Ценовая и неценовая конкуренция на примере деятельности ООО ТС "Аникс"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Аникс».
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
- исследование теоретических и методологических основ конкуренции
- анализ деятельности магазина «Аникс» и его конкурентов
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы конкуренции 5
1.1 Понятие конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы. 5
1.2 Формы конкурентной борьбы 9
1.3 Сравнительный анализ преимуществ ценовой и неценовой конкуренции. 13

2. Анализ ценовой и неценовой конкуренции предприятия ООО ТС «Аникс» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ конкуренции предприятия 23
2.3 Изучение ценовой политики конкурентов предприятия 27

3. Повышение конкурентоспособности ТС ООО «Аникс» 35

Заключение 40

Библиографический список 42

Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

      В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся  в постоянном поиске новых инструментов управления фирмами и рычагов повышения конкурентоспособности.

      В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного  преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании предоставляют большую потребительную ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или, обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены.

      Актуально то, что маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.

      Объектом  исследования является сеть магазинов розничной торговли ООО «Аникс», предметом исследования является ценовая и неценовая конкуренция.

      Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность  фирмы и ее товаров на рынке, руководителю и экономистам необходимо пользоваться методиками, которые бы позволили  в короткие сроки и без дополнительных поисков информации рассчитывать показатель конкурентоспособности. Конечно, универсального метода не существует, и каждая и существующих моделей имеет свои ограничения и недостатки. Однако, пользуясь разработанными рекомендациями и методиками расчета показателя конкурентоспособности товара и фирмы, можно выявить первые угрозы со стороны конкурентов и предпринять соответствующие меры.

      В соответствии с этим, главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Аникс».

      Исходя  из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:

      -   исследование теоретических и  методологических основ конкуренции

      -   анализ деятельности магазина «Аникс» и его конкурентов

      - разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

 

    1.Теоретические основы конкуренции

1.1 Понятие конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы.

      Осуществляя товародвижение, фирма часто сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих  и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится  занять лидирующее положение на рынке, захватить максимально возможную долю рынка.

      Существование независимых конкурентов заставляет предпринимателя с большим уважением  относиться к запросам потребителей из опасения, что они станут клиентами  конкурентов. В маркетинге конкуренция понимается как борьба за потребителя, за право данной фирмы наиболее полно удовлетворять спрос потребителя. Конкуренция выступает в роли своеобразного раздражителя, побуждающего участников рынка совершенствовать и обновлять свои товары, повышать их качество, снижать цены, улучшать систему торгово-сбытового обслуживания. Конкурентная борьба проявляется не только в товародвижении, когда товар уже меняет владельца, но и в сфере продвижения, когда каждая фирма стремится придать своей рекламе более изощренный характер, чем у конкурента

      Конкуренция – механизм соперничества, состязательности участников рынка за право найти своего покупателя, возможность продать товар на наиболее выгодных условиях, захватить большую долю рынка и получить соответствующую прибыль. [5]

      Рыночная  конкуренция исследуется  давно. Еще Адам Смит сформулировал известный  принцип «невидимой руки». Согласно  этому экономическому закону, рыночная экономика устроена так, что, хотя предприниматели  заботятся только о своих личных интересах, сила обстоятельств вынуждает их действовать в общественных интересах.

       Известный современный  исследователь конкуренции Майкл  Портер пишет о конкуренции как  силе, включающей в себя: угрозу появления  нового конкурента; угрозу замены продуктов  и услуг; соперничество поставщиков; соперничество покупателей; борьбу между имеющимися конкурентами. Эти пять сил (представленные в рис.1) определяют цены, которые фирмы могут назначать, уровень издержек, которые требуется нести, масштабы инвестиций, необходимых для победы над соперниками.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.1 Схема внутриотраслевых конкурентных взаимодействий.

      Виды  конкуренций [5]:

     1) по степени интенсивности конкуренция может быть:

– привлекательная, в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

– умеренная, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

– ожесточенная, когда один субъект конкуренции поглощает, уничтожает либо вытесняет другого из данного сегмента.

      2) по формам удовлетворения потребностей различается конкуренция:

– функциональная – обусловлена тем, что потребность может быть удовлетворена разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами;

– видовая – является следствием того, что существуют товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие разные виды;

– предметная – заключается в том, что организации выпускают идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления, а иногда, и одинаковые по качеству.

      3) известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер выделял четыре направления конкуренции:

- конкуренция торговых марок – соперничество субъектов бизнеса, предлагающих идентичные товары одним и тем же целевым покупателям по сопоставимым ценам;

- отраслевая конкуренция – соперничество фирм, производящих и реализующих однородные товары, при этом в качестве отрасли рассматривалась группа компаний, предлагающих потребителям идентичные товары;

- формальная конкуренция – соперничество субъектов бизнеса, осуществляющих производство продукции, призванной обеспечить удовлетворение одних и тех же потребностей;

- общая конкуренция – соперничество всех без исключения субъектов предпринимательского бизнеса.

      Рассматривая  виды добросовестной конкуренции нельзя обойти вниманием недобросовестную конкуренцию, включающую следующие действия:

  • дезорганизация деловой деятельности конкурентов (получение, использование, разглашение информации о конкурентах и их коммерческих тайнах без их согласия, уничтожение средств наружной рекламы конкурентов, негативное воздействие на партнеров и клиентов соперника);
  • прямая дискредитация конкурента (распространение ложных, неточных или искаженных сведений о конкурентах посредством недобросовестной и неэтичной рекламы); 
  • косвенная дискредитация конкурентов (некорректное сравнение своих товаров с товарами конкурентов);
  • паразитическая конкуренция (самовольное использование чужого товарного знака, самовольное копирование товара, его упаковки или внешнего оформления);
  • прямой и позиционный демпинг.

      Конкуренция на рынке выполняет несколько  функций [11]:

      1.Функция  регулирования. Для того чтобы  устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

      2. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

      – предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции);

      – предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

      3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

      4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

1.2 Формы конкурентной борьбы

 

 В зависимости  от применяемых методов различают  три основные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную  конкуренцию.

      Ценовая конкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями и аутсайдерами. Основные ее виды: открытая и скрытая.

      Открытая  ценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы и используется:

      - аутсайдерами в соперничестве с фирмами-монополиями, когда они не имеют средств неценовой конкуренции;

      - крупными фирмами в ответ на действия конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Это характерно для рынков многих новых товаров (например, на рынке запоминающих устройств американские фирмы снизили цены: "Дэйта дженерал"  на 68%, "Перкин Элмер"  на 61%, "Хьюлетт Паккард"  на 37%);

      - фирмами-монополиями как установление барьера против выхода на рынок новых потенциальных конкурентов, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка. Здесь осуществляется временное понижение цен, после которого цены вновь повышаются иногда до уровня выше прежнего;

      - внутренними картелями стран-импортеров путем согласования уровня импортных цен;

      - крупными компаниями при выходе на новые для них рынки с целью захвата монопольных позиций, дающих возможность диктовать условия сбыта. Это наиболее характерно для рынков товаров с еще неустоявшейся фирменной структурой, в производстве которых функционирует большое число фирм. Здесь отмечаются внезапные резкие снижения цен, особенно на новые товары (обычно фирмы объявляют о снижении цен на 20, 40 или 60%). Основная причина такого снижения цен  попытка расширить долю фирмы на рынке.

      Методы  открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.

      Особенно  обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий  не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").

      Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка  и сохранение сложившегося соотношения  сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных производст венных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом.

      Патентная защита изобретений на международном  уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).

      Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи. Предоставляются следующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);

Информация о работе Ценовая и неценовая конкуренция на примере деятельности ООО ТС "Аникс"