Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Цель работы – выяснить, что представляет собой процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление.
Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
изучить из чего состоит собственный капитал предприятия;
оценить стоимость отдельных элементов собственного капитала;
определить за счет каких источников происходит увеличение собственного капитала;
рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
раскрыть суть эмиссионной политики предприятия;
проанализировать собственный капитал предприятия и дать рекомендации по управлению им.
Во-первых, эмиссионная политика предприятия будет ограничена вопросами эмиссии только акций – основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.
Во-вторых, из перечня вопросов исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.
В-третьих, будут рассмотрены лишь финансовые аспекты эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов [21. C. 86].
Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.
С
позиции финансового
Разработка
эффективной эмиссионной
Рисунок
4 – Основные этапы формирования
эмиссионной политики предприятия при
увеличении собственного капитала.
1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций [23. C. 54].
Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.
Оценка инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета привлекательности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной привлекательности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиции стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения [24. C. 117].
С
учетом возросшего объема собственного
капитала предприятие имеет возможность
используя неизменный коэффициент
финансового левериджа
Так как управление прибылью, распределением дивидендов и эмиссионная политика являются неотъемлемой частью общей политики предприятия по управлению собственным капиталом, то несомненно освещение этих вопросов очень важно при обсуждении данной темы. Операционная прибыль и доходы от эмиссии – это основные источники увеличения собственного капитала. Поэтому чтобы построить грамотное и эффективное управление им, необходимо знать и уметь управлять и отдельными составляющими собственного капитала. Количество прибыли, которое идет на пополнение собственных источников финансирования напрямую зависит от проводимой на предприятии дивидендной политики. Выбор типа дивидендной политики определяется общей финансовой политикой предприятия и часто зависит от стадии жизненного цикла компании.
3 Анализ управления
собственным капиталом
Открытого акционерного
общества Монтаж-Сервис (ОАО
«Монтаж-Сервис»)
Для
анализа структуры собственного
капитала, выявления причин
изменения отдельных его элементов и оценки
этих изменений за анализируемый период
на основании данных финансовой отчетности
составим таблицу 2 [25. C. 19-20].
Таблица 2 – Динамика структуры собственного капитала ОАО Монтаж-Сервис
Источники капитала | 2004 | 2005 | 2006 | Темп роста за 2004-2006 г.г. | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
Уставный капитал | 83 | 0,14 | 83 | 0,09 | 83 | 0,11 | - |
Добавочный капитал | 57802 | 94,5 | 57802 | 60,83 | 57802 | 74,99 | - |
Резервный капитал | - | - | - | - | - | - | - |
Фонд социальной сферы | 3284 | 5,37 | 8049 | 8,47 | - | - | - |
Нераспределенная прибыль прошлых лет | - | - | - | - | 12839 | 16,66 | - |
Нераспределенная прибыль отчетного года | - | - | 29084 | 30,61 | 19197 | 24,91 | 21,86 |
Итого собственный капитал | 61169 | - | 95018 | - | 77082 | - | 126,01 |
Как видно из таблицы 2 за анализируемый период произошли значительные изменения в структуре собственного капитала. Если в 2004 г. он состоял на 94,50% из добавочного капитала и на 0,14% из уставного, то к концу 2004 г. его состав значительно расширился за счет остатка нераспределенной прибыли.
Размер уставного капитала за анализируемый период не изменился и остался равным 83 тыс.руб., однако его удельный вес в составе источников собственного капитала снизился с 0,14% до 0,11%. Сумма добавочного капитала также осталась неизменной и равна 57802 тыс. руб. Произошло снижение удельного веса добавочного капитала на 19,51%, за счет образования дополнительного источников формирования собственного капитала:
Эти дополнительные источники значительно повлияли на увеличение собственного капитала предприятия. Их удельный вес в структуре собственного капитала составил 8,25% и 16,66%.
Структура капитала анализируемого предприятия не несет в себе большого риска для инвесторов, так как предприятие работает преимущественно на собственном капитале.
Для
того чтобы проанализировать состояние
и движение собственного капитала
необходимо составить аналитическую таблицу
3 [26. C. 46-48].
Таблица 3 – Анализ движения собственного капитала
Наименование статей | Коэффициент поступления | Коэффициент выбытия | ||||||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2004 | 2005 | 2006 | |||||||
Уставный капитал | - | - | - | - | - | - | ||||||
Добавочный капитал | - | - | - | 0,18 | - | - | ||||||
Резервный капитал | - | - | - | - | - | - | ||||||
Фонды социальной сферы | 1,02 | - | - | - | 0,21 | - | ||||||
Нераспределенная прибыль прошлых лет | - | - | 2,78 | - | 0,21 | 1,61 | ||||||
Резервы предстоящих расходов | - | - | 1,07 | - | - | - | ||||||
Оценочные резервы | - | - | - | - | - | - |