Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:29, дипломная работа
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.Цель данной работы - показать возможности применения бизнес-планирования для обоснования и организации деятельности фирмы по пошиву одежды по индивидуальным заказам.
Введение 2
1 Теоретические основы бизнес планирования в развитии предпринимательства 4
1.1 Цель и назначение бизнес планирования в предпринимательской деятельности 4
1.2 Структура и методики построения бизнес плана 11
1.3 Подходы к построению бизнес-плана 16
2 Маркетинговый анализ рынка свадебных платьев для целей бизнес планирования 31
2.1 Общая характеристика рынка одежды 31
2.2 Исследование потребительские предпочтения относительно продукции марок 45
3 Бизнес план развития ООО «Олимп» 48
3.1 Характеристика деятельности и особенности бизнеса ООО «Олимп» 48
3.2 Построение бизнес плана ООО «Олимп» на основе бюджетирования 49
3.3 Разработка мастер-бюджета компании на 2004 год 51
3.3.1 Составление бюджета продаж 51
3.3.2 График поступлений денежных средств от продаж 54
3.3.3 Бюджет производства 56
3.3.4 Бюджет прямых затрат на материалы 57
3.3.5 Бюджет прямых затрат труда 60
3.3.6 Бюджет общепроизводственных накладных расходов 61
3.3.7 Бюджет доходов и расходов 64
3.3.8 Бюджет движения денежных средств 67
3.3.9 Расчетный баланс 70
3.4 Оценка эффективности бизнес плана 72
Заключение 75
Список использованной литературы 78
Основные страны импортеры трикотажных изделий Китай, Корея, Германия, Финляндия, Вьетнам и другие, причем и здесь лидирует Китай. На рисунке 2.12. представлена диаграмма, демонстрирующая доли основных стран-импортеров.
Рис. 2.12. Доли основных стран-импортеров трикотажных изделий в 2002 г.
Часть наших
производителей сегодня занимает определенную
нишу, предлагая отечественную
Ситуация с трикотажем несколько иная, что и нашло свое отражение на емкости рынка трикотажных изделий.
Однако доля поставок импортной одежды невысокого качества еще велика и причиной этого стали:
- недостаточная правовая грамотность и незащищенность российских фирм на мировом рынке, отсутствие у них достаточного опыта в ведении международного бизнеса, недостаток знаний производства одежды, особенностей и правил работы на мировом рынке одежды. Отмечается, что некоторые иностранные фирмы, в своем стремлении извлечь сверхприбыли на российском рынке, начали производить для поставок в Россию крупные партии одежды невысокого качества. - недостаточная правовая грамотность и незащищенность российских фирм на мировом рынке, отсутствие у них достаточного опыта в ведении международного бизнеса, недостаток знаний производства одежды, особенностей и правил работы на мировом рынке одежды. Отмечается, что некоторые иностранные фирмы, в своем стремлении извлечь сверхприбыли на российском рынке, начали производить для поставок в Россию крупные партии одежды невысокого качества.
- стремление ряда российских
фирм к получению прибылей
путем максимального снижения
контрактных цен закупаемой
2000 2001 2002
Рис. 2.13. Динамика экспорта швейных
изделий в натуральном
В 2001-2002 годах объем экспорта составил порядка 50 % от объема произведенной в РФ продукции.
Структура экспорта в 2002 году по видам поставляемых швейных изделий представлена на диаграмме рис. 2.14.
Рис. 2.14. Структура экспорта швейных изделий в соответствии с кодами ТНВЭД (в натуральном выражении) в 2002 году.
Анализ этих данных показывает, что основная доля экспорта приходится на позиции крупных изделий - 72 % от общего объема экспорта в 2001 году и 64 % в 2002 году. Это можно объяснить тем, что стоимость этих изделий за единицу товара в основном высокая, а соответственно высока и экспортная выручка.
Aнализ информации по экспорту показывает, что львиная доля экспорта приходится на такие группы как 6202-6204 - верхняя мужская и женская одежда, экспортеры - это фирмы которые освоили мировые технологии, а часть продукции является оплатой по контрактам франчайза.
Таким образом, проведенный подробный анализ рынка одежды в Твери показывает, что есть ниша, которая не занята со стороны зарубежных компаний и отечественных крупных швейных фирмы по производству свадебных платьев и вечерних костюмов на заказ.
Потребительские предпочтения относительно продукции предлагаемой на рынке можно рассматривать по целому ряду показателей касающихся различных аспектов (атрибутов) товаров. В процессе опроса предпочтения рассматривались при помощи двух показателей отражающих отношение потребителей к продукции разных марок, стран - производителей. Первый из них показывает насколько известны среди потребителей текстильной одежды и трикотажных изделий марки и страны - производители. Показатель известности дает понять насколько охвачена потребительская аудитория продукцией конкретных марок присутствующих на рынке, при этом, как правило, если марка известна, то имел место факт совершенной покупки. По результатам опроса с той или иной частотой были упомянуты 135 марок и стран -производителей трикотажных изделий. На рис. 5 приведена гистограмма отражающая известность марок - стран производителей трикотажных изделий. Показатель рассчитывался как частота упоминаний того или иного названия выраженная в % ( вследствие двух и более ответов сумма превышает 100%).
Как показано на диаграмме безусловным лидером по известности трикотажных изделий является Россия, что с одной стороны достаточно очевидно, а с другой косвенно подтверждает достоверность позиций остальных субъектов рынка, так как можно говорить о серьезности ответов респондентов. Далее можно выделить несколько групп в зависимости от того или иного уровня известности. В группу стран - производителей и марок, известных среди более 10% но менее 20% покупателей вошли 6 стран и лишь одна марка -"Панинтер", известная благодаря развитой сети фирменных магазинов. Нельзя сказать, что продукция западноевропейских стран слабо известна, так итальянская продукция известна незначительно меньше чем продукция Белоруссии, а продукция Прибалтики и Германии не намного отстает от китайской. В этой группе значительно более известна, чем остальные продукция турецкого производства. Вторая группа включает в себя марки и страны - производители известные среди более 5% но менее 10% и насчитывает 11 наименований. В их числе не последнее место по известности занимают марки "Красная заря", и "Черемушки". Третья группа состоит из марок известных среди менее 5% но более 3% потребителей одежды из текстиля, роме того, сюда не вошли марки известные среди менее 3% потребителей, которых насчитывается порядка 70. Таким образом, среди отечественных марок существует ряд наиболее продвинутых по известности, что является образцом охвата потребительской аудитории и в какой то степени свидетельствует о том, что кампании продвигающие эти марки работают на относительно массовую продукцию. В этой связи представляется целесообразным охарактеризовать потребительские сегменты, выделенные по признаку известности ("покупаемости") более детально. В данном случае это позволит понять, существуют ли какие ни - будь существенные различия между потребителями, например, отечественной одежды из текстиля и сделанного в Германии. На рисунке 6 приводится парное распределение потребителей в зависимости от известной (покупаемой) марки, страны - производителя и социальных показателей: уровня дохода и трудового статуса. В таблице для примера, приводятся лишь ряд марок и стран, по результатам позиционирования находящихся в разных группах.
Рис. 2. 24 Известность марок, стран-производителей трикотажных изделий.
По одежде из текстиля лидером являются Россия, Италия, Германия, и США. Наиболее известные марки "Benetton", "Большевичка", "Tom Klaim" и "Hugo Boss".
ООО "Олимп" является малым частным предприятием с общей численностью работающих менее 20 человек. Предприятие было основано в 2000 году единственным учредителем с уставным капиталом в размере 8500 рублей. Это швейное производство, продукцией которого являются в основном свадебные платья, а также вечерние костюмы корсетного типа.
Предприятие отличает высокое качество
изделий и относительно небольшой
объем производства. Вся продукция
компании реализуется оптовым
Свадебные платья – товар с ярко выраженной сезонностью. Спрос на него резко падает в осенне-зимний период. Это влечет за собой финансовые затруднения, которые компания регулярно испытывает зимой в связи с крайне низкими поступлениями средств от реализации. В такие периоды предприятие испытывает острую нехватку денежных средств, задолженность перед персоналом по оплате труда значительно возрастает. При разработке бюджета автор учел этот момент и предложил изменить структуру ассортимента.
Особенностью ООО "Олимп" как малого предприятия является большое количество функций, возложенных на одного сотрудника. В отличие от крупных предприятий, где ярко выражена специализация персонала по видам деятельности, на небольших фирмах каждый сотрудник является универсалом, выполняющим различные функции. Этот факт обусловлен ограниченными финансовыми возможностями малого предприятия, и желанием его владельцев наиболее эффективно использовать имеющиеся людские ресурсы. Поэтому на предприятии отсутствует как таковая финансовая служба. Обязанности бухгалтера ООО "Олимп" выполняет Директор компании. Это также накладывает свой отпечаток на деятельность компании, поскольку как таковой финансовый менеджмент в компании развит крайне слабо. Этот момент также учитывается в рекомендациях по постановке бизнес планирования на ООО "Олимп".
Бюджет ООО "Олимп" – это план, в котором определены финансовые цели (задания) по объемам реализации, по объемам привлекаемых ресурсов и всем видам расходов, связанных с выполнением заданий, по финансированию расходов ООО "Олимп", а также задания по нормам и массе получаемой прибыли (валовой и чистой).
В качестве единственного центра финансовой
ответственности (ЦФО) выступает основное
направление хозяйственной
ЦФО отвечает за все расходы, за формирование
активов и регулирование
Назначение бизнес планирования на ООО "Олимп":
При формировании бизнес-плана ООО
«Олимп» на 2004 год планируется
создать следующую систему
1 этап: Операционные бюджеты (бюджеты
продаж, производства, затрат на
материалы, на оплату труда,
бюджет общепроизводственных
2 этап: Основные бюджеты (бюджет
доходов и расходов, бюджет движения
денежных средств, расчетный
3 этап: Мастер-бюджет (согласование всех бюджетов)
В ООО "Олимп" бюджетный период вводится продолжительностью 12 месяцев с помесячной разбивкой всех бюджетов. Отчеты об исполнении бюджетов составляются ежемесячно. Корректировка бюджетов осуществляется по истечении каждого квартала на оставшиеся месяцы бюджетного периода и на три соответствующих месяца следующего бюджетного периода (как предварительный вариант, т.е. проформа бюджета на следующий календарный год) с разбивкой по месяцам.
Операционные бюджеты ЦФО на предстоящий бюджетный период (календарный год) составляются до 15-го декабря предшествующего года, обрабатываются, анализируются и до 25 декабря составляются сводные бюджеты ООО "Олимп".
Финансовое планирование осуществляет Коммерческий директор ООО "Олимп" при взаимодействии с Директором по производству и Директором компании, которые предоставляют необходимые данные. Бюджеты составляются и корректируются Коммерческим директором внутри бюджетного периода.
За бюджетный период принят 2004 год.
Показатели планируются с учетом
данных управленческого и
Процесс бюджетирования начинаем с построения бюджета продаж. Бюджет продаж строится на основании прогноза сбыта. Прогноз сбыта (что продавать, сколько и по какой цене) дает нам представление об общем обороте и, соответственно, позволяет оперировать конкретными цифрами прогноза выручки от реализации общий объем продаж в компании может быть подсчитан двумя способами: по контрактам (заказам, партиям товаров) или по продукции (видам продукции). Для ООО "Олимп" наиболее приемлемо использование первого способа.
Бюджет продаж на 2004 год составлен для двух видов выпускаемой продукции – свадебных платьев и вечерних костюмов.
Свадебные платья и вечерние костюмы – сезонный товар. Сезонность бизнеса учитывается при составлении стратегического плана развития предприятия, и, соответственно, бюджета продаж. Анализ продаж в 2002-2003 гг. показывает устойчивое повышение спроса на свадебные платья в летний период, на вечерние костюмы – апрель-май (наряды для выпускниц), декабрь (наряды к Новогодним праздникам), февраль (наряды к 8 марта).
Если в 2002-2003 году до 70 % продукции составляли свадебные платья, то в 2004 году предлагается изменить характер ассортимента. С одной стороны, усиливающаяся конкуренция на рынке свадебных платьев побуждает компанию расширять рынки сбыта вечерних костюмов, спрос на которые менее подвержен сезонности. Кроме того, вечерние костюмы – не столь сезонный товар, и спрос на него достаточно высок в осеннее-зимний период. Поэтому план компании на 2004 год предполагает не только увеличение объема производства (на 20% в натуральном выражении), но и изменение структуры ассортимента выпускаемой продукции (см.табл.3.1)
Увеличение объема производства возможно по нескольким причинам: