Любушкин. – М.: КНОРУС, 2010. – 304с., стр. 241
[5] Экономика организации: учебник/ Н.П. Любушкин. – М.: КНОРУС, 2010. – 304с., стр. 241
[6] Скляренко В.К., Прудников В.М., Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М., 2008. – 528с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова), стр.232
[7] Экономика и жизнь. 2008. № 14
[8] Экономика организации: учебник/ Н.П. Любушкин. – М.: КНОРУС, 2010. – 304с., стр. 239
[9] Экономика предприятия: 100 экзаменационных ответов. Экспресс – справочник для студентов вузов. Изд-е 5-е, перераб. и допол. – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 352с., стр. 172
[10] Скляренко В.К., Прудников В.М., Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М., 2008. – 528с. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова), стр.236
[11] Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Из-во ТРТУ, 2004. 174 с., стр. 156
Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии