Автомобильная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 02:00, курсовая работа

Описание

Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МАЗ.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)


Введение

 

              Минский автомобильный завод (МАЗ) является  государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

              Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия, входит в качестве головного предприятия в состав ПО "БелавтоМАЗ".

Юридический адрес:     Республика Беларусь

                                                    220831 г. Минск,

                                                    ул. Социалистическая, 2

              В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по  выпуску автомобильной техники.  Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные  автопоезда колесных формул 4х2,  4х4,  6х4,  самосвалы,  лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25  моделей.  Кроме  того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к  легковым  автомобилям  2-х моделей.

              Начиная с 1993 года, заводом освоен выпуск автобусов для городских и междугородних перевозок по лицензии немецкой фирмы "Неоплан".

              Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней,  готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование,  инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

              На основную  выпускаемую  продукцию  имеются  сертификаты соответствия, что  характеризует  ее достаточно высокий технический уровень и качество.

Научно-исследовательский сектор завода объединяет 4 конструкторско-технологических подразделения, экспериментальный цех, ряд центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода,  среди которых 1 доктор и 9 кандидатов наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.   Специалисты завода поддерживают  связи  с  50  научными организациями РБ и стран СНГ.  84964

 

Среднесписочная численность  работающих на заводе на 01.01.2002 г. составляет 21116 человек,  в том числе промышленно-производственного персонала - 18520 чел. Завод располагает квалифицированным составом руководителей, специалистов и рабочих.

Минский автомобильный  завод  имеет  у себя все виды действующих производств,  свойственные современным крупным машиностроительным заводам. Уровень механизации  и автоматизации рабочих мест составляет около 84 %.

 

 

 

 

 

 

1. Маркетинговые исследования

 

Автомобильная техника   Минского   автомобильного  завода предназначена для выполнения практически  всех  видов  автомобильных перевозок. На заводе выпускается более 150 наименований продукции различного назначения. Заводом освоены и выпускаются разнообразные большегрузные автомобили и автопоезда - тягачи с  прицепами  и полуприцепами для междугородних и международных перевозок, автомобили - самосвалы,  лесовозные тягачи  повышенной  проходимости, автомобильные  шасси  для различных видов специализированного автомобильного транспорта.  На шасси автомобилей устанавливаются краны, бетоносмесители,  цистерны, дорожно-строительная техника и многие другие агрегаты.

В настоящее время завод выпускает автомобили, прицепы,  полуприцепы и автобусы.

Основу выпуска продукции завода составляют тягачи типа 4х2 и 6х4 для магистральных перевозок. К ним относятся 2-х осные седельные тягачи МАЗ-54323, МАЗ-54326, МАЗ-54327 и 3-х осные – МАЗ-64229, МАЗ – 64226.

Причем 2-х осные тягачи МАЗ-54326 и МАЗ-54327 оборудованы экономическими и экологически чистыми силовыми агрегатами фирмы МАН, задней пневматической подвеской с электронной системой управления, антиблокировочной системой тормозов, пневматической подвеской сидений водителя и пассажира.

На основе широкой унификации с полноприводными автомобилями освоено производство лесовозных тягачей типа 6х6 МАЗ-64255 грузоподъемностью автопоезда до 26000 кг и седельного тягача МАЗ-642515 для работы в составе автопоезда с полуприцепом грузоподъемностью до 42т.

Трехосный автомобиль-сортиментовоз МАЗ-6303-26 в составе автопоезда может перевозить до 30т. сортиментов леса, а трехосный седельный тягач МАЗ-64558  предназначен для буксировки полуприцепов МАЗ-99864 грузоподъемностью до 30т. Не имеет  аналогов в странах СНГ сортиментовоз МАЗ-99864. Применение импортных узлов и  агрегатов  обеспечивает  сохранность перевозимых грузов, уменьшение массы, повышает конкурентоспособность

Полноприводные многоцелевые автомобили типа 6х6 высокой проходимости МАЗ-6317 платформенного типа предназначены для перевозки грузов в условиях бездорожья и климатических условиях Крайнего Севера, а также армейского назначения.

Минский автозавод  - один из немногих в странах СНГ заводов, обеспечивающий выпуск как тягачей, так и прицепной техники к ним.  Многотонные тентовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, предназначенные для  международных  и  междугородних

перевозок, грузовые  прицепы "Зубренок" к легковым автомобилям - вот гамма прицепной техники, выпускаемой заводом.

Наиболее перспективными являются полуприцепы с  объемом грузового пространства не менее 83 куб.м.  и размещением по площади платформы не менее  33  европоддонов  с габаритами 800х1200  мм. 

В связи с отсутствием свободно-конвертируемой валюты в республике резко сократилась закупка автобусов и запасных частей к ним. В республике сложилась крайне тяжелая ситуация с обеспечением населения  пассажирским   транспортом. В связи с этим  было принято решение  об организации автобусного  производства на Минском автомобильном заводе.

С 1993 года по настоящее время разработано 7 моделей автобусов, имеющих более 30 модификаций и комплектаций. Разработан и изготовлен опытный образец троллейбуса.

Минские автобусы приглянулись потребителям и приобретают все большую популярность в России, Республиках Прибалтики, поступают предложения о закупках из дальнего зарубежья.

В последние годы завод проводит  последовательную политику на расширение номенклатуры выпускаемой продукции. Главную задачу предприятие видит в повышении качества выпускаемой автомобильной техники, в совершенствовании структуры сервиса и сбыта.

Важным направлением анализа рыночных возможностей являются маркетинговые исследования. Основными задачами управления маркетинга Минского автомобильного завода являются: сохранение традиционных рынков в странах СНГ и Прибалтики, расширение присутствия на рынках Юго-Восточной Азии, укреплении старых долгосрочных связей с традиционными потребителями, ориентация потребителей на высокое и стабильное качество поставляемой продукции и обеспечение срочности поставок, предложение потребителям новых видов продукции.

 

 

1.1. Определение емкости рынка

 

Под  емкостью  рынка  понимается  объем  реализованных автомобилей  в  течение  определенного  периода  времени. Емкость  автомобильного  рынка  определяется  спросом  на автотранспортные услуги. Этот спрос  в свою очередь зависит от  состояния  экономики,     инвестиционной  активности  в отраслях,   нуждающихся в автоперевозках, развития научно-технического прогресса в отраслях, потребляющих данный товар или  услугу,     дохода  на     душу     населения.  

Прежде,   чем     анализировать  емкость  рынка  МАЗа, необходимо отметить,  что основными потребителями грузовиков предприятия являются Россия, РБ, Украина и прочие страны СНГ, а также дальнего зарубежья.

Основным рынком по объему  потенциальных  покупателей для МАЗа считается российский рынок.   Емкость рынка грузовиков от 6 до 18 тонн - 24528 единиц.   В стоимостном выражении эта величина составляет 270 млн.   долларов США.

Емкость рынка грузовиков более 18 тонн составляет 12600 единиц или в стоимостном выражении 403,2 млн.  долларов США.

Емкость белорусского рынка грузовиков от 6 до 18 тонн составляет 5600 единиц стоимостью приблизительно 61,6 млн. долларов   США,   и грузовиков свыше 18 тонн порядка 1000 единиц стоимостью 32 млн.  долларов США.  Суммы рассчитаны исходя из средней цены продаж в 2002 году.

На Украине емкость рынка   грузовиков  от 6 до 18 тонн составляет 1920 штук на сумму 21 млн.   долларов США. Емкость рынка  грузовиков  свыше 18 тонн составляет 6500 штук или 208 млн. долларов США.

Емкость рынка  грузовиков  от  6 до 18 тонн в целом по СНГ  составляет  в  2002  году  32048  единиц     (включая автотранспортные средства,  бывшие в употреблении)  или 353 млн.  долларов  США;  емкость  рынка  тяжелых  грузовиков составляет 20930 штук или   669,8 млн.  долларов США. 

Лидирующее  место  по  объемам  продаж  в    Республике Беларусь  занимают  автомобили  КамАЗ.     Их  доля  рынка составляет 37%.  Такая ситуация может быть объяснена тем, что  автомобили КамАЗ   стоят дешевле. 

Также осуществляется экспорт автотехники МАЗ в страны дальнего зарубежья, но пока малыми партиями.

Общая емкость рынка представлена на рисунке 1. Данные приведены в таблице 1.

EMBED Excel.Chart.8 \s Рисунок 1 – Общая емкость рынка

 

 

 

 

Таблица 1 -  Выпуск грузовых автомобилей заводами стран СНГ

 

Завод-изготовитель

Ед.   изм.

2001г.

2002г.

Увеличение (уменьшение) 

продаж     

(2002г. к 2001г.), %

Прогноз на 2003 год

 

1

2

3

4

7

8

 

КаМАЗ

шт.

10974

11255

2,5

11536

 

УралАЗ

шт.

6970

7076

1,5

7182

 

КрАЗ

шт.

5149

5083

-1,3

5017

 

МАЗ

шт.

8444

8634

2,2

8824

 

 

На основании объемов продаж прошлых лет мы можем сделать прогнозы на будущее.

Для прогнозирования объемов продаж применяются различные методы, которые можно свести к двум основным типам: сглаживание и скольжение.

Спрогнозируем объемы продаж на 1-й, 2-й и 3-й кварталы 2003года,за базу возьмем показатели за 1- 4-й кварталы 2002 года методом прогрессивного сглаживания по формуле:

EMBED Equation.3  где EMBED Equation.3  - объем продаж в n-году

В 2002 году заводом было реализовано 8634 грузовых автомобилей, в том числе по кварталам:

1-й  - 2100

2-й -  2154

3-й – 2200

4-й – 2180

Путем подстановки указанных значений в формулу получим следующий прогноз объемов реализации:

EMBED Equation.3  шт.

 

EMBED Equation.3  шт.

 

EMBED Equation.3  шт.

 

По методу сглаживания можем получить два вида прогноза: оптимистический и пессимистический.

Оптимистический прогноз рассчитывается по формуле:

EMBED Equation.3  где n- количество периодов, на основании которых строится прогноз, в данном случае  n = 4.

Подставляя значения в формулу, получим следующие результаты:

EMBED Equation.3  шт.

EMBED Equation.3  шт.

EMBED Equation.3  шт.

Пессимистический прогноз рассчитывается по формуле:

EMBED Equation.3  Подставляя значения в формулу, получим следующие результаты:

EMBED Equation.3  шт.

EMBED Equation.3  шт.

EMBED Equation.3  шт.

Результаты прогноза представлены в таблице 2 и на рисунке 1 приложения 1.

 

 

 

Таблица 2 – Результаты прогноза, шт.

 

2003г.

Прогрессивное сглаживание

Оптимистический прогноз

Пессимистический прогноз

 

1кв.

2040

4434

1531

 

2кв.

1975

6660

836

 

3кв.

1907

11074

253

 

 

 

 

1.2. Анализ конкурентов

 

Основными производителями средних и тяжелых грузовиков  в странах СНГ являются такие предприятия, как КамАЗ,  УралАЗ,  ЗИЛ,  ГАЗ,  КрАЗ, МАЗ. В Центральной и Восточной Европе - это Стар,  Ромон,  ИФА, ЛиАЗ, Татра, Ельч, Шкода, в   Западной Европе - Мерседес, МАН, Ивеко, Рено, Скания, Вольво, SISU, ДАФ.

На территории  СНГ  из  всех  заводов по производству грузовых автомобилей  на  сегодняшний  день  основными конкурентами Минскому  автомобильному  заводу являются Камский автомобильный завод (КамАЗ) и  Уральский  автомобильный  завод (УралАЗ). По  производству автобусов главными конкурентами являются ЛиАЗ и ЛАЗ.

Информация о работе Автомобильная промышленность