Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:04, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ЗАО "Август". Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыто понятие и дана характеристика основных факторов внешней среды;
охарактеризованы возможности воздействия предприятия на внешнюю среду;
проведен анализ факторов внешней среды ЗАО "Август";
сделаны выводы и разработаны предложения.

Содержание

Введение
1. Внешняя среда организации и ее влияние на эффективность деятельности
1.1 Сущность и основные элементы внешней среды
1.2 Воздействие внешней среды на деятельность организации
1.3 Возможности воздействия предприятия на факторы внешней среды
2. Анализ воздействия внешней среды на деятельность предприятия ЗАО "Август"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ факторов внешней среды предприятия
2.3 Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия.rtf

— 4.71 Мб (Скачать документ)

Важную роль в закупочной деятельности играет приемка продукции, документальное оформление поставок, проверка качества и количества товара.

При получении товара, в первую очередь представители ЗАО "Август" удостоверяются, что получен товар нужного качества и в нужном количестве. В целях экономии времени, усилий и соответственно денег предприятие позаботилось о том, чтобы складские помещения, места разгрузки, приемки товара были расположены как можно ближе друг к другу. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузочных работах составлен график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Такие меры позволяет, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта. Предприятие позаботилось так же о том, чтобы основные товары поставлялись в строго определенные дни, а другие виды - по мере необходимости.

 

Таблица 2.11

Матрица выполняемых функций коммерческой деятельности по сбыту в ЗАО "Август"

Функции сбыта

Директор

Зам. директора по снабжению и сбыту

Начальник отдела сбыта

Отдел по работе с клиентами

Бухгалтерия

Водители-экспедиторы

1. Заключение и оформление договоров на поставку продукции покупателям

+

+

+

-

-

-

2. Участие в подготовке планов по реализации продукции

+

+

+

-

-

-

3. Прием заказов на товары

-

-

-

+

-

-

4. Контроль за выполнением заказов, соблюдением сроков и условий поставки и т.д. в соответствии с договором

-

+

+

-

-

-

5. Своевременное оформление отгрузочных расчетных и платежных документов и сдача их в бухгалтерию

-

-

-

-

+

+

6. Организация отгрузки товаров

-

-

+

-

-

+

7. Организация поставки товаров потребителям

-

+

+

-

-

-

8. Обеспечение своевременного поступления средств за реализованные товары

-

+

+

-

-

-

9. Подготовка ответов на претензии покупателей заказчикам за несоблюдение условий договоров

-

-

-

-

-

-

10. Учет поставки заказов, договоров и соблюдение отчетности по сбытовой деятельности

-

-

+

-

+

-

11. Исследование рынка сбыта, поиск и выбор оптимальных каналов сбыта

-

+

+

-

-

-

12. Осуществление рекламной деятельности

-

+

+

-

-

-

13. Исследование продукции и цен конкурентов

-

+

+

-

-

-


 

Сбытом производимой продукции на предприятии занимаются: начальник отдела сбыта, заместитель директора по снабжению и сбыту, их деятельность координирует директор.

Для более полного представления о степени выполнения функций коммерческой деятельности по сбыту составим матрицу выполняемых функций, представленную в таблице 2.11

Судя по таблице, мы можем сделать вывод, что в сбытовой деятельности, основная нагрузка лежит на заместителе директора по снабжению и сбыту, начальнике отдела сбыта - всеми основными сбытовыми функциями занимается именно они. Не малая доля нагрузки в сбытовой деятельности приходится и на директора предприятия. Помогают им в этом процессе водители-экспедиторы, отдел по работе с клиентами, бухгалтерия.

Сбыт продукции в ЗАО "Август" в основном через трейдеров, основными из которых являются: Ameropa (Ameropa.com), Maketrade BV Geneva, Helm Dungemittel GMBH.

S (Сильные стороны)

Среди сильных сторон ЗАО "Август" можно отметить следующие:

Известность компании на рынке минеральных удобрений

Высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников

Наличие внутренней базы данных с возможностью автоматизации бизнес-процессов

Расположение офиса в деловом и одновременно историческом центре Москвы

Постоянная реализация рекламной капании в Internet

W (Слабые стороны)

Слабые стороны выражаются в таких категориях, как:

Длительность выполнения заказов клиентов

Высокая себестоимость производимой продукции

В большинстве случаев, невозможность личного контакта менеджера по работе с клиентами и представителя компании клиента

Недостаточный уровень технического обеспечения

Отсутствие системы ценообразования

Ветхое состояние офиса

Не определена ответственность

Отсутствие отдела маркетинга

Отсутствие системы учета персональных требований клиентов

O (Возможности)

Рассматриваемое предприятие обладает высоким потенциалом в области развития бизнеса и отношений с клиентами.

Развитие отношений с клиентами, представляющими наибольший интерес для компании

Разработка отраслевого подхода в работе с клиентами

Согласование наиболее выгодных условий работы с заказчиками

Увеличение доли рынка

Разработка и реализация PR-мероприятий

T (Угрозы)

Угрозами для ЗАО "Август" являются:

Высокий уровень конкуренции в данном сегменте рынка

Изменение законодательства в области производства минеральных удобрений (его ужесточение)

Промышленный шпионаж

 

2.3 Разработка предложений по снижению воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия

 

Так как наибольшую долю в структуре себестоимости занимают запасы, то необходимо внедрение системы управления запасами, что позволит в ближайшее время снизить эту часть расходов в себестоимости производимой продукции.

Кроме того, необходимо решение проблем с соотношением между наиболее срочными пассивами и наиболее ликвидными активами, которое на предприятии стабильно не соблюдается. При этом необходимо отметить тот факт, что краткосрочных пассивов на предприятии нет, то есть предприятие не использует краткосрочные кредиты и займы. В настоящей ситуации представляется возможным привлечение краткосрочного кредита банка для пополнения оборотных средств, что изменит структуру пассива баланса и позволит достичь высокой степени ликвидности баланса.

Исследование показало, что на предприятии удельный вес кредиторской задолженности в структуре финансирования оборотных активов остается высоким (при норме 20-25%), поэтому дальнейшее увеличение кредиторской задолженности с целью снижения финансового цикла может привести к неплатежеспособности предприятия. В этих условиях для сокращения финансового цикла необходимо рациональное управление оборотными активами, в частности снижение запасов и повышение инкассации дебиторской задолженности.

В условиях наметившейся стабилизации экономики и снижения внешних рисков, по нашему мнению, оптимальным для предприятия является переход от консервативной к умеренной политике формирования оборотных активов, которая характеризуется средним уровнем риска и рентабельности. Это позволит предприятию повысить эффективность использования оборотных активов, следовательно, и рентабельность.

Для оптимизации размера запасов целесообразно использовать метод разработки научно обоснованных нормативов запасов (нормирование), основанный на планировании и анализе деятельности прошлых лет.

С целью снижения общих затрат (на хранение, размещение и связанных с нехваткой запасов для производства) на обеспечение предприятий пищевой промышленности запасами предлагается использовать логистические системы управления запасами в совокупности с моделью экономически обоснованного размера заказа (модель EOQ) и системой "АВС", согласно которой запасы необходимо разделить на три группы "А, В и С" в зависимости от их стоимости и степени важности для производства. На основании изучения преимуществ и недостатков логистических систем управления запасами предлагается следующая схема оптимизации запасов на предприятии (Таблица 2.12).

 

Таблица 2.12

Схема оптимизации запасов

Группа запасов

Приоритет

Разработка нормативов

Система управления запасами

Группа "А"

Максимальный

Используется

Система с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня

Группа "В"

Средний

Используется

Система с фиксированным интервалом времени между заказами

Группа "С"

Низкий

Не целесообразно

Контролировать раз в месяц, квартал


 

Наибольшее внимание необходимо уделить запасам группам "А" и "В", для которых целесообразно разрабатывать научно-обоснованные нормативы. Для запасов группы "В" предлагается использовать систему с фиксированным интервалом времени между заказами, суть которой заключается в том, что заказы производятся в строго равные промежутки времени в текущем периоде. Для группы "А" предлагается использовать систему с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Отличие данной системы от предыдущей в том, что заказы производятся не только с установленной периодичностью, но и при достижении ими страхового уровня, поэтому данная система позволяет не только избежать завышения запасов, но и их дефицит в случае достижения ими порогового уровня. Данная система эффективна при значительных колебаниях в поставке и потреблении запасов.

При создании сезонных запасов необходимо учитывать следующие факторы (Таблица 2.13).

 

Таблица 2.13

Факторы, влияющие на создание сезонных запасов

Первичная обработка сырья и материалов

Вторичная обработка сырья и материалов

Внешние факторы

1

Стоимость отвлечения средств в запасы (равна % по краткосрочным кредитам)

Стоимость отвлечения средств в запасы (равна % по краткосрочным кредитам)

2

Изменение цен на готовую продукцию

Изменение цен на сырье и материалы

Внутренние факторы

3

Стоимость хранения единицы готовой продукции

Стоимость хранения единицы сырья и материалов

4

 

Объем потребления сырья и материалов


 

Обобщение современной практики по управлению дебиторской задолженностью позволило выявить целесообразную схему взаимодействия между подразделениями предприятия, согласно которой за продажи и поступления несет ответственность коммерческий отдел, финансовый отдел обеспечивает информационно-аналитическое обслуживание, а юридическая служба - юридическое сопровождение (оформление договоров и обращения в суд). С учетом данной схемы разработан вариант регламента действий персонала по инкассации дебиторской задолженности на предприятиях строительной промышленности (Таблица 2.14).

 

 

Таблица 2.14

Регламент действия персонала по инкассации дебиторской задолженности

Период

Действие

Подразделение

3 дня до срока оплаты

Звонок с напоминанием о сроке платежа

Финансовая служба

Просрочка до 5 дней

Звонок или факс с напоминанием о сроке платежа

Коммерческий отдел

Просрочка до 10 дней

Звонок с выяснением причин задержки оплаты

Коммерческий отдел

 

Согласование графика оплаты

Коммерческий отдел

Просрочка от 10 до 20 дней

Переговоры с ответственными лицами

Коммерческий отдел

 

Отправка предупредительного письма о начислении штрафа

Финансовая служба

Просрочка от 20 до 30 дней

Прекращение поставок

Коммерческий отдел

 

Начисление штрафа

Финансовая служба

 

Досудебное предупреждение

Юридическая служба

Просрочка от 30 до 60 дней

Командировка менеджера и принятие попыток досудебного урегулирования

Коммерческий отдел

 

Отправка официальных претензий

Юридическая служба

Просрочка более 60 дней

Обращение в официальные организации по взысканию задолженности

Финансовая служба

 

Подача иска в суд

Юридическая служба


 

Исследование распространенных моделей управления денежными средствами Баумоля и Миллера-Орра выявил их общий недостаток, это отсутствие расчетов параметра страхового запаса денежных средств, ориентируясь на который предприятия смогут поддерживать необходимый уровень платежеспособности.

В связи с этим можно предложить расчет размера страхового запаса денежных средств исходя из ожидаемого однодневного расходования денежных средств, умноженный на период (Д), необходимый для конвертации ценных бумаг в денежные средства (2.12):

 

(2.12)

где Н - страховой размер денежных средств;

КСО - краткосрочные обязательства;

ПОКСО - период оборота краткосрочных обязательств;

С целью недопущения "кассового разрыва" на предприятии предлагается составлять бюджеты движения денежных средств с разбивкой на месяц, квартал, полугодие и год, суть которых заключается в разнесении крупных расходов и доходов равномерно на весь период.

Управление структурой капитала на предприятии предлагается проводить по следующим этапам:

1. определение средневзвешенной стоимости капитала предприятия;

2. расчет эффекта финансового левериджа;

3. определение допустимого уровня финансового риска;

4. определение схемы финансирования (полное самофинансирование, смешанное финансирования);

5. минимизация средневзвешенной стоимости капитала и поддержание ее оптимальной структуры в процессе деятельности предприятия.

Таким образом, мы обосновали расчет нормального размера кредиторской задолженности, ориентируясь на который предприятие сможет поддерживать рекомендованный уровень платежеспособности и финансовой устойчивости, а также выявлять резервы "безопасного" увеличения кредиторской задолженности.

Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия возможна при значении коэффициентов абсолютной ликвидности - от 0,2 до 0,25, текущей ликвидности - от 1 до 2, и обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами - от 0,1 до 0,5. Пределы значений коэффициентов определены на основе нормативных документов и практики применения коэффициентов, как в России, так и за рубежом.

Реальная величина значения коэффициента определяется с учетом финансового состояния предприятия и его текущих целей и задач. Для предприятия предлагается использовать значение коэффициента абсолютной ликвидности на уровне - 0,2, текущей ликвидности - 2 и обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами - 0,1. При проведении расчетов автор исходил из данных ограничений.

В основу расчета положена система неравенств (2.13) для нахождения размера кредиторской задолженности:

 

(2.13)

 

где ОА - оборотные активы; КСО - краткосрочные обязательства;

Информация о работе Анализ влияния внешней среды на деятельность предприятия