Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа
Сущность и функции маркетингового потенциала предприятия. Концепция потенциала подразделения, фирмы. Порядок установления маркетингового потенциала. Интегральная оценка маркетингового потенциала фирмы, ее готовности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу.
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Функция маркетинга, как и функция НИОКР, в жизненном цикле пделий (ЖЦИ) относится к стратегическим функциям, носящим инно-шционный характер. Службе маркетинга предприятия в силу динамичности эынка, состояния фирмы и внешней среды все время приходится ставить -ювые цели и решать новые задачи, проводить новые исследования, эазрабатывать и реализовывать новые проекты. Другими словами, маркетинговая служба уже потенциально должна обладать высокой степенью готовности к новому режиму функционирования. Причем, говоря о маркетинговых службах, мы имеем в виду маркетинговые функции, исполняемые всеми подразделениями предприятия: конструкторскими, технологическими, производственными, снабженческими, экономическими и другими. Чтобы оперативно перейти в новое качество необходимо периодически оценивать свои способности и возможности, то есть оценивать свои потенциал.
Перед руководителями и специалистами маркетинговых служб, перед консультантами регулярно ставятся задачи оценки маркетингового потенциала как своих подразделений, так и подобных подразделений контрагентских, посреднических и конкурирующих фирм. Здесь есть свои методические сложности. Их игнорирование ведет к ошибкам и увеличению риска потерь. Необходима технология (методика) оценки маркетингового потенциала.
Маркетинговый потенциал предприятия-— это мера-готовности, способности, возможности предприятия, его маркетинговой службы своевременно и качественно исполнять маркетинговые функции, решать намеченные задачи; это степень соответствия данного состояния маркетинговой службы то,чу состоянию, которое требуется для решения поставленных задач.
Концепция потенциала подразделения, фирмы — это инструмент стратегического планирования развития, который отличается системным видением факторов влияния на вероятность успешного решения задач. Данная концепция приходит на смогу прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» фирмы, поиску и выявлению «узких мест». проводимых по неотработанным методикам не всегда компетентными исполнителями. Современный подход требует постоянного наблюдения и управления потенциалом (мониторинга потенциала) фирмы И прежде всего его инновационных подразделении, исполняющих функции НИОКР и маркетинга. То есть -силу и слабости» фирмы (подразделения), се «узкие места» мы ■юлжны знать всегда, и в любой требуемый момент мы должны быть гоговы дат;, руководству исчерпывающую информацию
о степени готовности к решению новой задачи, о проведении необходимых мероприятий и затратах.
Порядок установления маркетингового потенциала ог;р ;д_-;мегс ! инновационным проектом, фазами жизненного цикла изделия, охватываемых фирмой, срочностью решения, имеющейся информацией. Инновационные проекты многообразны: новая разработка, новая продукция, новая технология, новый рынок, новая услуга в сфере потребления, диверсификация, конверсия, слияние и поглощение, новая структура, нозые методы управления и другие. Везде готовность маркетинговой службы должна быть соответствующей.
Возможны подходы к установлению маркетингового потенциала в зависимости от ЖЦИ и детальности (системности) оценки: учитываются все фазы ЖЦИ, если предприятие крупное и имеет необходимые под-
Функции маркетинговых служб в разрезе стадий и этапов жизненного цикла изделий
|
| Функции «Комплекс» маркетинга»: |
|
Стадия (фазы) ЖДИ | Этапы ЖЦИ по ИСО — 9004 | 1. Разработка товара; 2. Ценообразование; 3. Распространение товара; 4. Стимулирование спроса н соыта. |
|
I. | 1. Маркетинг | Аналитическая функция: изучение |
|
НИОКР |
| рынка и его структуры, потребителей, товара; поиск целевых рынков, выбор потребителей (сегментация рынка) Уточнение направления НИОКР, |
|
2. НИОКР |
| ||
|
| технических требований |
|
II. | 3. Материально- | Инициирование технологических |
|
Производство | техническое снабжение | новшеств |
|
| (закупочная логистика) | Участие в обеспечении качеетт-.л выпускаемой продукции и планировании ассортимента Сертификация продукции |
|
4. Подготовка |
| ||
| производства | Планирование и проведение рекламной кампании |
|
5. Производство |
| ||
6. Контроль и |
| ||
| испытания |
|
|
III. | 7. Упаковка и хранение | Организация системы |
|
Реализация | готовой продукции, | товародвижения |
|
| сохранение качества | Проведение товарной политики |
|
| при транспортировке и | Проведение ценовой политики |
|
| хранении на складах | Организация и стимулирование спроса и сбыта Организация сбытовой сети (опгоцой |
|
8. Реализация и распределение (сбыт, |
| ||
| обмен) | " '— |
|
IV. | 9. Монтаж и | Организация сервиса |
|
11о гребле: \ :\ ^ | тксплуатация | Организация обучения ц ;:>•:.о:мла |
|
I | 110. Утилизация ! | Органик-.:- ::■•.-■■ ■.-■■■■■•■.•■. ресурсов | .1 |
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Функция маркетинга, как и функция НИОКР, в жизненном цикле изделий (ЖЦИ) относится к стратегическим функциям, носящим инновационный характер. Службе маркетинга предприятия в силу динамичности рынка, состояния фирмы и внешней среды все время приходится ставить новые цели и решать новые задачи, проводить новые исследования, разрабатывать и реализовывать новые проекты. Другими словами, маркетинговая служба уже потенциально должна обладать высокой степенью готовности к новому режиму функционирования. Причем, говоря о маркетинговых службах, мы имеем в виду маркетинговые функции, исполняемые всеми подразделениями предприятия: конструкторскими, технологическими, производственными, снабженческими, экономическими и другими. Чтобы оперативно перейти в новое качество необходимо периодически оценивать свои способности и возможности, то есть оценивать свой потенциал.
Перед руководителями и специалистами маркетинговых служб, перед консультантами регулярно ставятся задачи оценки маркетингового потенциала как своих подразделений, так и подобных подразделений контрагентских, посреднических и конкурирующих фирм. Здесь есть свои методические сложности. Их игнорирование ведет к ошибкам и увеличению риска потерь. Необходима технология (методика) оценки маркетингового потенциала.
Маркетинговый потенциал предприятия-— это мера-готовности, способности, возможности предприятия, его маркетинговой службы своевременно и качественно исполнять маркетинговые аЪункции, решать намеченные задачи; это степень соответствия данного состояния маркетинговой службы тому состоянию, которое требуется для решения поставленных задач.
Концепция потенциала подразделения, фирмы — это инструмент стратегического планирования развития, который отличается системным видением факторов влияния на вероятность успешного решения задач. Данная концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» фирмы, поиску и выявлению «узких мест». проводимых по неотработанным методикам не всегда компетентными исполнителями. Современный подход требует постоянного наблюдения и управления потенциалом (мониторинга потенциала) фирмы и прежде всего его инновационных подразделений, исполняющих функции НИОКР и маркетинга. То есть «силу и слабости» фирмы (подразделения), се «узкие места» мы -юлжны акать всегда, и в любой требуемый момент мь! должны быть г.>го:<',;,1 дат;, руководству исчерпывающую информацию
о степени готовности к решению новой задачи, о проведении необходимых мероприятий и затратах.
Порядок установления маркетингового потенциала ог;р :да.;яотс ; инновационным проектом, фазами жизненного цикла изделия, охватываемых фирмой, срочностью решения, имеющейся информацией. Инновационные проекты многообразны: новая разработка, новая продукция, новая технология, новый рынок, новая услуга в сфере потребления, диверсификация, конверсия, слияние и поглощение, новая структура, нозые методы управления и другие. Везде готовность маркетинговой службы должна быть соответствующей.
Возможны подходы к установлению маркетингового потенциала в зависимости от ЖЦИ и детальности (системности) оценки: учитываются все фазы ЖЦИ, если предприятие крупное и имеет необходимые под-
функции маркетинговых служб в разрезе стадий и этапов жизненного цикла изделий
Стадия (фазы) ЖЦИ | Этапы ЖЦИ по ИСО — 9004 | Функции «Комплекс» маркетинга»: 1. Разработка товара; 2. Ценообразование; 3. Распространение товара; 4. Стимулирование спроса н сбыт*. |
|
I. НИОКР | 1. Маркетинг | Аналитическая функция: изучение рынка и его структуры, потребителей, товара; поиск целевых рынков, выбор потребителей (сегментация рынка) Уточнение направления НИОКР, технических требований |
|
2. НИОКР |
| ||
II. Производство | 3. Материально-техническое снабжение (закупочная логистика) | Инициирование технологических новшеств Участие в обеспечении качсстт..з выпускаемой продукции и планировании ассортимента Сертификация продукции Планирование и проведение рекламной кампании |
|
4. Подготовка производства |
| ||
5. Производство |
| ||
6. Контроль и испытания |
| ||
III. Реализация | 7. Упаковка и хранение готовой продукции, сохранение качества при транспортировке и хранении на складах | Организация системы товародвижения Проведение товарной политики Проведение ценовой политики Организация и стимулирование спроса и сбыта Организация сбытовой сети (оптовой :: «оз:""""ч~л |
|
8. Реализация и распределение (сбыт, обмен) |
| ||
IV. 11 о гребл <?: (и.: | 9. Монтаж и эксплуатация | Организация сервиса Организация обучения ц?г>-:о!;лла |
|
1 | 110. Утилизация ! | Организ-::- ■ :■ .,--..■■■,•■. •■ ресурсов | 1 |
разделения, или учитывается одна (две) фазы; оценивается вся система по многим параметрам, характеризующим набор «жестких* и «мягких» элементов производственно-хозяйственной системы предприятия и его маркетинговой службы (системный подход); оцениваются отдельные так называемые «ключевые» параметры (диагностический подход). Для аналитиков важны все три подхода.
Циклический подход. Средние и тем более крупные предприятия охватывают полный жизненный цикл изделия от исследований и разработок до потребления. Предполагается, что на всех фазах ведутся работы по освоению рынка, исполняются функции так называемого «маркетингового комплекса» (разработка товара, ценообразование, распространение товара, стимулирование спроса и сбыта). Следовательно, актуальна задача оценки маркетингового потенциала предприятия непосредственно по каждой фазе ЖДИ и получение обобщенной (интегральной) оценки с учетом всех фаз. При таком временном аспекте должны быть также учтены жизненный цикл спроса, жизненный цикл технологии (всех трех ее разновидностей: «стабильной», «плодотворной» и «изменчивой»), жизненный цикл фирмы. В таблице представлено примерное распределение функций маркетингового комплекса по фазам и этапам ЖДИ, степень выполнения которых в каждой инновационной ситуации характеризует маркетинговый потенциал фирмы.
Маркетинговый потенциал фирмы (уме) в случае циклического рассмотрения будет представлять кортеж (1) пли объединение (2) из четырех компонентов:
у>н — маркетинговый потенциал предприятия в фазе НИОКР;
у>пр — маркетинговый потенциал предприятия в фазе производства;
рр — маркетинговый потенциал предприятия в фазе реализации;
у>по — маркетинговый потенциал предприятия в фазе потребления;
<р\ — маркетинговый потенциал предприятия в 1-ой фазе.
Интегральная оценка маркетингового потенциала предприятия может быть определена как сумма произведений фазных потенциалов на их удельные веса (а\):
Исследования потенциала маркетинговых систем на ряде предприятий позволили нам составить следующую схему циклического анализа:
1) описание жизненного цикла предприятия (истории и динамики развития) и установление фактической Сталин, то есть той стадии, на которой предприятие находится в данный момент;
?) яияпиз фаз и этапов жизненного цикла изделий предприятия;
3) исследование функций маркетинга в каждой фазе и на каждом этапе (см. таблицу);
4) анализ функций и результатов де 'тедчм^с : ■•^■-•Кгггинпмых служб по стадиям жизненного цикла спроса, сгр.а.лч'н ; юнам лозяйегво-
Информация о работе Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия