Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 13:29, реферат

Описание

Своей целью данная работа предполагает изучение существующего состояния предприятия и выработку основных направлений развития и путей совершенствования маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт».
В соответствии с выбранной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современную научную литературу, а также различные публикации по вопросам организации и оценки эффективности маркетинговой деятельности на предприятии.
2. Изучить существующие положения предприятия и сделать анализ организации маркетинговой деятельности на ОАО «Башспирт», а также оценить ее эффективность

Содержание

Введение……………………………………………………..........…………….....3
1. Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в российской торговле алкогольной продукции..........................................................................6
1.1 Региональные особенности управления рынком алкогольной продукции…………………………………………...…………………..................6
1.2 Рынок алкогольной продукции - как сектор рынка продовольственных товаров……………..………………………………………….....…………….......8
1.3 Анализ динамики объемов потребления алкогольных и безалкогольных напитков……………………………………………………...…………………..10
1.4 Особенности маркетинга и рекламы алкогольных брендов в России........12
2. Анализ маркетинговой деятельности в ОАО «Башспирт»..........................17
2.1 Общая характеристика предприятия……………………...…………….17
2.2 Анализ управления маркетинговой деятельностью на предприятии...18
2.3 Анализ проводимых на предприятии маркетинговых исследований...21
2.4 Анализ товарной и ценовой политик предприятия……………………22
2.5 Анализ сбытовой и коммуникационный политики предприятия…….24
3. Совершенствование маркетинговой деятельности в ОАО «Башспирт».....27
3.1 Определение направлений совершенствования маркетинговой программы…………………………………………………………………...…...27
3.2 Организация рекламной компании………………………………….....…...31
3.3 Мероприятия по совершенствованию сбытовой политики……….....……34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………...……38

Работа состоит из  1 файл

Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности ОАО.docx

— 50.91 Кб (Скачать документ)

Отдел маркетинга на ОАО «Башспирт» не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

Структура отдела маркетинговой  информации:

1. Отдел маркетинговой  информации является самостоятельным  структурным подразделением и  подчиняется непосредственно генеральному  директору фирмы.

2. Руководитель отдела  маркетинговой информации назначается  и освобождается от должности  приказом генерального директора  фирмы.

3. Отдел маркетинговой  информации состоит из следующих  подразделений, непосредственно  подчиненных руководителю отдела  маркетинговой информации:

-сектор исследований маркетинга;

-сектор дизайна;

-сектор рекламы;

-сектор психоанализа.

Главные задачи отдела маркетинга:

- оценка конъюнктуры рынка,  постоянный анализ результатов  коммерческой деятельности предприятия  и факторов, на них влияющих; разработка  прогнозов продаж и рыночной  доли предприятия, проведение  ситуационного рыночного анализа;

- совместно с другими  подразделениями предприятия и  руководством предприятия выработка  целей и стратегий рыночной  деятельности предприятия на  внутреннем и внешнем рынках  в целом и в отношении отдельных  видов товарной продукции, относительно  продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов  товародвижения и методов продвижения  продукции;

- разработка для предприятия  в целом и отдельных товарных  групп долгосрочных и текущих  планов маркетинга и координация  в данной области деятельности  подразделений предприятия;

- оперативное информационное  обеспечение маркетинговой деятельности  всего предприятия и его подразделений;

- выработка, исходя из  ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию  организационной структуры управления  предприятием, его производственно-сбытовой  деятельности, изменению номенклатуры  выпускаемой продукции, по повышению  эффективности работы предприятия  и т.п.;

- выработка рекомендаций  по установлению контактов с  внешними организациями, а в  ряде случаев представление предприятия  в его отношениях с другими  организациями, предприятиями, кооперативами,  частными лицами. Порядок и уровень  подобных контактов определяются  руководством предприятия;

- создание имиджа преуспевающей  и надежной фирмы.

Для выполнения своих функциональных задач отдел маркетинговой информации наделяется финансовыми ресурсами, объем и направление использования которых регламентируется бюджетом отдела маркетинговой информации, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана фирмы и утвержаемым главным бухгалтером и генеральным директором фирмы. Структура бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.

2.3 Анализ проводимых на  предприятии маркетинговых исследований

Планы проведения маркетинговых  исследований для предприятия в  целом разрабатываются отделом  маркетинга совместно с руководителями компаний и руководителями товарных групп. Разработку планов маркетинговых  исследований координирует начальник  отдела маркетинга. Исполнение планов осуществляют сотрудники отдела маркетинга при участии всех необходимых  служб предприятия.

Не так давно на предприятии  был проведен SWOT- анализ, где были выявлены наиболее слабые и сильные  стороны. Условно выделились 2 основные слабые стороны: техническая оснащенность предприятия, т.к. внедрение инноваций в ликероводочную отрасль, уровень государственной поддержки, возможности технических и технологических изменений, темпы обновления техники и технологии является очень важным фактором в развитии предприятия; и растущее усиление конкуренции на рынке, запас прочности конкурентов, степень уязвимости конкурентов, уровень давления конкурентов, скорость реакции конкурентов на рыночные изменения, имидж компании. Самой сильной стороной является удовлетворенность потребителей в продукции, т.к. подтверждается, что ОАО «Башспирт» имеет значительные внутренние ресурсы, располагает возможностями роста и увеличения объема продаж, но внешняя среда таит в себе много угроз в виде большого количества конкурентов.

Рассмотрев возможности  компании ОАО «Башспирт», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию управления маркетинговой деятельностью, рынком продукции. Наилучшей для компании будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка.

Одно из приоритетных направлений  в работе ОАО "Башспирт" - создание в Республике единой сети по торговле ликёроводочной продукцией. На территории Башкортостана работают 21 оптовый склад предприятия и сеть из 200 фирменных магазинов с единой ценовой политикой.

2.4 Анализ товарной и  ценовой политики предприятия

В настоящее время ОАО  «Башспирт» производит более ста наименований ликероводочной продукции, в том числе водку, бальзамы, вино, наливки, настойки, безалкогольную продукцию. Значительная часть ассортимента стабильна, производится и реализуется на рынке довольно продолжительное время. Товарную политику можно охарактеризовать как новаторскую, основной задачей которой является обеспечение оптимального сбалансированного ассортимента продукции предприятия, который должен быть ориентирован на спрос потребителей:

Алгоритм реакции на изменение  предпочтений потребителей

· Изучение особенностей спроса

· Технологическая корректировка  характеристик продукции

· Выпуск новой продукции  в массовое производство

Ш Анализ информации и формирование предложения

Ш Вторичный опрос потребителей, анализ полученных данных

ь Разработка и изготовление пробной партии продукции

ь Реализация пробной экспериментальной партии продукции

В рамках реализации стратегии  управления предлагаются следующие  основные направления ассортиментной политики ОАО «Башспирт» в области производства новой продукции (табл. 3). Проектирование новой продукции, цен и условий поставки необходимо сопровождать изучением конкурентных преимуществ наиболее преуспевающих на местном рынке производителей, пересмотрев ассортимент выпускаемой продукции, проведя консультации с оптовиками прорейтинговав каждое наименование

Программные мероприятия  по производству новой продукции

Таблица № 3.

 

Товарные группы 

Тактические мероприятия 

мероприятия 

 

Настойки и бальзамы 

Углубление ассортимента 

Внедрение продуктов обогащенных  витаминами 

 

Слабоалкогольные напитки 

Удлинение позиции 

Введение новых видов  коктейлей 

 

Вина 

Удлинение позиции 

Введение продуктов в  нижней ценовой категории 

 

Водки и ЛВИ 

Удлинение позиции 

Введение успешных товаров (по аналогии с конкурентами) во всех ценовых категориях 

 

 

Своевременная разработка проектов обновления продукции позволяет  обеспечить рост продаж водки и ликероводочных изделий не только через создание конкуренции законопослушному производителю, но и защиту готовых изделий от фальсификации, поскольку «теневым»  структурам для осуществления подделки товарной марки требуются время. В современных условиях произвести товар, ориентируясь на запросы потребителей недостаточно. Необходимо реализовать  стратегию гибкого и стимулирующего ценообразования с ориентацией  на сложившийся уровень спроса на товар. В этих целях мы выделили метод  анализа пределов, с помощью которого провели корректировку цен по бальзамам (табл. 4). Известно, что на спрос оказывают влияние не только цены, но и другие многочисленные факторы, входящие в так называемый комплекс маркетинговых мероприятий, а также  конкурентные отношения между фирмами. По этой причине в реальной жизни  такой способ определения цены на основе анализа пределов в значительной степени помогает дать лишь некоторый  ориентир ее расчетного уровня. Поэтому  для установления окончательной  цены на продукцию важно разработать  гибкую тактику корректировки цен.

Тактика формирования цен  на продукцию ОАО «Башспирт», руб.

Виды

 

бальзама Исходный

уровень

 

цен Этап

жизненного

цикла

 

товара 

Стратегия ценообразования Тактическая

 

цена 

пределы 

 

нижний 

верхний 

 

«Агидель» 

92,5 

Зрелость 

Конкурентная цена 

93,5 

82,5 

112,5 

 

«Иремель» 

84,5 

Зрелость 

Конкурентная цена 

83,5 

79,0 

110,5 

«Капова

 

пещера» 

92,5 

Рост Цена, проникновения

 

на рынок 

88,5 

82,5 

102,5 

 

«Минела» 

90,0 

Зрелость 

Конкурентная цена 

92,0 

83,0 

105,5 

 

«Белебей» 

113,5 

Зрелость 

Конкурентная цена 

109,5 

101,5 

117,5 

 

«Ноэль» 

108,5 

Спад 

Снижение цены 

105,5 

99,5 

112,5 

 

 

ОАО «Башспирт», являясь лидером рынка алкогольной продукции в республике, позиционирует себя как предприятие, стремящееся удовлетворить самые разные запросы потребителей. Стратегическое управление позволяет ему вести производственную деятельность

рентабельно на протяжении многих лет, что обеспечивает её конкурентоспособность  и лидирующее положение на рынке  алкогольной продукции республики.

2.5 Анализ сбытовой и  коммуникационной политики предприятия

 

 

В современных экономических  условиях сбытовая политика при хорошо разработанной концепции и четкой организации сбыта, способны значительно  увеличить объем продаж и принести доход. В хозяйственной деятельности промышленных организаций, к которым  относится анализируемая фирма, основным вопросом является сбыт (реализация) продукции. При наличии конкуренции  главная задача системы управления сбытом -- обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.

 

Продукция предприятий-производителей комбинатов, входящих в состав ОАО  «Башспирт» на многих рынках, из которых выделено три основных:

 

1) Рынок оптовых покупок  этилового спирта: продукция - спирт  этиловый, покупатели-предприятия производители  ликероводочной продукции, продавцами  являются спиртоводочные комбинаты  ОАО «Башспирт», территориально рынок ограничен 2-3 регионами.

 

2) Рынок оптовых покупок  ликероводочной продукции. Здесь  реализуются водка и ЛВИ, вины  бальзами, слабоалкогольные напитки, продавцами также являются спиртоводочные комбинаты ОАО «Башспирт». Покупателями выступают предприятия торговли и общепит. Территориально рынок ограничен пределами РБ и 2-3 регионами

 

3) Рынок единичных покупок  ликероводочной продукции: Здесь  реализуются водка и ЛВИ, вина, бальзамы, слабоалкогольные напитки,  продавцами также являются спиртоводочные  комбинаты ОАО «Башспирт» (через фирменные магазины), предприятия торговли; покупатели-население. Рынок находится в пределах границ района, города, населенного пункта.

 

Коммуникационная политика предприятия заключается в рекламной  деятельности, участие в выставках, в распространении рекламных  сувениров.

 

Основными средствами рекламы  на предприятии являются:

 

1. Личные продажи

 

2. PR

 

3. Он-лайн реклама

 

Рекламная стратегия фирмы  заключается в рекламном обращении  по средствам распространения рекламы(бегущая строка торговых центров или магазинов, радио и т.д.). Рекламное обращение называет конкретные преимущества товара и качество продукции.

 

В системе маркетинга PR занимает одно из значимых мест, поскольку он контролирует мнение общественности и  потребителей и занимается урегулированием  взаимоотношений производителей и  потребителей. На предприятии PR является средством продвижения товара для  внедрения и продвижения товара на рынок. Для формирования представления  о товарах в обществе используются следующие стратегии:

 

- установление связей  со СМИ для размещения сведений  и информации о товарах в  целях привлечения к ним внимания.

 

- проведение общественных  мероприятий для поддержания  и развития взаимоотношений с  населением и потенциальными  потребителями.

 

Личные продажи являются одной из форм и методов продвижения  товара на рынке. Личная продажа заключается  в устном представлении товара во время беседы с одним или несколькими  покупателями. Эта стратегия наиболее эффективна по сравнению с рекламой, потому что она предполагает непосредственное общение с покупателем и нацелена на живой разговор, который психологически всегда сильнее влияет на человека.

 

Ежегодно ОАО «Башспирт» участвует в выставках, что дает фирме возможность ознакомиться с товарами конкурирующих фирм.

 

Рекламные сувениры (блокноты, авторучки) фирма дарит своим  потенциальным клиентам.

 

3. Совершенствование маркетинговой  деятельности в ОАО «Башспирт»

 

 

3.1 Определение направлений  совершенствования маркетинговой  программы

 

 

В условиях усиления конкурентной борьбы на российских рынках все больше предприятий обращает самое пристальное  внимание на различные методы маркетинговых  исследований, в том числе и  рекламы с целью минимизации  затрат на поиск эффективных стратегий, позволяющих прочно удерживать рыночные позиции и наращивать объем сбыта, сохраняя существующих потребителей и  привлекая новых.

 

В настоящее время разработке методики планирования следует уделять  больше внимания, так как именно она влияет на результативность всех проводимых рекламных мероприятий.

Информация о работе Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Башспирт»