Формирование конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 02:46, реферат

Описание

В современной России на деятельность фирмы могут влиять не только поставщики, которые обеспечивают компании ресурсами, необходимыми для производства, продажи, сбыта товара, но и конкуренты, поскольку в процессе конкурентной борьбы фирма отвечает на действия своих конкурентов. Потребители прямо влияют на интересы фирмы. Именно их потребности, предпочтения и запросы определяют объемы продукции компании. Изменение предпочтений на потребительском рынке, которые своевременно не были выявлены маркетологами, могут лишить фирму ожидаемой прибыли.

Содержание

Введение
Конкуренция и конкурентные преимущества
Виды конкурентных преимуществ
Конкурентная среда
Стратегия формирования конкурентных преимуществ
Цели и задачи конкурентной маркетинговой стратегии
Структура рынка и конкурентная стратегия
Формирование конкурентных преимуществ в современной российской практике
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Семестровая (черновой вариант).doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение

  1. Конкуренция и конкурентные преимущества
  2. Виды конкурентных преимуществ
  3. Конкурентная  среда
  4. Стратегия формирования конкурентных преимуществ
  5. Цели и  задачи конкурентной маркетинговой  стратегии
  6. Структура рынка и конкурентная стратегия
  7. Формирование конкурентных преимуществ в современной российской практике

    Заключение 

    Список используемой литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

           В современной России на деятельность фирмы могут влиять не только поставщики, которые обеспечивают компании ресурсами, необходимыми для производства, продажи, сбыта товара, но и конкуренты, поскольку в процессе конкурентной борьбы фирма отвечает на действия своих конкурентов. Потребители прямо влияют на интересы фирмы. Именно их потребности, предпочтения и запросы определяют объемы продукции компании. Изменение предпочтений на потребительском рынке, которые своевременно не были выявлены маркетологами, могут лишить фирму ожидаемой прибыли. 
 

           Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение важно и актуально.  

          Конкурентное преимущество — свойство товара, выгодно отличающее его от других аналогичных товаров.

          В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей Среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: "Маркетинговая среда фирмы — совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конкуренция и конкурентные преимущества
 
    1. Виды конкурентных преимуществ

       История конкуренции начинается вместе с историей человечества. Люди ещё на заре своего становления конкурировали за ресурсы.

        На протяжении веков самым эффективным конкурентным преимуществом была сила: физическая или военная. Это серьёзно нарушало принцип справедливости. Поэтому люди уже тогда стали задумываться, над не силовыми способами ведения конкуренции.

         В начале прошлого века конкуренция стала переходить на научные рельсы. В это время большую поддержку получают научные методы производства знаний. И управляющие начинают вкладывать деньги в разработку более эффективных способов борьбы с конкурентами, чем силовые.

         С этого момента конкуренция выходит на новый этап развития, который нам привычен. Результатом этого развития является доминирующее положение покупателя на рынке.

          Рынок — это группа покупателей и продавцов определенного товара или услуги. Покупатели как группа определяют спрос на товар, а продавцы как группа — предложение товара.

          Рассмотрим рынок мороженого в определенном городе. Каждый продавец вывешивает свой прейскурант на мороженое, а каждый покупатель самостоятельно решает, какое количество стаканчиков или пачек мороженого он приобретет в магазине. Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют группы покупателей и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть несколько продавцов, у которых он имеет возможность выбрать определенный сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его товар почти не отличается от продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество проданного мороженого определяется не одним покупателем или продавцом. Как раз наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке покупателями и продавцами.

            В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются редко — это скорее идеал, к которому можно стремиться, чем реальная действительность. Когда вы покупаете автомобиль от «Форда» или «Тойоты», гамбургеры от «Макдональдс», компьютер от IВМ или «Эппл», вы имеете дело с фирмами достаточно большими, чтобы влиять на рыночную цену. В самом деле, многие рынки в современной экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. И получается, что мир, в котором мы живем, - мир несовершенной конкуренции. Несмотря на это, категория «конкуренция» - является ключевой категорией рыночных отношений. 

    1. Конкурентная  среда

           Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

    Рис. 1. Факторы  маркетинговой стратегии компании 
     

          Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

          Конкуренты — это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения).

         Рассматривая конкурентов как субъектов маркетинговой системы более подробно, можно дать следующее определение. Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и/или услуга, производимые данной фирмой.

        Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и/или услуги за наиболее выгодные условия производства[1]. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

        В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:              

    –            ценовую (конкуренцию на основе цены);        

          –            неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).  

         Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник(торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.

          В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, конкуренция в открытой форме может привести к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:                         

    –            фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с  которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;                          

    –            для проникновения на рынки с новыми товарами;                         

    –            для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.  

           При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно  улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн). К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них (по данным опроса 200 американских компаний) в коммерческом успехе фирмы представлена ниже[3]: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Стратегия формирования конкурентных преимуществ
 
    1. Задачи  конкурентной политики
 

           Конкурентная политика  направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом.  
           Конкурентная политика является инструментом реализации следующих направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: во-первых, формирование институциональной среды инновационного развития, во-вторых, снижение инфляции, в-третьих, создание условий для повышения качества и уровня жизни населения, в-четвертых, развития национальной конкуретноспособности.  
           Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач

         1) Общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.  
         2) Повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.  
        3) Реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.  
Программа развития конкуренции в Российской Федерации определяет приоритеты и основные направления конкурентной политики на период до 2012 года. 
 
 

    1. Структура рынка и конкурентная стратегия
 

         В большинстве отраслей центральной характеристикой конкуренции является взаимозависимость участников: фирмы испытывают на себе действия друг друга и стремятся реагировать на них. В такой ситуации, которую экономисты называют олигополией, результат конкурентного действия одной из фирм зависит, по крайней мере в некоторой степени, от ответных действий ее соперников*. «Плохие» или «иррациональные» ответные действия конкурентов (в том числе более слабых) часто способны превратить «хорошие» стратегические действия в неудачу. Таким образом, успех может быть обеспечен лишь в том случае, если конкуренты выбирают или вынуждены выбрать ответную реакцию, не являющуюся деструктивной.

Информация о работе Формирование конкурентных преимуществ