Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа
Сущность и функции маркетингового потенциала предприятия. Концепция потенциала подразделения, фирмы. Порядок установления маркетингового потенциала. Интегральная оценка маркетингового потенциала фирмы, ее готовности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу.
6) анализ жизненных циклов товаров по стратегическим зонам хозяйствования фирмы;
7) установление интегральной оценки потенциала маркетинговой системы предприятия;
8) разработка предложений (задания) по дальнейшему развитию маркетинговой системы.
Системный (детальный) подход. Наблюдение и управление состоянием маркетингового потенциала фирмы возможно При использовании в полной мере системного и ситуационного анализа, детального параметрического описания системы маркетинга. Необходимо учесть все элементы этой системы, включая «жесткие» и «мягкие» элементы (рис. 1).
Маркетинговый потенциал фирмы з случае системного представления можно рассматривать как кортеж (4) из частных потенциалов, характеризующих степень готовности маркетинговых ресурсов (<ррес), организационного механизма маркетинга (грорг) и способности достигать требуемых маркетинговых результатов (ррез). В кортеже (5) в организационном механизме маркетинга выделены «жесткие» и «мягкие» элементы (у>жэо и у»мэо). Кортеж (б) раскрывает компоненты маркетиногового потенциала организации на элементном уровне:
На последнем элементном уровне (6) использован (см. рис. 1) следующий детальный перечень компонентов:
<рк — потенциал маркетингового персонала;
у>б — потенциал маркетинговой материально-технической базы;
уэи — потенциал маркетинговой информационной базы;
рф — потенциал финансового ресурса маркетинга;
у>сп — потенциал стратегического планирования маркетинга;
?>т — потенциал технологии процессов и методов маркетинга и управления маркетингом;
<рс — потенциал организационной структуры маркетинга и управления маркетингом;
у>уст — И'.менциал управленческого стиля и организационного лове-' денпя руководства и персонала фирмы (реакции на воздействия и ситуации) в области маркетинга;
уэоп — потенциал навыков персонала, опыта коллектива фирмы в
■••".'■ ^>цп — потенциал, заключенный в совместно разделяемых маркетин-
говым перо••■-:-'.->м ценностей, положений, концепций, традиций фирмы
(в том чиг: ■■.-.■•■ ';'.::'!!1.ям ф'!рмь; ценностей в области маркетинга^:
у>ур - п---г.--!|цнад. хппзхтеризуюший способность фирмы проводит;.
опреп'-т- • ,-.-.,-.-т. разрабатывать и реализот • -
«Жкстки-:- :>,чементм организации и управления маркетингом — Жч:.
Сп .—.. стратегические; цели и; ш1анЬ!;;:;(с^аШ^Щ)|
Т.Г— технологиями-методы, м^
подсистемы;: управления;:;,;:.: л ^Ш^ШШ^ШШ^ШШШ^^-^йл^-^^й^к:^
'С- — ^органЙзацЙонннаЙйструкт^
..маркетингом^^; Ж:;:Д|;::^
Уст - стиль'утгравленйя, организацйовдШщвеДение;.: Коп - сумма навыков персонала, опытЩолЩктава; ; :;;: " Кцп - совместно разделяемые персонал?^
кис. I. состав элементов маркетинговой система: ~р:г,",~::.".т"л,
учитываемых при оценке маркетингового потенциал.!
на основе системного подхода
ватъ необходимые маркетинговые решения, оказывать требуемые маркетинговые услуги;
<рэ — потенциал, характеризующий способность фирмы достигать определенных экономических результатов маркетинговой деятельности;
<рч — потенциал, характеризующий способность фирмы достигать переделенных социальных результатов маркетинговой деятельности.
Интегральная оценка маркетингового потенциала для рассмотренных уровней деятельности системного анализа определяется подобно выражению (3) как сумма произведений частных оценок потенциалов на их удельные веса (коэффициенты значимости).
Системный анализ функции маркетинга предприятия позволяет установить процедуру анализа, порядок оценки маркетингового потенциала. Мы рекомендуй следующую схему его анализа и оценки:
1) описание проблемы развития предприятия;
2) постановка маркетинговой задачи, входящей в программу решения проблемы; .
3) описание системной модели функции маркетинга (раскрывается внутренняя, внешняя среда, группы факторов влияния на маркетинговую деятельность);
4) оценивается ресурсный маркетинговый потенциал относительно поставленной инновационной задачи;
5) оценивается организационный маркетинговый потенциал (включая «жесткие» и «мягкие» элементы);
6) оценивается способность достигать заданных результатов маркетинговой деятельности;
7) устанавливается интегральная оценка маркетингового потенциала фирмы, ее готовности решить поставленную задачу, формулируются общие выводы по анализу;
8) определяются основные направления проекта подготовки предприятия для достижения требуемого маркетингового потенциала, составляется задание на разработку инновационного маркетингового проекта.
Диагностический подход. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации о предприятиии (особенно при анализе потенциала конкурентов) заствляют использовать диагностические подходы к оценке маркетингового потенциала фирмы. Диагностический анализ и диагностика состояния фирмы проводятся по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров. Обязательные условия качественного проведения диагностического анализа:
а) должны использоваться знания системной модели и в целом сие-'
темного анализа исследуемого объекта;
б) необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с дру
гими важными параметрами системы с тем, чтобы по состоянию диаг
ностического параметра оценить состояние всей системы, либо сущест
венной ее части;
в) информация о значеншх отобранных диагностических параметров
должна быть достоверной, так :<ак при ограничении параметров возрастает
риск потерь из-за неточна о:- ■ ■пслрччпп лизгно-м состояния системы.
Допустим в качестве дио*-^;тир'г\чо:о элг-иепта (блока) маркетин-
товой системы предприятие «ыс^пас! элемент «кадры». По состоянию .'этого элемента можно диагнос^-ирила:;. состояние системы в целом. Ди-|агностическими параметрам-,', ■■.чрчктеризующими внешние проявления !будут входные и выходные (относительно маркетинговой системы) пара-| метры. Это внешние параметры.
4 Например, входными параметрами могут быть: численность, количество I принятых на работу высококвалифицированных известных маркетологов, I расходы на.заработную плату и т.п. К входным параметрам в диагностическом анализе относят также управляющие воздействия и ситуации с | состоянием внешней среды.
| Выходными диагностическими параметрами для нашего примера могут I быть: качество выполненных маркетинговых работ (услуг, проектов); со-| стояние стратегических зон хозяйствования; затраты на выполнение работ; "\ увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т.п. ! В качестве диагностических параметров используются также интегральные < параметры эффективности использования ресурсов (интегральные не в I смысле обобщения частных параметров, а в смысле эффективности: | отношение входных параметров к выходным, т.е. отношение используемых | ресурсов к полученным результатам). Например, производительность тру-; да, себестоимость продукции. Если входные и выходные параметры — ! это абсолютные показатели, то интегральные — относительные.
Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая. структурным параметром), и комплексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, блоков маркетинговой системы фирмы. •- —Диагностически': параметры могут тзкже^зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров, и независмимыми, когда достаточно одного диагностического параметра.
Внутреннее состояние системы (информацию о котором так трудно получить) описывается так называемыми структурными параметрами (не -- отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь структурные параметры делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, использовании) организационного маркетингового потенциала фирмы, управляющему воздействию, ситуациям с состоянием внешней среды.
В части жт: ..г-п^.... ,,._^рс;;ы:.;;: параметрами будут: квалифи
кация, сотрудничестно, лояльность фирме, навыки и опыт, средний возраст
коллектива и т.п. ':-уп;-:!;нопа.':\!!ыс параметры: уровень профессиональ-
по-квалификацио.:: .., ..:! труда, специализации и совмещения,
кооперации; учет --мч""-чыч * юактеристик сотрудников и руководителей
Рнс. 3. Виды и взаимосвязь диагностических н структурных параметров.
и другие.
На рис. 2 и 3 показаны схемы диагностирования маркетингового потенциала и виды параметров.
Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы (прежде всего необходимо нести наблюдение и досье на каждого конкурента, контрагента, посредника). В упрощенном виде схема диагностического анализа маркетингового потенциала предприятия такова:
1) ведение каталога управляющих воздействии на маркетинговую систему;
2) ведение каталога ситуаций с состоянием внешней маркетинговое! среды предприятия;
3) ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления маркетинговой системы;
4) ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние маркетинговой системы;
5) установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров маркетинговой системы предприятия;
6) наблюдение диагностических параметров и обработка статистиче ских данных;
7) оценка структурных параметров;
8) оценка состояния частных параметров маркетинговой системы и определение интегральной оценки ее потенциала;
9) разработка рекомендаций и составление стратегического плана и задания по развитию маркетинговой системы.
Таким образом сделана попытка раскрыть понятие потенциала мар кетинговой системы и определить его роль з стратегическом панировании развития предприятия. Изложены методические подходы к анали г/ и оценке маркетингового потенциала предприятия, циклический подход и порядок проведения анализа развития маркетинговой системы во времени (циклический анализ); системный подход и системный (детальный) аналиа маркетинговой системы; диагностический подход и диагностический анализ маркетинговой системы.
Данный материал предназначен для аналитических служб, занятых стратегическим планированием развития, обеспечением конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия в целом.
а. Шаикин МАРКЕТИНГ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
Современное состоите транспортного комплекса характеризуется сокращением числа заказов на грузоперевозки из-за общего спада в '.жономике — все меньше товаров требуют транспортировки, появляется избыток провозных возможностей. Повышение стоимости проезда ограничивает транспортную подвижность населения. Сложное финансовое состояние большинства транспортных предприятий, снижение их инвестиционных возможностей связаны со сложившейся в народном хозяйстве страны высокой дебиторской задолженностью, в том числе и за транспортные услуги, а также с низкими адаптационными возможностями этих предприятий к новым рыночным условиям работы. Изменившиеся эко- ' комические условия требуют от перевозчика пересмотра своей коммерческой деятельности в направлении активного поиска клиентуры, изучения и удовлетворения потребностей грузоотправителей и грузополучателей, рекламы транспортных услуг и повышения их конкурентоспособности, а также диверсификации производства.
Другая модель поведения, когда перевозчик максимально повышает тарифы, как показывает практика автомобильных перевозок-, приводит к потере значительной части постоянных клиентов. В этом'случае клиент приобретает собственный подвижной состав, отказываясь от услуг автотранспортного предприятия.
Для эффективного функционирования транспортное предприятие должно владеть правилами поведения на рынке и своевременно приспосабливаться к изменению рыночных условий. Обеспечить рыночную ориентацию управления предприятием помогает знание маркетинга. В то время, как в индустриально развитых странах маркетинг, являясь ориентированное! на потребителя комплексное! системой управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, широко используется большинством транспортных компаний, его внедрение на отдельных видах транспорта России носит ограниченный характер. Среди основных причин такого положения — недостаточный учет особенностей конечной продукции транспорта, трудности формирования рынка транспортных услуг, недостаток исследований по проблемам управления маркетингом на отечественном транспорте и соответствующей учебно-методической литературы.
Информация о работе Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия