Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель работы – выяснить, что представляет собой процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление.
Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
изучить из чего состоит собственный капитал предприятия;
оценить стоимость отдельных элементов собственного капитала;
определить за счет каких источников происходит увеличение собственного капитала;
рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
раскрыть суть эмиссионной политики предприятия;
проанализировать собственный капитал предприятия и дать рекомендации по управлению им.
Эти
показатели могут рассматриваться
как основные факторы формирования
суммы различных видов операционной прибыли,
воздействуя на которые можно получить
необходимые результаты [15. C. 76-77].
2.2
Дивидендная политика
предприятия
Под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия [9. C. 235-240].
Формированию
оптимальной дивидендной
1.
теория независимости
2.
теория предпочтительности
3.
теория минимизации дивидендов (или
«теория налоговых
4. сигнальная теория дивидендов (или «теория сигнализирования»). Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.
5. теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или «теория клиентуры»). В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения [17. C. 5-13].
Практическое
использование этих теорий позволило
выработать три подхода к формированию
дивидендной политики – «консервативный»,
«умеренный» («компромиссный») и «агрессивный».
Каждому из этих подходов соответствует
определенный тип дивидендной политики
(таблица 1) [18. C. 148].
Таблица 1 – Основные типы дивидендной политики
Определяющий подход к формированию дивидендной политики | Варианты используемых типов дивидендной политики |
1. консервативный подход | 1. остаточная
политика дивидендных
выплат 2. политика стабильного размера дивидендных выплат |
2. умеренный
(компромиссный)
подход |
3. политика минимального
стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды |
3. агрессивный подход | 4. политика стабильного
уровня
дивидендов 5. политика постоянного возрастания размера дивидендов |
1.
Остаточная политика
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
3.
Политика минимального
4.
Политика стабильного уровня
дивидендов рассматривает
5.
Политика постоянного
С
учетом рассмотренных принципов дивидендная
политика формируется по следующим основным
этапам (рисунок 3).
Рисунок
3 – Последовательность формирования
дивидендной политики.
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято разделять на четыре группы.
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период [20. C. 138-143].
Механизм
распределения прибыли в
На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитают формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества.
На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части.
На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерной компании.
Определение
уровня дивидендных выплат на одну
простую акцию осуществляется по
формуле (29):
УДВпа
= (ФДВ – ВП) / Кпа (29),
где УДВпа – уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в
соответствии с избранным
ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных
акций;
Кпа – количество простых акций.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов Основными из таких форм являются:
1. выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2. выплата дивидендов акциями. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированных акций на сумму дивидендных выплат.
3.
автоматическое
4.
выкуп акций компанией. Он
Для оценки эффективности дивидендной политики используют следующие показатели:
Кдв
= ФДВ / ЧП (30),
где Кдв – коэффициент дивидендных выплат;
ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с
избранным типом дивидендной политики;
ЧП – сумма чистой прибыли.
Кц/д
= РЦа / Да (31),
где
Кц/д – коэффициент
РЦа – рыночная цена одной акции;
Да
– сумма дивидендов, выплаченных
на одну акцию.
2.3
Эмиссионная политика
предприятия
Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, введем ряд ограничений.