Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:48, курсовая работа
В целом результаты исследования показали, что модели были построены с большой точностью и корректировки не значительны.
Введение 3
Глава 1. Разработка моделей, отражающих сегментную структуру рынка пива Санкт-Петербурга 5
1.1Сегментирование 5
1.2 Формирование сегментов 7
1.3 Типологии потребительских ценностей Шета Ньюмана и Гросса 9
1.4 Модель «I+R» 10
Глава 2. Факторы, детерминирующие потребность потребителей и влияющие на ее формирование и удовлетворение 12
2.1 Классификация внутренних детерминант формирования потребности группы потребителей 12
2.2 Факторы, влияющие на формирование потребности сегмента «Друзья М» 13
2.3 Факторы, влияющие на формирование потребности сегмента «Друзья М+Ж» 15
Глава 3. Гипотезы поведения потребителей 17
3.1 Поведение потребителей сегмента «Друзья М» 17
3.2 Поведение потребителей сегмента «Друзья М+Ж» 22
Глава 4. Проверка адекватности построенных моделей 27
4.1 Верификация моделей путем проведения полевого исследования сегмента «М+Ж» 27
4.2 Валидация моделей путем проведения полевого исследования 29
Глава 5. Корректировка моделей 33
Список литературы 35
Приложение 1 36
Приложение 2 40
Приложение 3 52
Приложение 4 55
Во многом на предпокупочное поведение сегмента «Друзья М» влияет состояние здоровья членов группы и уровень заботы о своем здоровье, это может в итоге привести к выбору определенной марки.
На предпокупочной стадии потребители уже определились с выбором, на этом этапе они окончательно формируют свой выбор и подтверждают его покупкой. Здесь очень важно наличие в торговой точке выбранной марки, удобство расположения магазина, уровень сервиса, возможность консультации, потребитель, скорее всего, обратит внимание на такой фактор, как температура напитка.
Когнитивные, аффективные и конативные аспекты потребительского поведения | |
Выбор места потребления (если не условились ранее) |
На этом этапе совместными усилиями и с учетом мнений всех членов группы выбирается место общения и, соответственно, потребления пива. |
Непосредственно процесс потребления |
Это наиболее продолжительный этап, поскольку потребления пива занимает достаточно большое количество времени в зависимости от настроения и физического состояния членов группы. На этом этапе потребители получают эстетическое наслаждение от холодного пива, а в дальнейшем наступает эйфория от появления алкоголя в организме и удовольствие от непосредственного потребления, от вкуса и аромата напитка. |
Завершение процесса потребления |
На этом этапе группа может продолжить общение без употребления напитка, но, вероятнее всего, с завершением потребления наступит завершение встречи. Но есть и второй вариант, поход в магазин за пивом или более крепкими алкогольными напитками или заказ по телефону/интернету, но в этом случае группа сильно ограничена российским законодательством по времени, так как после 23:00 они не смогут легально приобрести напиток в точках продаж. Группа принимает решение о продлении времени общения, основываясь на учете мнений всех членов группы, как правило, разногласий не возникает. |
Факторы, от которых зависит длительность потребления | |
- комфортность условий - дружеская атмосфера в коллективе, сплоченность - наличие свободного времени | |
Факторы, от которых зависит удовлетворенность членов группы | |
- качество продукта - самочувствие членов группы (во время и после потребления) - настроение членов группы - степень соответствия ожиданиям |
Выражением реакции на товар можно считать обмен мнениями между членами команды, а так же обмен мнениями и впечатлениями самих членов команды с другими людьми (родственники, коллеги и друзья, не участвовавшие во встрече).
Предпокупочное поведение
потребителей сегмента «Друзья М+Ж»
в первую очередь определяется искомой
выгодой для таких
Сложность и длительность процесса принятия решения | |||
- степень вовлеченности |
низкая |
На выбор марки пива зачастую не уделяется особого внимания | |
- уровень ощущаемого риска |
средний |
Уровень риска может быть связан с выбором марки пива, которая не будет в равной степени удовлетворять всех членов группы. | |
- количество рассматриваемых
альтернатив удовлетворения |
достаточно большое |
В процессе выбора определенной марки пива может быть пересмотрена масса альтернативных вариантов, как в случае выбора непосредственно в точке продажи, так и в случае предварительной договоренности. | |
- сложность процесса сравнения и оценки альтернатив |
среднее |
Не смотря на то, что выбор марки пива должен учитывать, по возможности, все интересы и пожелания каждого члена группы, группа не будет заинтересована в достаточно подробном изучении представленных альтернатив, их сравнении и оценки, решение будет приниматься более спонтанно, чем у предыдущего сегмента. | |
Характер процесса принятия решения | |||
- обсуждение и окончательный выбор происходят заранее |
решение проблемы средней длительности |
Потребители обладают определенным опытом и знаниями относительно той или иной марки пива, и чаще всего выбор будет склоняться к знакомым маркам. Поэтому группа может заранее договориться о покупке определенной марки пива. | |
- обсуждение и окончательный
выбор происходят в месте |
ограниченное решение проблемы |
Потребители обладают определенным опытом и знаниями относительно той или иной марки пива, при этом группа в целом может иметь сильную приверженность к той или иной марке. Вовлеченность в процесс принятия решения и риск принятия неверного решения снижается по мере того, как у группы отступает желание тратить время на длительное обсуждение, сравнение и оценку альтернатив. | |
Роли внешних субъектов (не членов группы) | |||
В том случае, если члены группы имеют высокую степень приверженности, потребительский опыт, то влияние со стороны допустимо, но минимально. | |||
В том случае, если члены группы не имеют высокую степень приверженности, потребительский опыт, то влияние со стороны допустимо и вполне может вызвать отклонения от привычного поведения. Этот вариант наиболее вероятен, так как потребители этого сегмента склонны к экспериментам. | |||
Процесс поиска информации о способах удовлетворения потребности | |||
- необходимая информация |
Информация, которая во многом
определяет выбор конкретной марки
включает в себя множество параметров,
в первую очередь это основные
характеристики продукта, также сильное
влияние оказывают | ||
- предпочтительные источники информации |
Накопленный опыт и знания членов группы, информация непосредственно в точке продаж, рекомендации знакомых и друзей. | ||
- характер и требования к информации |
Информация должна быть актуальной, доступной и понятной. | ||
Процесс рассмотрения и оценки альтернатив и выбор марки пива. | |||
Характеристики, влияющие на выбор |
Значимость характеристики для потребителя | ||
Известность марки |
3 | ||
Качество продукта |
4 | ||
Упаковка |
4 | ||
Расположение на полке |
3 | ||
Опыт и знание |
5 |
На покупочной стадии потребители уже определились с выбором, на этом этапе они окончательно формируют свой выбор и подтверждают его покупкой. Здесь очень важно наличие в торговой точке выбранной марки. Выбор зачастую формируется уже на месте. На поведение потребителей может повлиять реклама в магазине, советы продавца консультанта и ассортимент, представленный в магазине.
Когнитивные, аффективные и коннотативные аспекты потребительского поведения | |
Выбор места потребления (если не условились ранее) |
На этом этапе совместными усилиями и с учетом мнений всех членов группы выбирается место общения и, соответственно, потребления пива. |
Непосредственно процесс потребления |
Это наиболее продолжительный этап, поскольку потребление пива чаще всего не обходиться одной бутылочкой, поэтому, и занимает достаточно большое количество времени. На этом этапе потребители получают наслаждение от общения со своими друзьями, наличия общих тем, от ощущения принадлежности. Эйфория от опьянения играет важную роль. |
Завершение процесса потребления |
На этом этапе группа может продолжить общение без употребления напитка, но, вероятнее всего, с завершением потребления наступит завершение встречи. Но есть и второй вариант, поход в магазин за пивом или более крепкими алкогольными напитками или заказ по телефону/интернету, но в этом случае группа сильно ограничена российским законодательством по времени, так как после 23:00 они не смогут легально приобрести напиток в точках продаж. |
Факторы, от которых зависит длительность потребления | |
- комфортность условий - дружеская атмосфера в коллективе, сплоченность - наличие свободного времени | |
Факторы, от которых удовлетворенность членов группы | |
- качество продукта - самочувствие членов группы (во время и после потребления) - настроение членов группы |
Выражением реакции на товар можно считать обмен мнениями между членами команды, а так же обмен мнениями и впечатлениями самих членов команды с другими людьми (родственники ,коллеги и друзья, не участвовавшие во встрече).
Выбор метода верификации
Для качественной проверки моделей был выбран метод глубинного интервью, поскольку он позволяет узнать предпочтения, потребности и мотивацию от первоисточника, позволяет получить представления о модели поведения потребителей. А так же составить список вопросов для качественного исследования
Организация процедуры верификации моделей
Проведено глубинное интервью, цель которого проверка выдвинутых ранее гипотез. На основе вопросов, рассматриваемых в построенных моделях, был составлен сценарий и проведено маркетинговое исследование в форме беседы. Для беседы были созданы максимально комфортные условия, чтобы респонденты могли сосредоточиться на правильном понимании вопросов, и формулировании наиболее четких и адекватных ответов. В каждом сегменте было выбрано по шесть подходящих по всем характеристикам респондентов, которые были опрошены по составленному сценарию. Опрос проводился исключительно среди людей, которые пьют пиво. В процессе глубинного интервью вопросы дополнялись новыми ответами, корректировались по ходу интервью, для удобства восприятия идентичные ответы респондентов приводились к общей формулировке, что отражено в анкете глубинного интервью и анкете для проведения качественного исследования.
Основные поводы для употребления
напитка это посиделки с
Употребление напитка в основном происходит дома, в кафе/баре/ресторане или в гостях. Респонденты этого сегмента выбирают для покупок пива супермаркеты и магазины формата «у дома», это связано с низкими требованиями к качеству и ассортименту. В основном марка пива выбирается сообща, споры при выборе марки обычно долгие, времени уходит много, выбирается марка, которая удовлетворит запросы всех членов группы, рассматривается от трех до пяти вариантов. Репутация производителя и марки, качество, цена, привлекательная реклама, эффектная упаковка играют важную роль в выборе продукта для этого сегмента. Информацию о продукте берут от друзей, доверяют советам продавцов в торговых точках.
Процесс употребления достаточно продолжителен, занимает до трех часов, а то и более. Если продукт заканчивается, то представители этого сегмента вероятнее всего пойдут в магазин за дополнительным количеством пива и встреча продолжится.
Главное для комфортного времяпрепровождения с пивом для этого сегмента дружеская атмосфера в коллективе, сплоченность, наличие свободного времени и различные закуски. Удовлетворение основано на настроении членов группы и качестве употребляемого продукта.
Представители этого сегмента чаще всего потребляют пиво по таким поводам как: встречи с друзьями, расслабление после рабочего дня, на деловой встрече, потребление происходит в компании друзей или коллег. Расслабление после тяжелого рабочего дня, радость от общения с друзьями, наслаждение от процесса потребления, чувство свободы и раскованности, вот главные причины потребления пива представителями этого сегмента. Употребление проходит дома, в гостях или кафе/баре/ресторане.
Представители этого сегмента склонны к определенной марке пива, проверенной и чаще всего не раздумывают с выбором. Если все же выбор стоит перед участниками группы, то пиво выбирается сообща, но рассматривают не более двух альтернатив. Представители этого сегмента предпочитают покупать пиво в специализированных алкогольных магазинах или супермаркетах, потому что для них важно качество продукта, отсутствие подделок и важно наличие на полке определенной марки. Надежность и репутация марки и производителя главенствующие параметры выбора. Так же много значат вкусовые качества, и гарантированное наличие определенной марки в продаже.
Склонны полагаться на советы друзей/знакомых.
Процесс распития не долог, так как представители данного сегмента не обладают большим количеством времени для таких посиделок. Чаще всего ограничиваются разовой покупкой и встреча прекращается, когда заканчивается продукт.
Среди условий большинство респондентов отметили наличие времени, для этого сегмента это решающий фактор. Удовлетворение зависит от качества продукта и общего состояния членов группы, как во время, так и после.
4.2 Валидация моделей
путем проведения полевого
В качестве способа валидации был выбран количественный опрос 50 респондентов каждого сегмента.
Разработана анкета, состоящая из 19 вопросов – Приложение 3. Далее сформирована специальная выборка. После того, как было опрошено 50 респондентов каждого сегмента, был произведен анализ полученных данных и сделаны соответствующие выводы.
Анализ полученных результатов количественного опроса по сегменту «М+Ж»
Результаты, полученные в ходе исследования, практически полностью подтверждают составленную ранее модель поведения потребителей в процессе потребления пива.
Для сегмента «М+Ж» характерно потребление пива с гостями, с друзьями, в больших и смешанных по половому и возрастному составу компаниях. Среди поводов потребления респонденты отметили встречи с друзьями (40%), домашние посиделки с гостями (25%), расслабление после трудового дня (20%)
Информация о работе Анализ потребительского поведения на примере рынка пива Санкт-Петербурга