Воспроизводство основных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 10:04, курсовая работа

Описание

Инвестиции: понятие и состав. Источники финансирования.

Содержание

Введение
Прямые инвестиции, их состав и структура.
Источники финансирования прямых инвестиций.
Источники финансирования капитального ремонта.
Особенности инвестиционной политики на современном этапе развития экономики
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Экономика-воспроизводство основных фондов.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

По данным Центробанка, средневзвешенная номинальная ставка ссудного

процента по кредитам (сроком до 1 года) в 1996 г. достигала 146,8% годовых,

а в первом и втором кварталах 1997 г. - соответственно 63,9 и 48,6%. В

таких условиях обеспечить возврат кредитных ресурсов, например, под 16-20%*

годовых (далеко не самый высокий уровень) за счет своей рентабельности

способен лишь очень узкий круг предприятий. Остальным это не под силу. Ведь

более 56% предприятий  убыточны и работают преимущественно  с помощью

квазиплатежных  инструментов, что препятствует возврату капитала.

Еще более удручающе  выглядит финансовая нагрузка "дороговизны" кредитных

ресурсов на условия безубыточной реализации инвестиционных проектов.

Неблагоприятная для капиталовложений конъюнктура  кредитных рынков в 1997 г.

предъявляла очень  высокие требования к эффективности  проектов. Например,

для рядовых  из них по срокам окупаемости (до 3-х  лет) реальная норма

прибыли на вложенный  капитал должна была составлять как  минимум 83-100%

годовых. Очевидно, что для средних по инновационному потенциалу и технико-

технологическому  уровню капиталовложений такой уровень  не достижим.

Инвестиционные  же проекты с меньшим потенциалом эффективности, а их

большинство, не способны обеспечить своевременное  обслуживание (процентных

платежей) привлекаемых кредитов и их возврат и обречены на провал.

Собственно, и  реализовать такой потенциал  эффективности проектов в условиях

депрессивно подавленной  конъюнктуры, базирующейся преимущественно  на

неплатежах, - дело нереальное. Для этого нужны как  минимум "разогретые"

рынки и обеспеченный (живыми деньгами, а не их суррогатами)

платежеспособный  спрос. С помощью же эрзац-платежных инструментов

невозможны возврат  инвестированного капитала и своевременные  расчеты с

кредиторами.

В известной  мере поддержку высокому уровню заемных  средств невольно

оказывает и  само государство. Во-первых, оно сохраняет  длительное время

завышенную (относительно инфляции) ставку рефинансирования, страхуясь  от

возможного всплеска инфляции. И во-вторых, порой предпринимает шаги по

удорожанию кредитных  ресурсов (как случилось после  потрясений на мировых

финансовых рынках), стремясь стабилизировать внутренний рынок, снизить

степень его  спекулятивного "разогрева" и  удержать на нем финансовые

инвестиции нерезидентов. Начиная с ноября 1997 г., Центробанк стал

поднимать ставку рефинансирования, при одновременном  увеличении норм

резервирования (по пассивам в национальной и иностранной  валюте), и ставки

по ломбардным кредитам, на что немедленно отреагировал повышением и уровень

кредитных цен.

В последнее  время из-за неустойчивости хозяйственного законодательства и

сильного налогового пресса серьезным фактором, препятствующим

инвестированию, является гипертрофированный теневой  сектор, который только

в промышленности, по некоторым оценкам, составляет 40% от официально

_____________________________________________________________________

* Экономист 1998 №5

регистрируемой  деятельности. Его доходы в основном не легализуются,

обостряют финансовые дефицита предприятий, выводятся из хозяйственного

оборота и, следовательно, не могут цивилизованно трансформироваться в

капиталообразующие  инвестиции.

Хозяйственный оборот неформальной экономики по сравнению  с официально

регистрируемой  характеризуется более высоким  уровнем насыщенности

платежными средствами и обслуживается не бартером или  денежными

суррогатами, а  преимущественно ликвидными платежными инструментами. Отсюда

ясно, что при  гипертрофированности теневой экономики  попытки насытить

реальный сектор деньгами и снизить остроту финансовых дефицитов будут

оборачиваться переливом ликвидных платежных  средств в теневой сектор и

обострением инвестиционно-финансового  голода в стране.

На российском рынке недостаточно предложений  реципиентов в виде эффективных

проектов, доступных для вложения свободного капитала, в частности, из-за

информационной "закрытости" предприятий или  нежелания их руководства

потерять над  ними контроль в случае прихода стратегического  инвестора.

Кроме того, нет  эффективных рыночных механизмов капитализации сбережений в

реальном секторе.

В дореформенный  период инвестиционно-финансовые ресурсы  предприятий в

подавляющей части  централизованно через бюджет направлялись на

инвестирование. Сейчас эта система разрушена, новая, адекватная рыночному

хозяйствованию в полной мере не создана. В зачаточном состоянии находятся

страховые и  инвестиционные институты, не функционируют  механизмы

пенсионного обеспечения, позволяющие мобилизовать длинные" финансовые

ресурсы для  последующего инвестирования производства. Усугубляет ситуацию

неразвитость  рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала, в том

числе через  фондовый рынок. Очевидно, что в преддверии экономического

подъема эти  обстоятельства будут серьезно отодвигать сроки преодоления

инвестиционного кризиса.

Сказанное в  равной мере относится и к банковской сфере, которая не готова к

аккумуляции крупных  средств для инвестирования производства. Это результат

низкого уровня капитализации большинства банков, отсутствия опыта работы с

инвестиционными проектами, непрозрачности информации о заемщиках.

Нехватка средств  для инвестирования привела к  образованию в производстве

огромной массы  обесцененного кризисом, физически  и морально изношенного

основного капитала. В итоге сложилась ситуация, когда  неизбежно масштабное

и быстрое сокращение устаревшего производственного  потенциала,

невостребованного рынком.

Значительная  доля машин и оборудования функционирует  за пределами

экономически  оправданных сроков службы. Средние  фактические сроки службы

как основного  капитала в целом, так и его активной части (машин и

оборудования) еще  в дореформенные годы намного  превышали нормативные

периоды эксплуатации. По экспертной оценке, к началу активного

экономического  реформирования средняя продолжительность  эксплуатации

активной части  основных фондов промышленности составляла 24 года, а в

последующем, под  влиянием резко ухудшившихся условий  воспроизводства

основного капитала, - 28 лет. Это почти в 2,2 раза выше нормативных  сроков

службы техники, в том числе аналогичных показателей  развитых стран.

О существенной изношенности производственного аппарата свидетельствует и

возрастная структура  основного капитала. Сегодня в  промышленности 57% всех

машин, оборудования и мобильной техники эксплуатируется  свыше 10 лет. Это

много, особенно если учесть высокую степень морального износа (т. е.

несоответствие  современным технико-технологическим  требованиям к основному

капиталу) относительно новой техники. По имеющимся данным, только 16%

производственных  мощностей соответствуют мировому уровню.

Крупные и средние предприятия промышленности загружены на 35%. Если

добавить к  этому необходимый резерв мощностей  при возможном увеличении

спроса продукции (по аналогии с другими странами - 15-20%), то получается,

что рынком востребовано только 45-50% всего основного капитала

промышленности, а остальная часть из-за изношенности не отвечает спросовой

конъюнктуре, в  том числе структуре и объему резко снизившегося конечного

спроса.

Продолжительное сохранение большого объема обесцененного  излишнего

оборудования  и крайне низкого уровня использования основного капитала

опасно для  экономики. Наряду с обременительными для предприятий издержками

по обслуживанию и поддержанию в работоспособном  состоянии незагруженной

техники недостаточное  использование устаревшего производственного аппарата

существенно сдерживает мотивацию к инвестированию и  обновлению

производства, препятствует экономии затрат и тем самым содействует

раскручиванию спирали инфляции издержек. К тому же содержание на балансе

предприятий незагруженных  производственных мощностей, не обеспеченных

спросом, тяжелым  бременем ложится на финансы производителей и является

постоянно действующим  фактором мощного инфляционного  давления на экономику.

Столь же негативны  последствия незагруженности мощностей  и для

инвестиционной деятельности. Сдерживается мотивация к инвестированию,

ограниченные  финансовые средства предприятий идут на обслуживание текущей

хозяйственной деятельности (в том числе содержание и ремонт устаревшего

оборудования), а не на реализацию проектов обновления производства. 

Заключение 

В заключение необходимо отметить, что для того чтобы восстановить

воспроизводственные процессы в экономике, преодолеть кризис, повысить

конкурентоспособность продукции и компенсировать ожидаемое  выбытие

устаревшего основного  капитала, требуется активизировать инвестиционную

деятельность. Для  устойчивого экономического роста (со среднегодовыми

темпами 5% в год) норма накопления (в масштабе сопоставимых цен 1991 г.)

должна возрасти в 1,5-1,8 раза, т.е. с нынешних 8,7% до 13-15,6% ВВП (а в

масштабе текущих  цен с 20 до 30-36%)*.

Хотя такие  масштабы накоплений близки к показателям  развитых стран, для

отечественной экономики они минимальны. Меньший  их уровень недостаточен для

подъема народного  хозяйства. Слабая конкурентоспособность  производства и

выбытие обесцененного  капитала могут способствовать переходу в

продолжительную стадию нулевого экономического роста. Ее главные

особенности - низкие (близкие к нулевым) темпы производства, узкая

материальная  база для

Информация о работе Воспроизводство основных фондов