Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:06, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение товарной политики фирмы, основанной на комплексном анализе финансово-экономического состояния компании Nokia на данных показателей ассортимента.
Объект исследования – рынок мобильных телефонов
Исходя из цели работы, задачами курсовой работы являются следующие задачи:
проанализировать рынок мобильных телефонов в России;
проанализировать коммерческую деятельности Nokia;
разработать основные направления совершенствования ассортимента компании Nokia;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Состояние мирового и отечественного рынка мобильных телефонов, тенденции его развития…………………………………………………………...4
1.1 Анализ российского рынка мобильных телефонов…………………………4
1.2 Характеристика компании Nokia и ее деятельность………………………..9
Глава 2. Ассортиментная политика, как часть товарной политики компании….….......................................................................................................16
2.1 Анализ ассортимента компании Nokia……………………………………16
2.2 Предложения по оптимизации ассортимента компании Nokia…………..21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Специалисты
компании уверены, что развитие коммуникаций
в современных условиях невозможно
без дальнейшего
Компания Nokia производит как мобильные телефоны, так и оборудование для операторов сотовой и фиксированной связи. В июне 2006 подразделения Nokia Networks объединились с такой же телекоммуникационной компанией Siemens. 11 февраля 2011 года объявила о партнерстве с Microsoft и об использовании в своих мобильных устройствах операционной системы Windows Phone 7.
Компании Nokia уделяет внимание не только производству мобильных устройств, но и интернет-сервисам таким как “Ovi”
Стратегия Nokia: предоставление пользователям устройства со всевозможными услугами.
Ключевыми
сервисами: навигация (“Карты Ovi”)
музыка (музыкальный Интернет-магазин
“Музыка Ovi”)
магазин приложений и мультимедийного
контента (“Магазин Ovi”)
электронная почта и обмен сообщениями
Реорганизация: С 1 января 2008 года компания делится на 11 бизнес-единиц. Из которых Евразия стала одной из единиц Nokia, которая включает в себя четыре подразделения - Россию, Украину, ЮГ СНГ и Турцию. Все подразделения являются самостоятельными, со своим руководством и штатной структурой.
Инновации. Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление, которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брендинге и дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola, Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только добилась этого намного быстрее.
Технологии. Nokia уделяет много внимания и вкладывает большие средства в технологические разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.
Когда многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века.
В числе активов Nokia:
В декабре 2011 года стало известно, что Nokia ищет покупателя дочерней компании, выпускающей элитные телефоны Vertu. Наиболее вероятными кандидатами являются другие производители устройств этой категории. Вместе с Vertu рынок делят Mobiado, Gresso (российская компания) и некоторые другие марки.
Показатели деятельности
2011
Финансовые показатели (первое полугодие 2011 г.): выручка – 19,7 млрд евро, чистый убыток – 261 млн. евро.
Капитализация на 11 февраля 2011 г – $34,7 млрд.
Капитализация на июль 2011 г – 15 млрд. евро.
По
итогам I квартала 2011 г. доля компании на
мировом рынке мобильных
На мировом рынке смартфонов Nokia во II квартале 2011 г. продала 16,7 млн смартфонов, а Apple – на 3,64 млн больше. На мировом рынке мобильных устройств (телефоны и смартфоны) в I квартале доля Nokia снизилась до 25,1% – на 5,5 п. п. по сравнению с тем же периодом 2010 г. 2
2010
Nokia
остается крупнейшим
Продажи крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов, компании Nokia, в 2010 г. выросли на 4% до 42,45 млрд. евро. Операционная прибыль выросла на 73% до 2,1 млрд. евро. Чистая прибыль – 1,33 млрд. евро.
Выручка подразделения Devices & Services выросла на 5% до 29,13 млрд. евро, Navteq - на 50% до 1 млрд. евро, Nokia Siemens Networks - на 1% до 12,66 млрд. евро. Операционная прибыль Devices & Services снизилась на полпроцента до 3,30 млрд. евро, операционные убытки Navteq сократились с 344 до 255 млн. евро, операционные убытки Nokia Siemens Networks составили 686 млн. евро против 1,64 млрд. евро годом ранее. По оценке Nokia, в 2010 г. поставки мобильных телефонов всех марок на мировой рынок выросли на 13% до 1,43 млрд. штук. При этом поставки Nokia выросли только на 5% до 452,9 млн. штук (поставки обычных телефонов сократились на 3%, в то время как поставки смартфонов выросли на 48%). В результате доля компании сократилась до 32% против 34% в 2009 г.
Продажи по итогам IV квартала 2010 г. увеличились на 6% до 12,65 млрд. евро, тогда как операционная прибыль показала отрицательную динамику, снизившись на 23% до 884 млн. евро против 1,14 млрд. евро годом ранее.
В IV квартале вендор поставил на мировой рынок 95,4 млн. простых аппаратов и 28,3 млн. смартфонов. В сравнении с аналогичным периодом 2009 г. поставки первых сократились на 10%, тогда как смартфонов выросли на 36%. В сумме сокращение поставок по итогам трехмесячного периода составило 3%. По сравнению с прошлым годом доля Nokia в сегменте смартфонов сократилась с 40% до 31%.
Поставки мобильных телефонов Nokia (всех типов, включая смартфоны) в IV квартале 2010 г. сократились во всех регионах, кроме Китая. Наибольшее снижение пришлось на Северную Америку - минус 32%. Поставки в Европу снизились на 2%, на Ближний Восток и в Африку - на 9%. Поставки в Китай выросли на 24%.
В конце 2010 г. в Nokia работало примерно 132 тыс. человек.
2008
Выручка - €50,7 млрд., операционная прибыль - €4,9 млрд., чистая прибыль - €3,9 млрд.
2007
68 321 человек (2007 год)
В августе 2010 г. Intel, Nokia и Оульский университет (г. Оулу, Финляндия) объявили об открытии совместного центра исследований и разработок, который вошел в состав европейской сети Intel Labs Europe, включающей на август 2010 г. уже 22 центра.
Новый центр расположен в комплексе Center for Internet Excellence при Оульском университете и интегрирован с технологическим парком Oulu Urban Living Labs, являющимся хорошей средой для глубоких исследований и реализации пилотных проектов, говорится в официальном сообщении.
Первоначальной
целью первого совместного R&D-
Корпорация Nokia начала деятельность тогда еще в СССР в 60-е годы. С 1993 г. интересы Nokia в Петербурге представляло предприятие Nokia Switching Systems (NSS). В 1997 г. было создано Nokia с головным офисом в Москве. Офисы Nokia есть в ключевых регионах России, а также странах СНГ. Продукты Nokia классифицируются по трём основным подразделениям: Mobile Phones — классичесикие мобильные телефоны; Multimedia — мультимедийные компьютеры Nseries; Enterprise Solutions — устройства бизнес-класса Eseries и специальное программное обеспечение.
Cовместно с розничными сетями в России и СНГ Nokia активно развивает программу «Авторизованные точки продаж Nokia», в рамках которой открываются фирменные салоны (Concept Stores) и фирменные отделы (Shop-in-Shops) Nokia. Основная цель данной программы — защита потребителей от поддельного и несертифицированного товара. При покупке продуктов Nokia в фирменном салоне или магазине, как и во всех авторизованных точках продаж, потребителю гарантировано, что он приобретает оригинальный, официально поставленный продукт со всей необходимой сервисной поддержкой. Фирменные отделы и салоны Nokia открыты в большинстве крупных городов России и СНГ, и их количество постоянно увеличивается.
9 декабря 2005 года в России открылся первый в мире флагманский магазин Nokia (Nokia Flagship Store) — в центре Москвы, неподалеку от Пушкинской площади. Главная задача флагманского магазина Nokia — это презентация всего ассортимента продуктов и услуг Nokia, а также предоставление потребителям возможности в комфортной обстановке и на самом передовом оборудовании оценить все преимущества новинок Nokia и актуальных мобильных технологий.
В II квартале 2011 г. доля Nokia на российском рынке смартфонов продолжила падать. Если смотреть поквартально, начиная с IV квартала 2010 г., динамика такая: 57, 52, 41% — это в деньгах и 71, 65, 52% — в штуках. Таковы данные «Связного». У «Евросети» похожие: 41% против 47% в денежном и 62% против 63% в штучном выражении (I квартал 2011 г. к I кварталу 2010 г.). МТС тоже согласна: доля Nokia снижается, в натуральном выражении в первом полугодии она составила 55%.
То, что теряет Nokia, прибирает Samsung. Доля Samsung за первое полугодие выросла с 8% (IV квартал 2010 г.) до 23% (II квартал 2011 г.) в денежном выражении. Nokia уступает позиции в первую очередь Samsung,: корейский производитель выпускает большее число новых моделей и делает ставку на более современную операционную систему Android, в то время как Nokia использует Symbian.3
При этом Nokia остается лидером и на российском рынке смартфонов, и на рынке телефонов в целом. На последнем она в натуральном выражении даже наращивает свою долю. В первом полугодии 2011 г. у Nokia был 41% телефонного рынка против 38% за аналогичный период 2010 г.
Рис. 2. Падение Nokia на рынке мобильных телефонов.
Объясняется это хорошими продажами бюджетных моделей Nokia. За сохранение позиций Nokia платит снижением цены аппаратов: в первом полугодии 2011 г. они подешевели на 24% (по сравнению с концом второго полугодия прошлого года).
Доля Nokia в денежном выражении в январе — мае 2011 г. была такой (помесячно): 43, 47, 44, 43, 41% — если не падает, то точно не растет.4
Проблема Nokia — в дефиците знаковых новинок, а также в короткой по сравнению, например, с Samsung линейкой аппаратов во всех ценовых категориях. Ситуация на российском рынке смартфонов для Nokia может развернуться в 2012 г., когда в продажу поступят телефоны на новой для Nokia платформе Microsoft Windows Mobile 7.
Глава 2. Ассортиментная политика, как часть товарной политики компании.
2.1 Анализ ассортимента компании Nokia.
Управление
ассортиментом и его
Успехи
на рынке электроники в
Ассортиментная политика - это принципы формирования набора товаров (услуг), которые производит или продает предприятие. Цель этой политики состоит в том, чтобы ассортимент предприятия, с одной стороны, наиболее точно соответствовал спросу покупателей, с другой стороны, позволял оптимально распределить ресурсы предприятия и получить наибольшую прибыль.