Управление собственным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Цель работы – выяснить, что представляет собой процесс управления собственным капиталом и как эффективно осуществлять такое управление.

Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
изучить из чего состоит собственный капитал предприятия;
оценить стоимость отдельных элементов собственного капитала;
определить за счет каких источников происходит увеличение собственного капитала;
рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
раскрыть суть эмиссионной политики предприятия;
проанализировать собственный капитал предприятия и дать рекомендации по управлению им.

Работа состоит из  1 файл

Анализ управления собственным капиталом Открытого акционерного общ.doc

— 448.00 Кб (Скачать документ)

     Во-первых, эмиссионная политика предприятия  будет ограничена вопросами эмиссии только акций – основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.

     Во-вторых, из перечня вопросов исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

     В-третьих, будут рассмотрены лишь финансовые аспекты эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов [21. C. 86].

     Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

     С позиции финансового менеджмента  основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций [22. C. 165].

     Разработка  эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие  этапы (рисунок 4).

       
 
 

     Рисунок 4 – Основные этапы формирования эмиссионной политики предприятия при увеличении собственного капитала. 

     1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций [23. C. 54].

     Анализ  конъюнктуры фондового рынка (биржевого  и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения  акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий  и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на  появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

     Оценка  инвестиционной привлекательности  своих акций проводится с позиции учета привлекательности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции,  а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной привлекательности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

     2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиции стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

  • реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т. п.);
  • необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта финансового левериджа и т. п.);
  • намечаемое поглощение других предприятий с целью получения эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних государственных предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);
  • иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

     3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

     4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

     5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из типа дивидендной политики); б) затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

     6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступления финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения [24. C. 117].

     С учетом возросшего объема собственного капитала предприятие имеет возможность  используя неизменный коэффициент  финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить рентабельность собственного капитала.

     Так как управление прибылью, распределением дивидендов и эмиссионная политика являются неотъемлемой частью общей политики предприятия по управлению собственным капиталом, то несомненно освещение этих вопросов очень важно при обсуждении данной темы. Операционная прибыль и доходы от эмиссии – это основные источники увеличения собственного капитала. Поэтому чтобы построить грамотное и эффективное управление им, необходимо знать и уметь управлять и отдельными составляющими собственного капитала. Количество прибыли, которое идет на пополнение собственных источников финансирования напрямую зависит от проводимой на предприятии дивидендной политики. Выбор типа дивидендной политики определяется общей финансовой политикой предприятия и часто зависит от стадии жизненного цикла компании.

 

      3 Анализ управления  собственным капиталом  Открытого акционерного общества Монтаж-Сервис (ОАО «Монтаж-Сервис») 

     Для  анализа  структуры  собственного   капитала,   выявления   причин изменения отдельных его элементов и оценки этих изменений за анализируемый период  на основании данных финансовой отчетности составим таблицу 2 [25. C. 19-20]. 

     Таблица 2 – Динамика структуры собственного капитала ОАО Монтаж-Сервис

Источники капитала 2004 2005 2006 Темп  роста за 2004-2006 г.г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Уставный  капитал 83 0,14 83 0,09 83 0,11 -
Добавочный  капитал 57802 94,5 57802 60,83 57802 74,99 -
Резервный капитал - - - - - - -
Фонд  социальной сферы 3284 5,37 8049 8,47 - - -
Нераспределенная  прибыль прошлых лет - - - - 12839 16,66 -
Нераспределенная  прибыль отчетного года - - 29084 30,61 19197 24,91 21,86
Итого собственный капитал 61169 - 95018 - 77082 - 126,01
 

     Как  видно  из  таблицы  2 за   анализируемый   период   произошли значительные изменения в структуре собственного капитала. Если в 2004 г. он состоял на 94,50% из добавочного капитала и на 0,14% из уставного, то к концу 2004 г. его состав значительно расширился за счет остатка нераспределенной прибыли.

     Размер  уставного капитала  за  анализируемый  период  не  изменился  и остался  равным 83 тыс.руб., однако  его  удельный  вес  в  составе  источников собственного  капитала  снизился  с  0,14%  до  0,11%.  Сумма  добавочного капитала также осталась неизменной  и  равна  57802 тыс.  руб.  Произошло снижение  удельного  веса  добавочного  капитала  на   19,51%,   за   счет образования дополнительного источников формирования собственного капитала:

    • нераспределенной прибыли отчетного года в размере 6358 тыс. руб.
    • нераспределенной прибыли прошлых лет в размере 12839 тыс. руб.

     Эти  дополнительные  источники  значительно  повлияли  на   увеличение собственного  капитала  предприятия. Их  удельный  вес  в    структуре собственного капитала составил 8,25% и 16,66%.

     Структура капитала анализируемого предприятия  не несет в себе большого риска для инвесторов, так  как  предприятие  работает  преимущественно  на собственном капитале.

     Для того чтобы  проанализировать  состояние  и  движение  собственного капитала необходимо составить аналитическую таблицу 3 [26. C. 46-48]. 

     Таблица 3 – Анализ движения собственного капитала

Наименование  статей Коэффициент поступления Коэффициент выбытия
2004 2005 2006 2004 2005 2006
Уставный  капитал - - -  - - -
Добавочный  капитал - - - 0,18 - -
Резервный капитал - - - - - -
Фонды социальной сферы 1,02 - - - 0,21 -
Нераспределенная  прибыль прошлых лет - - 2,78 - 0,21 1,61
Резервы предстоящих расходов - - 1,07 - - -
Оценочные резервы - - - - - -

Информация о работе Управление собственным капиталом