Анализ конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 20:19, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов совершенствования управления конкурентоспособности товара.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) изучить теоретические основы конкурентоспособности товара;

2) определение этапов и методов конкурентоспособности продукции;

3) определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

4) определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;

Содержание

Введение стр. 2
1. Теоретические основы конкурентоспособности стр. 4
1.1 Понятия, сущность конкурентоспособности и качество продукции стр. 4
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров стр. 7
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров стр. 18
2. Анализ конкурентоспособности продукции «РеклаМедиа.МК» стр. 26
2.1 Общая характеристика деятельности компании стр. 26
2.2 Оценка конкурентоспособности товара стр. 30
3. Рекомендации для «РеклаМедиа.МК» стр. 32
Заключение стр. 36
Список используемой литературы стр. 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)
Введение стр. 2
1. Теоретические  основы конкурентоспособности стр. 4
1.1 Понятия,  сущность конкурентоспособности  и качество продукции стр. 4
1.2 Критерии  и факторы конкурентоспособности  товаров стр. 7
1.3 Методы  оценки конкурентоспособности товаров стр. 18
2. Анализ  конкурентоспособности продукции  «РеклаМедиа.МК» стр. 26
2.1 Общая  характеристика деятельности компании  стр. 26
2.2 Оценка  конкурентоспособности товара стр. 30
3. Рекомендации  для «РеклаМедиа.МК»   стр. 32
Заключение стр. 36
Список  используемой литературы стр. 37
Приложения стр. 38

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

       Актуальность рассмотрения данной  темы будет неизменной, пока на  рынке товаров и услуг будут  фигурировать различные фирмы-производители,  борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов. Однако так ли все просто и всегда ли потребитель в состоянии грамотно проанализировать весь спектр выставленных на рыночные торги благ цивилизации, я попробую разобраться в данной работе, тщательно взвесив и проанализировав все составляющие конкурентоспособности товаров.

       В рыночной экономике конкурентоспособность  является решающим фактором коммерческого  успеха товара. Это многоаспектное  понятие, означающее и соответствие  товара условиям рынка, и требованиям  потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

       Целью настоящей работы является  определение путей и методов  совершенствования управления конкурентоспособности  товара.

       Достижение поставленной цели  предполагает решение следующих задач:

      1) изучить теоретические основы  конкурентоспособности товара;

      2) определение этапов и методов  конкурентоспособности продукции;

      3) определение конкурентоспособности  на примере конкретного товара.

      4) определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции; 

       Предмет исследования – процесс  управления конкурентоспособностью  товара.

       Объект исследования – закономерности, тенденции и факторы, влияющие  на управление конкурентоспособностью  товара.

       Субъектом исследования является продукция отдела BTL компании ООО «РеклаМедиа.МК».

       Структура работы включает в  себя 

    • введение;
    • теоретические основы конкурентоспособности;
    • анализ конкурентоспособности продукции «РеклаМедиа.МК»;
    • пути повышения конкурентоспособности продукции «РеклаМедиа.МК»;
    • заключение;
    • список используемой литературы;
    • приложение.

       Необходимо отметить, что рассмотрению  проблем обеспечения конкурентоспособности  посвящено достаточно большое  количество исследований и литературных  публикаций. Я в данной работе рассмотрю методы анализа и управления конкурентоспособностью товара, изложенные в источниках, указанных в качестве списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы  конкурентоспособности 

     1.1 Понятия, сущность  конкурентоспособности  и качество продукции 

     Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

     Обычно  под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

     Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

     Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

     1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

     2. Покупатель — главный оценщик  товара. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

     3. Как известно, каждый рынок характеризуется  "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

     Рыночное  хозяйство, а вслед за ним и  его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара — это все равно, что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность — не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего — это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

    • понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
    • знание поведения и возможностей конкурентов;
    • знание состояния и тенденций развития рынка;
    • знание окружающей среды и ее тенденций;
    • умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

     Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:

    • качество товаров и услуг;
    • цена товаров и услуг;
    • уровень квалификации персонала и менеджмента;
    • технологический уровень производства;
    • доступность источников финансирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Критерии и факторы  конкурентоспособности  товаров

     Качество  товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

     Различают качества товара:

    • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
    • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
    • символические: статус, престиж, класс;
    • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

     При разработке марочного товара производитель  должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции марки на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара. Качество – это расчетная способность марочного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

     Проблема  качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Американцев поражает качество японских автомобилей, японской электроники, а также автомобилей, одежды и пищевых продуктов европейского производства. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению с ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много.

     Традиционно низкое качество российских товаров  – это не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. Если же уровень развития инженерно-конструкторской службы предприятия не позволяет создать конкурентоспособный продукт собственными силами, то ничто не мешает обратиться к другим, лидирующим на рынке, предприятиям с предложением о приобретении лицензии. Эта практика с успехом применялась предприятиями таких стран, как Китай, Южная Корея и многих других. Причем предприятия этих стран исторически значительно уступали российским в технологическом уровне и инженерно-конструкторских традициях. Одной из наиболее часто называемых причин неспособности российских предприятий производить качественную и конкурентоспособную продукцию является устаревшее технологическое оборудование. Но что мешает приобрести новейшее оборудование сегодня, когда границы открыты и любое самое современное оборудование доступно? С другой стороны, предприятие, не располагающее требуемым технологическим оборудованием сегодня, может заказать производство необходимых деталей и узлов другим производителям, имеющим необходимое оборудование.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции