Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:00, курсовая работа
Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".
Введение
Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".
Юридический адрес: Республика Беларусь
220831 г. Минск,
ул. Социалистическая, 2
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4х2, 4х4, 6х4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".
Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.
На основную выпускаемую продукцию имеются сертификаты соответствия, что характеризует ее достаточно высокий технический уровень и качество.
Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем. Специалисты завода поддерживают связи с 50 научными организациями РБ и стран СНГ. 84964
Среднесписочная численность работающих на заводе на 01.01.2002 г. составляет 21116 человек, в том числе промышленно-производственного персонала - 18520 чел. Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих.
Минский автомобильный завод имеет у себя все виды действующих производств, свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Уровень механизации и автоматизации рабочих мест составляет около 84 %.
1. Маркетинговые исследования
Автомобильная техника Минского автомобильного завода предназначена для выполнения практически всех видов автомобильных перевозок. На заводе выпускается более 150 наименований продукции различного назначения. Заводом освоены и выпускаются разнообразные большегрузные автомобили и автопоезда - тягачи с прицепами и полуприцепами для междугородних и международных перевозок, автомобили - самосвалы, лесовозные тягачи повышенной проходимости, автомобильные шасси для различных видов специализированного автомобильного транспорта. На шасси автомобилей устанавливаются краны, бетоносмесители, цистерны, дорожно-строительная техника и многие другие агрегаты.
В настоящее время завод выпускает автомобили, прицепы, полуприцепы и автобусы.
Основу выпуска продукции завода составляют тягачи типа 4х2 и 6х4 для магистральных перевозок. К ним относятся 2-х осные седельные тягачи МАЗ-54323, МАЗ-54326, МАЗ-54327 и 3-х осные – МАЗ-64229, МАЗ – 64226.
Причем 2-х осные тягачи МАЗ-54326 и МАЗ-54327 оборудованы экономическими и экологически чистыми силовыми агрегатами фирмы МАН, задней пневматической подвеской с электронной системой управления, антиблокировочной системой тормозов, пневматической подвеской сидений водителя и пассажира.
На основе широкой унификации с полноприводными автомобилями освоено производство лесовозных тягачей типа 6х6 МАЗ-64255 грузоподъемностью автопоезда до 26000 кг и седельного тягача МАЗ-642515 для работы в составе автопоезда с полуприцепом грузоподъемностью до 42т.
Трехосный автомобиль-сортиментовоз МАЗ-6303-26 в составе автопоезда может перевозить до 30т. сортиментов леса, а трехосный седельный тягач МАЗ-64558 предназначен для буксировки полуприцепов МАЗ-99864 грузоподъемностью до 30т. Не имеет аналогов в странах СНГ сортиментовоз МАЗ-99864. Применение импортных узлов и агрегатов обеспечивает сохранность перевозимых грузов, уменьшение массы, повышает конкурентоспособность
Полноприводные многоцелевые автомобили типа 6х6 высокой проходимости МАЗ-6317 платформенного типа предназначены для перевозки грузов в условиях бездорожья и климатических условиях Крайнего Севера, а также армейского назначения.
Минский автозавод - один из немногих в странах СНГ заводов, обеспечивающий выпуск как тягачей, так и прицепной техники к ним. Многотонные тентовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, предназначенные для международных и междугородних
перевозок, грузовые прицепы "Зубренок" к легковым автомобилям - вот гамма прицепной техники, выпускаемой заводом.
Наиболее перспективными являются полуприцепы с объемом грузового пространства не менее 83 куб.м. и размещением по площади платформы не менее 33 европоддонов с габаритами 800х1200 мм.
В связи с отсутствием свободно-конвертируемой валюты в республике резко сократилась закупка автобусов и запасных частей к ним. В республике сложилась крайне тяжелая ситуация с обеспечением населения пассажирским транспортом. В связи с этим было принято решение об организации автобусного производства на Минском автомобильном заводе.
С 1993 года по настоящее время разработано 7 моделей автобусов, имеющих более 30 модификаций и комплектаций. Разработан и изготовлен опытный образец троллейбуса.
Минские автобусы приглянулись потребителям и приобретают все большую популярность в России, Республиках Прибалтики, поступают предложения о закупках из дальнего зарубежья.
В последние годы завод проводит последовательную политику на расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Главную задачу предприятие видит в повышении качества выпускаемой автомобильной техники, в совершенствовании структуры сервиса и сбыта.
Важным направлением анализа рыночных возможностей являются маркетинговые исследования. Основными задачами управления маркетинга Минского автомобильного завода являются: сохранение традиционных рынков в странах СНГ и Прибалтики, расширение присутствия на рынках Юго-Восточной Азии, укреплении старых долгосрочных связей с традиционными потребителями, ориентация потребителей на высокое и стабильное качество поставляемой продукции и обеспечение срочности поставок, предложение потребителям новых видов продукции.
1.1. Определение емкости рынка
Под емкостью рынка понимается объем реализованных автомобилей в течение определенного периода времени. Емкость автомобильного рынка определяется спросом на автотранспортные услуги. Этот спрос в свою очередь зависит от состояния экономики, инвестиционной активности в отраслях, нуждающихся в автоперевозках, развития научно-технического прогресса в отраслях, потребляющих данный товар или услугу, дохода на душу населения.
Прежде, чем анализировать емкость рынка МАЗа, необходимо отметить, что основными потребителями грузовиков предприятия являются Россия, РБ, Украина и прочие страны СНГ, а также дальнего зарубежья.
Основным рынком по объему потенциальных покупателей для МАЗа считается российский рынок. Емкость рынка грузовиков от 6 до 18 тонн - 24528 единиц. В стоимостном выражении эта величина составляет 270 млн. долларов США.
Емкость рынка грузовиков более 18 тонн составляет 12600 единиц или в стоимостном выражении 403,2 млн. долларов США.
Емкость белорусского рынка грузовиков от 6 до 18 тонн составляет 5600 единиц стоимостью приблизительно 61,6 млн. долларов США, и грузовиков свыше 18 тонн порядка 1000 единиц стоимостью 32 млн. долларов США. Суммы рассчитаны исходя из средней цены продаж в 2002 году.
На Украине емкость рынка грузовиков от 6 до 18 тонн составляет 1920 штук на сумму 21 млн. долларов США. Емкость рынка грузовиков свыше 18 тонн составляет 6500 штук или 208 млн. долларов США.
Емкость рынка грузовиков от 6 до 18 тонн в целом по СНГ составляет в 2002 году 32048 единиц (включая автотранспортные средства, бывшие в употреблении) или 353 млн. долларов США; емкость рынка тяжелых грузовиков составляет 20930 штук или 669,8 млн. долларов США.
Лидирующее место по объемам продаж в Республике Беларусь занимают автомобили КамАЗ. Их доля рынка составляет 37%. Такая ситуация может быть объяснена тем, что автомобили КамАЗ стоят дешевле.
Также осуществляется экспорт автотехники МАЗ в страны дальнего зарубежья, но пока малыми партиями.
Общая емкость рынка представлена на рисунке 1. Данные приведены в таблице 1.
EMBED Excel.Chart.8 \s Рисунок 1 – Общая емкость рынка
Таблица 1 - Выпуск грузовых автомобилей заводами стран СНГ
Завод-изготовитель
Ед. изм.
2001г.
2002г.
Увеличение (уменьшение)
продаж
(2002г. к 2001г.), %
Прогноз на 2003 год
1
2
3
4
7
8
КаМАЗ
шт.
10974
11255
2,5
11536
УралАЗ
шт.
6970
7076
1,5
7182
КрАЗ
шт.
5149
5083
-1,3
5017
МАЗ
шт.
8444
8634
2,2
8824
На основании объемов продаж прошлых лет мы можем сделать прогнозы на будущее.
Для прогнозирования объемов продаж применяются различные методы, которые можно свести к двум основным типам: сглаживание и скольжение.
Спрогнозируем объемы продаж на 1-й, 2-й и 3-й кварталы 2003года,за базу возьмем показатели за 1- 4-й кварталы 2002 года методом прогрессивного сглаживания по формуле:
EMBED Equation.3 где EMBED Equation.3 - объем продаж в n-году
В 2002 году заводом было реализовано 8634 грузовых автомобилей, в том числе по кварталам:
1-й - 2100
2-й - 2154
3-й – 2200
4-й – 2180
Путем подстановки указанных значений в формулу получим следующий прогноз объемов реализации:
EMBED Equation.3 шт.
EMBED Equation.3 шт.
EMBED Equation.3 шт.
По методу сглаживания можем получить два вида прогноза: оптимистический и пессимистический.
Оптимистический прогноз рассчитывается по формуле:
EMBED Equation.3 где n- количество периодов, на основании которых строится прогноз, в данном случае n = 4.
Подставляя значения в формулу, получим следующие результаты:
EMBED Equation.3 шт.
EMBED Equation.3 шт.
EMBED Equation.3 шт.
Пессимистический прогноз рассчитывается по формуле:
EMBED Equation.3 Подставляя значения в формулу, получим следующие результаты:
EMBED Equation.3 шт.
EMBED Equation.3 шт.
EMBED Equation.3 шт.
Результаты прогноза представлены в таблице 2 и на рисунке 1 приложения 1.
Таблица 2 – Результаты прогноза, шт.
2003г.
Прогрессивное сглаживание
Оптимистический прогноз
Пессимистический прогноз
1кв.
2040
4434
1531
2кв.
1975
6660
836
3кв.
1907
11074
253
1.2. Анализ конкурентов
Основными производителями средних и тяжелых грузовиков в странах СНГ являются такие предприятия, как КамАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КрАЗ, МАЗ. В Центральной и Восточной Европе - это Стар, Ромон, ИФА, ЛиАЗ, Татра, Ельч, Шкода, в Западной Европе - Мерседес, МАН, Ивеко, Рено, Скания, Вольво, SISU, ДАФ.
На территории СНГ из всех заводов по производству грузовых автомобилей на сегодняшний день основными конкурентами Минскому автомобильному заводу являются Камский автомобильный завод (КамАЗ) и Уральский автомобильный завод (УралАЗ). По производству автобусов главными конкурентами являются ЛиАЗ и ЛАЗ.