Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:11, курсовая работа
Между тем сегодня карьерное развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении организацией своих стратегических целей, ведь по мере того, как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях поведения персонала. В интересах как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие «моральному износу» человеческого капитала.
Введение
I глава. Карьера. Цели, задачи, функции
1.1. Карьера. Направления и типы
1.2. Факторы формирования карьеры
1.3. Концепция управления карьерой и ее функции
1.4. Миссия, цели, задачи стратегии
II глава. Карьерная стратегия персонала как важный фактор стратегии предприятия
2.1. Классификация карьерной стратегии
2.2. Принципы и методы формирования и управления карьерной стратегии
2.3. Система функций управления карьерой
III глава. Организация управления карьерой как основополагающая функция менеджера
3.1. Планирование и прогнозирование управления карьерой персонала
3.2. Стратегический план карьерного развития: разработка, внедрение, контроль
3.3. Организация, контроль и регулирование управления карьерой персонала на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин «управление карьерой» для российской экономики дос
Рис. 4. Мимолетная карьера
5)
стабилизационная карьера. Личность
растет до определенного уровня и остается
на нем длительное время — более восьми
лет (рис. 5);
St | ||||
| ||||
|
| |||
Uk |
Рис.
5. Стабилизационная карьера
7)
затухающая карьера. Сотрудник растет
до определенного уровня и остается с
этим статусом до момента, когда начнется
«затухание» — заметное движение к более
низкому социально-профессиональному
статусу в организации (рис. 6).
St | |||||||
Uk |
Рис.
6. Затухающая карьера [1]
1.2
Факторы формирования
карьеры.
Вид карьеры, скорость переходов между рабочими местами, направленность стадий карьеры определяются действием системы факторов, участвующих в формировании карьеры.
Во-первых, это экономические факторы: характер и содержание накопления и использования человеческого капитала обусловлены существующим общественным разделением труда. Тем самым карьера работника осуществляется в той мере, в какой это необходимо для развития физического капитала: в каждый момент структура производства и структура занятости должны соответствовать потребности рынка в товарах и услугах. Исходным пунктом карьеры является не столько удовлетворение потребности работодателей в квалифицированной рабочей силе, сколько удовлетворение с помощью нее потребности рынка в товарах и услугах.
Во-вторых, это социально-психологические факторы, т.е. границы социально-профессиональных возможностей накопления и использования человеческого капитала. Достижения человека в том или ином виде профессиональной деятельности зависят от его потенциала для определенных профессиональных стремлений, базирующегося на природных данных этого человека и определяющего его пригодность к тому или иному виду профессиональной деятельности. В данном контексте карьера -это устройство «селекции», которое сортирует работников по их потенциальной и фактической производительности труда. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения структуры их способностей к профессиональному труду, навыков, взглядов, целей жизни, ценностей, поведенческих наклонностей, способов приспособления к окружающей среде.
В-третьих, это социально-экономические факторы: формирование карьеры определяется уровнем образования и квалификацией работника, его материальной обеспеченностью. Исследования отечественных ученых в области трудовой мобильности человеческих ресурсов свидетельствуют, что наибольшей профессиональной подвижностью отличаются выходцы из малообеспеченных семей. При этом наибольшая профессиональная устойчивость характерна для высококвалифицированных профессиональных групп работников.
В-четвертых, это социально-демографические факторы: характер и содержание карьеры связаны с социальным происхождением работника, его возрастом, полом и т.п. Пол, возраст и социальное происхождение тесно коррелируют со скоростью и направленностью карьерного развития. С возрастом в силу биолого-психологических особенностей работника замедляется его продвижение в иерархии организации. Это связано как с уменьшением количества рабочих мест по мере приближения к вершине организационной пирамиды, так и с увеличением требований к работнику в плане сложности работы.
В-пятых,
это культурные
факторы, а именно, культура, субкультура,
социальное положение. Например, во многих
культурах достаточно распространено
мнение о сугубо мужских и сугубо женских
профессиях. Мы уже почти забыли, скажем,
слова «ткач», «маляр». Все чаще слышится:
«ткачиха», «малярша».[9]
1.3.
Концепция управления
карьерой
Формирование
рыночной философии хозяйствования
вызывает необходимость выделить управление
карьерой как особую, самостоятельную
функцию персонального
Во-первых,
современные макроэкономические процессы
(изменение форм собственности, экономический
и инвестиционный кризис, усиление мировых
интеграционных процессов, развитие межнациональных
хозяйственных связей, структурные сдвиги
в экономике и др.), накладываясь на тенденции
формирования спроса на рабочую силу при
социализме (такие, как государственная
монополия на рабочие места, отрицание
собственности на рабочую силу, завышение
предъявляемого спроса на рабочую силу
по отношению к реальной потребности экономики
в ней, искажение структуры этого спроса,
занижение цены труда, деградация рабочей
силы, теневое довоспроизводство рабочей
силы и т.д.), ведут к сокращению совокупного
спроса на рабочую силу, изменению профессионально-
Во-вторых, существенными факторами, определяющими потребность в управлении карьерой в современной организаций, является динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство). Жесткая рыночная конкуренция во всех ее проявлениях, активизация деятельности профсоюзов, а также законодательное регулирование кадровой работы со стороны государства (установление равных возможностей при выборе профессии, формы профессиональной подготовки, места работы, при продвижении по службе и т.д.) ориентируют работодателя на поиск для каждого работника такого рабочего места, где последний своим трудом создал бы потребительную стоимость, обладающую большей меновой стоимостью, чем стоимость его труда.
В-третьих,
действие внутренних факторов, таких
как возрастающая сложность производственно-
В-четвертых, необходимость управления карьерой определяется становлением и развитием управленческих традиций и культуры в организации, связанных с возрастающей ролью личности работника, знанием его мотивации, установок, умением их формировать в соответствии с организационной целью.
Процесс управления карьерой— это процесс двусторонний [15]. Его основу составляют отношения субъекта и объекта. Объектом управления является карьера как повышение ценности человеческого капитала работника. Субъектом управления может выступать либо сам работник, либо работодатель в лице специальной организационной структуры — исполнительного органа.
В ситуации, когда субъектом является собственник человеческого капитала, следует говорить об управлении личной карьерой. Если субъектом является работодатель, то речь идет об управлении деловой карьерой. По сути дела, взаимосвязь управления личной карьерой и управления деловой карьерой есть не что иное, как взаимосвязь между причиной и следствием.
Игнорирование причинно-следственной взаимосвязи между указанными управленческими процессами ведет к непониманию управления деловой карьерой как диалектической системы (движущей силой, источником развития которой являются возникновение, становление и разрешение противоречий, внутренне присущих личной карьере), к отрыву теоретических разработок и рекомендаций от их практической реализации. По этой причине в дальнейшем мы будем использовать термин «управление карьерой», объединяющий в своем содержании представления о процессе управления личной карьерой и о процессе управления деловой карьерой.
Управление карьерой – это системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения и использования человеческого капитала в целях обеспечения его соответствия объему и структуре основного капитала для наиболее полного удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах. Управление повышением ценности человеческого капитала – это нормальная составляющая производственно-коммерческого процесса, а не дополнение к нему.[8]
Суть
управления карьерой сводится к решению
трех взаимосвязанных задач. Во-первых,
необходимо так формировать и совершенствовать
производительные способности, модели
поведения человека, чтобы они наиболее
полно соответствовали требованиям, предъявляемым
развивающейся производственно-коммерческой
деятельностью. Во-вторых, на производстве
надо создавать
такие социально-экономические и производственно-
технические условия, при которых максимально
использовались бы способности работника
к труду. В-третьих,
важно, чтобы эти процессы происходили
не в ущерб
организму и интересам личности работника.
Ускорение темпов изменения параметров внешней ' среды, возрастание неопределенности ее параметров во времени обусловливают объективную необходимость осмыслить общий характер и глубинные причины этих изменений, осуществить, по возможности, их прогнозирование, имитацию рыночных вариантов для выбора целей развития карьеры персонала и установить приоритеты достижения этих целей. Все это приводит к возрастанию роли стратегического подхода к управлению карьерой в современной организации.
Стратегический подход привязывает управление карьерой к долгосрочным стратегиям работодателя. В этом случае основная задача управления карьерой заключается в разработке и реализации совокупности направлений деятельности работодателя по повышению конкурентоспособности персонала, ориентированного на длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях, т.е. в разработке и реализации карьерной стратегии развития. Карьерная стратегия развития персонала — это способ достижения целей управления карьерой.
Стратегический
подход к управлению карьерой
включает в себя шесть этапов (схема 7).
Итак,
современная концепция
управления карьерой предполагает
реализацию стратегического подхода к
выбору и адаптивному отслеживанию общих
направлений деятельности работодателя,
подкрепленных комплексными управленческими
усилиями и нацеленных на поиск устойчивого
преимущества в формировании и использовании
конкурентоспособных работников.
Схема 7. Основные этапы стратегического управления
карьерой
в современной организации
1.4.
Миссия, цели, задачи,
стратегии управления
карьерой
Процесс управления карьерой начинается с определения миссии его субъекта. Миссия субъекта управления карьерой — это основное социально значимое функциональное назначение субъекта в долгосрочном периоде (помимо получения прибыли). В ней отражаются интересы всех групп влияния: работодателей, наемных работников, профсоюзов, местных органов управления, правительственных учреждений и др. Субъект управления карьерой должен искать свою миссию во внешнем окружении, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ему жизнеспособность и эффективное функционирование в будущем.