Денежное обращение и национальная денежная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Описание

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом. Все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. Деньги - это нетехнические средства обращения. Они отражают глубокие общественные отношения. Сущность денег в том, что они обладают свойством всеобщей, непосредственной обмениваемости, представляют собой кристаллизацию меновой стоимости, являются воплощением всеобщего рабочего времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ………………………………………………….. 5
1.1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты………………... 5
1.2. Кредитный характер современного денежного обращения………… 13
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА…………………................. 20
2.1. Определение денежной системы и её элементы…………………….. 20
2.2. Принципы организации современной денежной системы………… 24
2.3. Национальная денежная система Республики Беларусь……………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Структура кредитных отношений……………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Основные типы денежных систем…………………………………………….. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 94.68 Кб (Скачать документ)

Таким образом, принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Количество принципов организации денежной системы определяется особенностями развития страны.

 

 

    1. Национальная денежная система Республики Беларусь

 

В современных условиях вся  система денежного обращения  организована в так называемую денежную систему. Уже на начальных этапах появления и развития денежных отношений  возникло понимание объективной  необходимости их организации в  денежную систему. Функции такого организатора приняло на себя государство, в результате чего возникла национальная денежная система.

Национальная денежная система  – это исторически сложившиеся и закрепленные правовыми нормами способы и формы выпуска денег и организации денежного обращения в стране. [21] (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Денежно-кредитная  политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной  социально-экономической  политики, имеет многофункциональную  природу и должна обеспечивать решение  задач, вытекающих из общего контекста  социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [24, с.86-88]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Экономическое развитие страны в 2010 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане  достижения целей денежно-кредитной  политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем  финансовый кризис перерос в самый  глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2010 г.

Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2010 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

Несмотря  на неблагоприятные  внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2010 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров  и услуг и сальдо внешней торговли.

Объем валового внутреннего  продукта в  2010 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%. Объем  розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.

Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2010 г. снизился на 2,3%. На конец 2010 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

Стабильность  национальной валюты к доллару США  сохранялась  на протяжении четырех  последних  лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2010 г. - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

До  августа 2010 г. в целях  реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения  значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению  к доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2010 г. на мировых рынках стал значительно  укрепляться курс доллара США  к евро и российскому рублю, что  могло привести к чрезмерному  росту курса белорусского рубля  к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

Исходя  из этого, а также  для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом  курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США. В 2010 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского  рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.

Под влиянием кризисных процессов  в  мировой экономике, которые  привели к уменьшению поступления  в республику валютной выручки и  росту валютных интервенций Национального  банка, начиная с августа 2010 г. произошло  снижение золотовалютных резервов. Международные  резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили  на начало 2010 г. 3,66 млрд. долл. США.

Банки принимали активное участие в  функционировании внутреннего  валютного  рынка, обеспечивая его  ликвидность  и движение валютных ресурсов между  различными сегментами валютного рынка. Тем самым они  способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

В конце 2010 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного  характера в области валютного  законодательства. В частности, в  целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных  с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2010 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте.

В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для  чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2010 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.

В 2010 г. темп наращивания  кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к  экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального  ВВП на 10%, то есть темп наращивания  кредитования превышал темп роста ВВП  почти в 2,5 раза.

Фактически  за указанный  год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2010 г. № 178. Банки  активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам  хозяйствования в ходе реализации отдельных  государственных программ и мероприятий  по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных  программах, в 2010 г., по оперативным  данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.

Складывающаяся  экономическая  и финансовая ситуация потребовала  определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий  уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы  государства с середины 2010 г. начал  постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2010 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам  в национальной валюте в декабре 2010 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).

Достижение  целей денежно-кредитной  политики в значительной степени  обеспечено за счет эффективного, надежного  и  безопасного функционирования платежной  системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе  межбанковских расчетов (АС МБР) в 2010 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2010 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные  цифры отражают общее повышение  деловой активности хозяйствующих  субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками  операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.

Продолжала  развиваться  и укрепляться непосредственно  сама банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2010 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2010 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.

За  2010 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%). Средства физических лиц - основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2010 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2010 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2010 г. - 1402 тыс. руб. За 2010 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.

Прибыль, полученная банками  за 2010 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год. В истекшем году банки проводили  целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения.

Продолжалось  совершенствование  методологии  и практики банковского  надзора. В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного  и ликвидного функционирования с  целью раннего выявления и  предупреждения негативных тенденций  и проблемных ситуаций в работе банков.

Продолжалось  развитие системы  безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2010 г. в  обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% - карточки международных платежных  систем, 6,6% - карточки системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).

Активно развивалось международное  сотрудничество с центральными банками  России, стран ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Углублялось сотрудничество с международными финансовыми  организациями - Международным валютным фондом и  Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии указанных  организаций. В июне 2010 г. в Минске было проведено 9-е заседание бельгийской  группы стран - членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала реализации программы “стенд-бай”.

Анализ  состояния и  динамики денежно-кредитной  сферы, валютного рынка и банковской системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в  целом обеспечили выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

В рамках курсовой политики реализуются  следующие меры. Со 2 января 2010 г. Национальный банк перешел  к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют. В 2010 г., особенно во второй половине, усилились взаимные колебания курсов основных мировых  валют. В результате возникли нежелательные  для населения и предприятий  значительные изменения курса белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.

Для компенсации этого  эффекта в  Основных направлениях денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2010 год был определен  более гибкий подход к курсовой политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине  иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для экономики Беларуси иностранные  валюты вошли в состав корзины  равными долями. Ее рублевая стоимость  рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому  рублю.

Информация о работе Денежное обращение и национальная денежная система