Анализ конкурентной среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание

Цель исследования: проанализировать конкурентную среду предприятия ЗАО МПФ «Эверест»
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентной среды организации и пути её формирования
изучить конкурентную среду предприятия и сделать вывод о его конкурентоспособности (на примере ЗАО НПФ «Эверест»)
определить основные направления повышения устойчивости предприятия ЗАО НПФ «Эверест» в конкурентной среде.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты конкурентной среды предприятия 6
1.1 Конкуренция и её роль в рыночной деятельности предприятия 6
1.2 Понятие конкурентной среды предприятия 14
1.3 Пути формирование конкурентного преимущества 23
Выводы по главе I 29
Глава II. Конкурентная среда предприятия в контексте его рыночной деятельности (на примере ЗАО НПФ «Эверест») 32
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Правовое обеспечение деятельности предприятия 38
2.3 Анализ рынка предприятия 40
2.4 Исследование конкурентной среды предприятия 45
Выводы по главе II 60
Глава III Основные направления повышения устойчивости предприятия в конкурентной среде (на примере НПФ “Эверест”) 62
3.1 Мероприятия по росту устойчивости НПФ «Эверест» в конкурентной среде 62
3.2 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности НПФ «Эверест» (по результатам оценки конкурентной среды предприятия) 65
3.3 Компьютерное обеспечение проекта 68
Выводы по главе III. 71
Заключение 72
Источники и литература 75
Приложения 81

Работа состоит из  1 файл

Анализ конкурентной среды предприятия.doc

— 802.00 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  уравнивает цены, то можно сделать  вывод, что при рыночном соперничестве  будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимости. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при наличии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

     В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

     Путь  к свободной конкуренции проходит через приватизацию и разгосударствление экономики, формирование в ней конкурентоспособных  секторов, включая и государственный. Для успешного ведения конкурентной борьбы должна существовать экономическая  самостоятельность участников рынка.

     В России в условиях перехода к рыночной экономике конкуренция из скрытой  перешла в явную и стала  одним из решающих факторов развития предпринимательства.

     Всю систему факторов конкурентоспособности  фирмы можно подразделить на две  основные группы.

       Первая группа состоит из факторов  конкурентного преимущества фирмы.  В эту группу внутренних факторов  входят различные аспекты рыночной  деятельности предпринимательской  фирмы, а также параметры, отражающие  степень использования факторов  производства.

     Вторая  группа факторов (внешних) включает параметры  социально-экономической среды, находящиеся  вне сферы непосредственного  влияния компании.

     Кроме внутренних и внешних факторов следует  выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности фирмы (элементы). С учетом сказанного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской фирмы может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности фирмы, а второй и третий уровни — собственно внешние и внутренние факторы.

     Среди внутренних факторов конкурентоспособности  фирмы важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции  и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии - базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской фирмы. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств

производства  и рабочей силы, зависит также  от внешних факторов: технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки.

     Конкурентный  анализ является одним из самых актуальных направлений маркетинговых исследований. Он заключается в изучении и прогнозировании  действий конкурентов, выявлении их потенциальных возможностей, оценке конкурентоспособности товаров-конкурентов.

     Направления проведения конкурентного анализа  могут быть следующими:

     конкурентный  анализ для целей стратегического  маркетинга (разработка конкурентной стратегии);

     конкурентный  анализ для целей тактического маркетинга (изменение текущих цен, ассортимента, разработка рекламных и маркетинговых  кампаний);

     конкурентный  анализ для разработки нового товара (НИОКР).

     Наиболее  часто встречающиеся задачи для конкурентного анализа:

     определение типа рынка по уровню конкуренции;

     расчет  доли рынка;

     определение объемов продаж конкурента, в том  числе по отдельным товарным позициям;

     определение списков контрагентов конкурента;

     определение планов развития конкурентов;

     изучение  технологий используемых конкурентами;

     изучение  ресурсов доступных конкурентам.

     Конкурентные  преимущества – это те характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт  организации определенное превосходство  над конкурентами.

     Конкурентное  преимущество почти всегда достигается  за счет успешных наступательных стратегических действий; оборонительные стратегии  могут защитить, сохранить конкурентное преимущество, но очень редко помогают создать его. Продолжительность  и успешность создания конкурентного преимущества за счет успешной наступательной стратегии во многом зависит от характеристики конкуренции в отрасли.

     «Внешнее» конкурентное преимущество основано на достоинствах товара для потребителя. Оно создает рыночную силу компании. «Внутреннее» конкурентное преимущество создает «ценность для изготовителя». Расширенное конкурентное преимущество – заключается в преимуществе над потенциальными и реальными конкурентами и товарами-заменителями.

     Согласно  М. Портеру1, существуют два вида конкурентных преимуществ. Во-первых, одним из видов конкурентных преимуществ продукта является его ценовая характеристика. Очень часто покупатель приобретает товар только потому, что он очень дешевый. Такие покупки могут происходить, даже если продукт не имеет высокой потребительской полезности для покупателя.

     Второй  вид конкурентных преимуществ –  это дифференциация. В данном случае речь идет о том, что продукт обладает отличительными особенностями, делающими  его привлекательным для покупателя. Дифференциация совсем не обязательно связана с потребительскими качествами продукта (надежность, простота использования, хорошие функциональные характеристики, качество и т.д.). Она может достигаться за счет таких характеристик, которые не имеют никакого отношения к его потребительским свойствам, например, за счет марки. Фирма может попытаться создать своему продукту конкурентное преимущество в его положении на рынке. Достигается это за счет закрепления покупателя или же, говоря иначе, за счет монополизации части рынка. Однако в реальной практике многим организациям удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго.

     Под конкурентным поведением понимается позиция, которую в процессе принятия решений занимает фирма по отношению к своим конкурентам. Реально наблюдающиеся позиции можно сгруппировать по пяти типам поведения.

     Возможны  следующие типы конкурентного поведения:

     Независимое поведение имеет место тогда, когда действия и/или противодействия конкурентов не учитываются, в явной или в неявной форме, при определении поведения фирмы. Такая позиция характерна в основном для всех второстепенных решений. Иногда она имеет место и применительно к стратегическим решениям в фирмах, доминирующих на рынке.

     Адаптивное  поведение основано на явном учете  действий конкурентов; оно заключается  в приспособлении своих решений  к наблюдаемым решениям конкурентов, не всегда, впрочем, с учетом их последующей  реакции. Если все конкуренты на рынке  принимают поведение этого типа, имеет место цепь взаимных согласований вплоть до стабилизации рынка.

     Кооперативное поведение соответствует уверенной  или благодушной позиции, выраженному  или подразумевающемуся стремлению скорее к согласию, чем к постоянной конфронтации. Молчаливое согласие часто встречается среди средних фирм; явные соглашения скорее присущи крупным компаниям на рынках олигополии, не подпадающих под законодательство о конкуренции или слабо контролируемых в этом аспекте.

     Опережающее поведение - это более сложная линия поведения, состоящая в том, чтобы предвидеть реакцию конкурентов на действия фирмы, предполагая, что они сохранят прежний тип поведения. Таким образом, подразумевается, что фирма знает функцию реакции конкурентов и включает ее в процесс разработки своей стратегии. По мере развития стратегического маркетинга такое поведение все чаще встречается на рынках со структурой олигополии, где законы конкуренции соблюдаются достаточно строго.

     Агрессивное поведение также предусматривает  предвидение реакции конкурентов на решения фирмы. Однако в этом случае предполагается, что конкуренты всегда занимают самую неблагоприятную позицию по отношению к фирме. Поведение этого типа чаще всего встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом общем спросе, когда любой выигрыш для одного всегда есть проигрыш для другого. Подобная ситуация изучается в теории игр как «игра с нулевой суммой», для которой оптимальная стратегия - это та, которая ведет к минимальному риску потерь.

 

    1. Понятие конкурентной среды  предприятия.

     В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: «Маркетинговая среда фирмы - совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества».2

     Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение  к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду( факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

     Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без  учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и  тактики функционирования фирмы на рынке.

     Существует  множество определений конкурентов, приведем наиболее употребительные  из них. Как было отмечено выше, конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности(что и влечет за собой необходимость их изучения). Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

     Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

      Ключевым  понятием предпринимательской организации  является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар и основные его характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в научной литературе используются понятия конкурентоспособности региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

      Рассмотрим  соотношение таких понятий, как  цель и конкурентоспособность. Для  предприятия цель можно сформулировать: как быть лучше других участников конкретного рынка по некоторым  показателям деятельности в течение  продолжительного периода. Предполагается, что эти преимущества позволяют лучше удовлетворять потребности клиента по его индивидуальным критериям. Имея в виду, что процесс удовлетворения индивидуальных потребностей — это всегда система согласований, то организованность элементов, умение в конкретной ситуации находить верное решение и достигать согласия в продаже товара являются важнейшими элементами в конкурентной борьбе за потребителя.

Информация о работе Анализ конкурентной среды предприятия