Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа
Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом. Все, что общество признает в качестве обращения, - это и есть деньги. Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. Деньги - это нетехнические средства обращения. Они отражают глубокие общественные отношения. Сущность денег в том, что они обладают свойством всеобщей, непосредственной обмениваемости, представляют собой кристаллизацию меновой стоимости, являются воплощением всеобщего рабочего времени.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ………………………………………………….. 5
1.1. Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты………………... 5
1.2. Кредитный характер современного денежного обращения………… 13
2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА…………………................. 20
2.1. Определение денежной системы и её элементы…………………….. 20
2.2. Принципы организации современной денежной системы………… 24
2.3. Национальная денежная система Республики Беларусь……………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....... 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Структура кредитных отношений……………………………………………... 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Основные типы денежных систем…………………………………………….. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Таким образом, принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Количество принципов организации денежной системы определяется особенностями развития страны.
В современных условиях вся система денежного обращения организована в так называемую денежную систему. Уже на начальных этапах появления и развития денежных отношений возникло понимание объективной необходимости их организации в денежную систему. Функции такого организатора приняло на себя государство, в результате чего возникла национальная денежная система.
Национальная денежная система – это исторически сложившиеся и закрепленные правовыми нормами способы и формы выпуска денег и организации денежного обращения в стране. [21] (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В)
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [24, с.86-88]. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.
Экономическое развитие страны в 2010 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2010 г.
Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2010 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.
Несмотря на неблагоприятные
внешнеторговые условия, Республика Беларусь
в 2010 г. сохранила высокую динамику
экономического роста. Обеспечено достижение
большинства важнейших
Объем валового внутреннего продукта в 2010 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2007 г. на 10%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.
Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2010 г. снизился на 2,3%. На конец 2010 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.
Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась на протяжении четырех последних лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2010 г. - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.
До августа 2010 г. в целях
реагирования на повышение инфляции,
снижение курса доллара США на
мировом рынке, а также недопущения
значительного снижения курса белорусского
рубля к валютам стран - основных
торговых партнеров Национальный банк
осуществлял постепенное
Исходя из этого, а также для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США. В 2010 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.
Под влиянием кризисных процессов в мировой экономике, которые привели к уменьшению поступления в республику валютной выручки и росту валютных интервенций Национального банка, начиная с августа 2010 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2010 г. 3,66 млрд. долл. США.
Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего валютного рынка, обеспечивая его ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.
В конце 2010 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2010 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте.
В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов рост потребительских цен относительно 2007 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2010 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2007 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.
В 2010 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2007 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза.
Фактически за указанный год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2010 г. № 178. Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных программах, в 2010 г., по оперативным данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.
Складывающаяся экономическая и финансовая ситуация потребовала определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства с середины 2010 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2010 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам в национальной валюте в декабре 2010 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2007 г. (10,1%).
Достижение целей денежно-кредитной политики в значительной степени обеспечено за счет эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе межбанковских расчетов (АС МБР) в 2010 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2010 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.
Продолжала развиваться и укрепляться непосредственно сама банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2010 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2010 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.
За 2010 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%). Средства физических лиц - основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2010 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2010 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2010 г. - 1402 тыс. руб. За 2010 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.
Прибыль, полученная банками за 2010 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год. В истекшем году банки проводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения.
Продолжалось совершенствование
методологии и практики банковского
надзора. В рамках дистанционного (документального)
надзора осуществлялся
Продолжалось развитие системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2010 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% - карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).
Активно развивалось международное сотрудничество с центральными банками России, стран ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.
Углублялось сотрудничество
с международными финансовыми организациями
- Международным валютным фондом и
Всемирным банком. В Национальном
банке работали миссии указанных
организаций. В июне 2010 г. в Минске
было проведено 9-е заседание бельгийской
группы стран - членов МВФ и Всемирного
банка на уровне заместителей управляющих,
на котором рассматривались
Анализ состояния и
динамики денежно-кредитной сферы,
валютного рынка и банковской
системы показывает, что Национальный
банк совместно с Правительством
Республики Беларусь и банки в
целом обеспечили выполнение Основных
направлений денежно-кредитной
В рамках курсовой политики
реализуются следующие меры. Со
2 января 2010 г. Национальный банк перешел
к использованию механизма
Для компенсации этого эффекта в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год был определен более гибкий подход к курсовой политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины равными долями. Ее рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.
Информация о работе Денежное обращение и национальная денежная система