Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель работы – выяснить, что представляет собой процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление.
Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
изучить из чего состоит собственный капитал предприятия;
оценить стоимость отдельных элементов собственного капитала;
определить за счет каких источников происходит увеличение собственного капитала;
рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
раскрыть суть эмиссионной политики предприятия;
проанализировать собственный капитал предприятия и дать рекомендации по управлению им.
Для
расчета коэффициентов
Кп=
Поступило/Остаток на конец года
(32),
Кв=
Выбыло/ Остаток на начало года
(33),
По данным таблицы 3 видно, что на предприятии практически отсутствует движение капитала. Значения коэффициентов выбытия значительно превышают значения коэффициентов поступления. Это говорит о том, что на предприятии заморожен процесс наращивания капитала. Наращивание средств происходило только по статье нераспределенная прибыль прошлых лет (+2,78).
Анализ собственных средств предприятия предполагает определение фактического размера средств и факторов, влияющих на их динамику.
По
данным таблицы 4 видно, что за анализируемый
период собственные оборотные средства
предприятия выросли на 7262 тыс. руб. и составили
в 2006 г. – 8079 тыс. руб. Положительный
показатель собственных оборотных
средств говорит об увеличении получаемой
предприятием прибыли. Отрицательное
влияние на сумму собственных оборотных
средств оказало увеличение показателя
незавершенного строительства на 11264 тыс.
руб.
Таблица
4 – Расчет наличия собственного
капитала ОАО Монтаж-Сервис
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | Абс. отклонение 2004-2006 |
Уставный капитал | 83 | 83 | 83 | - |
Добавочный капитал | 57802 | 57802 | 57802 | - |
Резервный капитал | - | - | - | - |
Фонды социальной сферы | 3284 | 8049 | - | -3284 |
Нераспределенная прибыль прошлых лет | - | - | 12839 | +12839 |
Нераспределенная прибыль отчетного года | - | 29084 | 6358 | +6358 |
Итого источников собственных средств | 61169 | 95018 | 77082 | +15913 |
НМА | 584 | 296 | 296 | -296 |
Основные средства | 48726 | 51909 | 62559 | +13833 |
Незавершенное строительство | 11042 | 25063 | 22306 | +11264 |
Прочие внеоборотные активы | - | - | - | - |
Итого ВОА | 60325 | 77268 | 85161 | +24809 |
Собственные оборотные средства | 817 | 17750 | 8079 | +7262 |
Проведем анализ рентабельности капитала.
Рентабельность собственного капитала является одним из основных показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала [27. C. 96-99].
По данным таблицы 5 видно, что в отчетном году увеличилась выручка от реализации (+122091 тыс. руб.), себестоимость продукции (+132793 тыс.руб.) и внереализационные доходы (+2452 тыс. руб.), но уровень рентабельности продаж по сравнению с 2004 г. упал на 13,5%, чистая рентабельность на 10,26%.
Деятельность
организации в 2006 г. была убыточнее
чем в 2004 г.
Таблица 5 – Динамика влияния отдельных факторов на рентабельность капитала ОАО Монтаж-Сервис
Факторы, влияющие на рентабельность | 2004 | 2005 | 2006 | Абс. отклонение 2004-2006 г.г. | ||||
Выручка от продажи | 123584 | 295976 | 245675 | +122091 | ||||
Себестоимость | 100853 | 252924 | 233646 | +132793 | ||||
Коммерческие расходы | - | - | - | - | ||||
Управленческие расходы | - | - | - | - | ||||
Рентабельность (убыточность) продаж | 18,39 | 14,54 | 4,89 | -13,50 | ||||
Проценты к получению | - | - | - | - | ||||
Проценты к уплате | - | - | - | - | ||||
Доходы от участия в других организациях | - | - | - | - | ||||
Прочие операционные доходы | - | - | - | - | ||||
Прочие операционные расходы | - | - | - | - | ||||
Прочие внереализационные доходы | 7408 | 13549 | 9860 | +2452 | ||||
Прочие внереализационные расходы | 2427 | 5249 | 254 | -2173 | ||||
Налог на прибыль | 7668 | 10851 | 6971 | -698 | ||||
Чрезвычайные доходы | - | - | - | - | ||||
Чрезвычайные расходы | - | - | - | - | ||||
Чистая
рентабельность (убыточность) |
16,22 | 13,68 | 5,69 | -10,26 |
Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели:
1. рентабельность всего капитала;
2. рентабельность собственного капитала;
3.
рентабельность финансовых
Различные
показатели рентабельности представлены
в таблице 6.
Таблица 6 – Показатели рентабельности
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | Абс. отклонение 2004-2006 г.г. |
Рентабельность продаж, % | 18,39 | 14,54 | 4,89 | -13,5 |
Бухгалтерская рентабельность обычной деятельности, % | 16,21 | 13,68 | 5,96 | -10,25 |
Чистая рентабельность, % | 16,21 | 13,68 | 5,96 | -10,25 |
Экономическая рентабельность, % | 24,37 | 25,37 | 12,84 | -11,53 |
Рентабельность
собственного
капитала, % |
29,42 | 42,62 | 18,98 | -10,44 |
Затратоотдача, % | 22,54 | 17,02 | 5,15 | -17,37 |
Рентабельность
перманентного
капитала, % |
29,42 | 42,62 | 18,98 | -10,44 |
По данным таблицы 6 видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так на единицу проданной продукции, приходится 4,89% прибыли что на 13,5% меньше чем в 2004 г. И только 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов – на 10,25% меньше чем в 2004 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53%. Так же снизилась эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2004 г. – 29,42%. На 1 рубль затрат приходится 5,15% прибыли от продаж. Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.
Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускоренной оборачиваемости активов (ресурсоотдачей). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.
Большое значение для организации имеет то, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов. Потому что у разных организаций неодинаковы повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.
Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.
При
анализе экономической
Для повышения рентабельности собственного капитала необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.
Первая связана с проблемой выбора стратегии управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Если выбирать стратегию с высоким риском, то необходимо получение высокой прибыли. Или наоборот – небольшая прибыль, но зато почти без риска. Одним из показателей рискованности бизнеса как раз является коэффициент финансовой независимости. Его низкое значение говорит о том, что доля собственного капитала в меньшей степени увеличивается за счет повышения коэффициента финансовой независимости. И это положение ослабляет финансовую устойчивость организации.
Вторая
особенность связана с
И наконец, третья особенность связана с временным аспектом деятельности организации. Коэффициент чистой рентабельности, влияющий на рентабельность собственного капитала, определяется результативностью работы отчетного периода, а будущий эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Снижение рентабельности собственного капитала нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности, если предполагается окупаемость затрат в дальнейшем [28. C. 127-135].
Связь
между рентабельностью
Рентабельность собственного капитала равна отношению чистой прибыли (т.е. результата после финансовых расходов) к собственному капиталу.
На анализируемом предприятии деятельность финансируется только за счет собственного капитала, показатель задолженности равен нулю.
В таблице 7 показано влияние экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала.
Таблица 7 – Влияние коэффициента экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | Абс. отклонение 2004-2006 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. | 22730 | 43051 | 12028 | -10702 |
Проценты, тыс. руб. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Налог на прибыль, тыс. руб. | 6819 | 12915 | 3608 | -3211 |
Чистая прибыль, тыс. руб. | 15911 | 30136 | 8420 | -7491 |
Рентабельность
собственного
капитала, % |
26,01 | 31,72 | 10,92 | -15,09 |