Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:04, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на потребителей услуг с учетом характеристик поведения потребителей, моделирования их поведения, а также кратко описаны принципы и методы изучения поведения потребителей.
Введение…………………………………………………………………….…3
Потребительский рынок……………………………………………..5
Анализ поведения потребителя………………………….………….5
3. Факторы, влияющие на поведение потребителей……………..….6
4. Теории оценки потребительского поведения……………………...13
5. Моделирование поведения потребителей…………………………..16
6. Процесс принятия решения о покупке………………………….….18
Заключение………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………….25
а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли,
б) чем вызвано их возникновение,
в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.
Собирая подобную информацию, деятель
рынка получает возможность
Поиск информации
Потребитель, осознавший наличие проблемы или нужды может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. При слабо выраженной активности потребитель может просто усилить внимание.
В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
- Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).
- Коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки).
- Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).
- Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
Относительное влияние этих источников информации варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя. Вообще говоря, потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников, т. е. из источников, находящихся под сильным влиянием деятеля рынка. А вот самыми эффективными являются личные источники. Каждый вид источников может по-разному сказываться на принятии решения о покупке. Коммерческие источники обычно информируют, личные - узаконивают информацию и/или дают ей оценку.
Например, врачи узнают о новых лекарствах из коммерческих источников, но для оценки полученной информации обращаются к своим коллегам.
В результате сбора информации повышается осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках и их свойствах.
В практическом смысле фирма должна разработать такой комплекс маркетинга, который вводил бы ее марку и в комплект осведомленности, и в комплект выбора потребителя. Если марке не удастся проникнуть в эти комплекты, фирма упустит возможность продажи своего товара. Необходимо, кроме того, выяснить, какие еще марки входят в состав комплекта выбора, чтобы знать своих конкурентов и разработать соответствующую аргументацию.
Что
касается источников информации, которыми
пользуются потребители, деятель рынка
должен тщательно выявить их, а затем определить
их сравнительную информационную ценность.
У потребителей следует прежде всего поинтересоваться,
как они впервые услышали о марке, какой
еще информацией располагают, какое значение
придают каждому из использованных источников
информации. Подобные сведения будут иметь
решающее значение при разработке эффективной
коммуникации с целевым рынком.
Оценка вариантов
Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
Пролить свет на оценку вариантов могут несколько основных понятий. Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Мы считаем, что каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Вот некоторые свойства, интересующие покупателей в ряде товаров общеизвестных классов:
Вышеназванные
свойства обычно интересуют всех, но разные
потребители считают
Во-вторых,
потребитель склонен придавать
разные весовые показатели значимости
свойствам, которые он считает актуальными
для себя. Можно провести различие
между важностью того или иного свойства
и его характерностью, т.е. заметностью.
Характерные свойства - это те, что в первую
очередь приходят на ум потребителю, когда
его просят подумать о качествах товара.
Деятель рынка никоим образом не должен
считать, что именно эти свойства обязательно
и являются самыми важными. Некоторые
из них могут оказаться характерными потому,
что потребитель только что подвергся
воздействию коммерческого обращения,
где их
упоминали, или столкнулся в связи с ними
с какой-то проблемой, в результате чего
эти свойства вышли в его сознании "на
первый план". Более того, товар может
обладать и более важными свойствами,
но потребитель просто забывает упомянуть
о них.
В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках, когда каждая отдельная марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки. Убеждения потребителя могут колебаться от знания подлинных свойств по собственному опыту до знаний, являющихся результатом избирательного восприятия, избирательного искажения и избирательного запоминания.
В-четвертых,
считается, что каждому свойству
потребитель приписывает
В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки. А осуществляют выбор марок потребители по-разному.
Решение о покупке
Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку, причем наиболее предпочтительного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора.
Первый фактор - отношения других людей. Степень изменения зависит от двух факторов:
1)
интенсивности негативного
2)
готовности потребителя
Чем острее негативный или позитивный настрой другого лица и чем ближе это лицо к потребителю, тем решительнее пересмотрит он свое намерение совершить покупку в ту или другую сторону.
Намерение
совершить покупку оказывается
также под воздействием непредвиденных
факторов обстановки. Намерение формируется
на основе ожидаемого семейного дохода,
ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод
от его приобретения. Непредвиденные факторы
обстановки могут возникнуть внезапно
и изменить намерение совершить покупку
в тот самый момент, когда потребитель
был уже готов к действию.
Реакция на покупку
Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо неудовлетворен им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка. Работа занимающегося маркетингом не кончается актом покупки, а продолжается и в послепродажный период.
Удовлетворение покупкой. Что определяет степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя совершенной покупкой? Ответ кроется в соотношении между ожиданиями потребителя и воспринимаемыми эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель неудовлетворен.
Ожидания
потребителя формируются на основе информации,
получаемой им от продавцов, друзей и прочих
источников. Если
продавец преувеличивает эксплуатационные
характеристики товара, у потребителя
сложатся слишком высокие ожидания, которые
в результате обернутся разочарованием.
Чем больше разрыв между ожидаемыми и
реальными эксплуатационными свойствами,
тем острее неудовлетворенность потребителя.
Отсюда следует, что продавец должен выступать с такими утверждениями в пользу товара, которые достоверно отражали бы его вероятные эксплуатационные свойства. Некоторые продавцы могут даже в какой-то мере занизить эти свойства, чтобы потребитель смог получить от товара удовлетворение выше ожидаемого.
Действия после покупки. Удовлетворение или неудовлетворение товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и при следующей оказии. Кроме того, удовлетворенный потребитель склонен делиться благоприятными отзывами о товаре с другими людьми. Пользуясь словами деятелей рынка: "Наша лучшая реклама - довольный клиент".
Неудовлетворенный потребитель реагирует иначе. Он может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу или попытаться найти какую-то благоприятную информацию о предмете покупки.
У недовольных потребителей есть выбор действий или бездействия. Они могут направить фирме жалобу, обратиться к юристу или к каким-то группам, которые, возможно, в состоянии помочь покупателю добиться удовлетворения. Кроме того, он может просто перестать приобретать данный товар в будущем и/или высказать свое неблагоприятное впечатление о нем друзьям и прочим лицам. Во всех этих случаях продавец, не сумевшей удовлетворить клиента, что-то теряет.
Конечная судьба купленного товара. В поведении покупателя после покупки деятеля рынка должен интересовать еще один шаг, а именно: что потребитель, в конце концов, сделает с его товаром? Если потребитель приспособит товар для использования в каких-то новых целях, продавец, должен заинтересоваться, поскольку цели эти можно обыграть в рекламе. Если потребители откладывают товар про запас, почти не пользуются им или избавляются от него, это означает, что товар не очень удовлетворяет их и что благоприятная молва в его пользу будет не слишком активной. В равной мере интересно и то, как, в конце концов, потребитель избавится от товара. Если он продаст его или совершит с ним товарообменную сделку, это снизит объем продаж новых товаров. Учитывая все это, продавцу нужно изучать, как именно пользуются товаром и как избавляются от него, чтобы найти ответы на вероятные проблемы и возможности.
Понимание
нужд потребителя и процесса покупки
является основой успешного маркетинга.
Выяснив, каким образом потребители преодолевают
этапы осознания проблемы, поиска информации,
оценки вариантов и принятия решения о
покупке, а также их реакции на покупку,
деятель рынка может собрать немало сведений
о том, как лучше удовлетворить нужды своих
покупателей. Разобравшись с различными
участниками процесса покупки и поняв,
что оказывает основное влияние на их
покупательское поведение, деятель рынка
сможет разработать эффективную программу
маркетинга в поддержку своего привлекательного
предложения, обращенного к целевому рынку.
Заключение.
Маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности. В условиях рыночной экономики предприятия по мере насыщения рынка вынуждены пользоваться методами маркетинга, иначе оно потеряет свои позиции на рынке, станет банкротом.
Прежде
чем разрабатывать
На поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), факторы социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.
До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка - понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияния на покупательское поведение. Подобное понимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.
Информация о работе Факторы, оказывающие влияние на потребителей услуг