Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:24, реферат
С одной стороны, государство согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.
Таблица 6.1
Динамика мирового экспорта услуг
Экспорт |
1970 г. |
1975 г. |
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1997 г. |
Экспорт, млрд долл. Экспорт услуг / экспорт товаров, % |
72,8 25 |
119,4 24,5 |
242,5 22,3 |
396,1 23,1 |
770 20 |
1000 33 |
Услуги все сильнее влияют на внешнюю торговлю товарами, особенно наукоемкими. Расширяется сфера привлечения услуг для поставки товаров от анализа товарных рынков и до технического обслуживания проданных товаров. Приблизительно 3/4 объема всех услуг — услуги, связанные с научно-техническим и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инжиниринговые, консалтинговые и т.д.).
Но в последнее время развитие сферы услуг вдет не так динамично, как ранее. Темпы роста услуг начинают снижаться, что связано с определенными факторами, в частности:
• отсутствуют универсальные принципы и инструменты торговли, признанные и используемые в товарной торговле — перемещение товаров к потребителю считается более целесообразной формой торговли, в сфере же услуг это лишь одна из форм торговли, причем не самая крупная;
• широкая конкуренция.
Для устранения таких ограничений в 1986г. в рамках «уругвайского раунда» был создан комитет по торговле услугами. В 1987 г. были обоснованы принципы и правила, регулирующие торговлю услугами, а в 1990 г. - подготовлен проект Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Для последних лет характерна либерализация международной торговли услугами.
Вплоть до недавнего времени международный рынок услуг был представлен мелкими и средними фирмами. Сегодня основными производителями и потребителями услуг выступают ТНК. В сфере услуг размещено 40% объема их иностранных прямых инвестиций. Американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, в два раза превышающую экспорт услуг США, половина которого приходится на ТНК.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием факторных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Великобританию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.
Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.
Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.
Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности.
Таблица 6.2
Показатели роли сферы услуг в экономике
Страны |
Доля сектора услуг в ВНП |
Доля занятых в сфере услуг | ||||||
частные услуги |
темп роста |
государ-ственные услуги |
темп роста |
частные услуги |
темп роста |
государ-ственные услуги |
темп роста | |
Великобритания |
43 |
— |
14 |
— |
47 |
— |
22 |
— |
США |
58 |
3,2 |
13 |
1,2 |
59 |
2,6 |
48 |
0,9 |
Франция |
49 |
3,5 |
13 |
2,3 |
48 |
2,6 |
19 |
0,9 |
ФРГ |
47 |
4,9 |
12 |
4,7 |
41 |
0,4 |
16 |
2,2 |
Япония |
56 |
4,5 |
9 |
3,8 |
55 |
2,4 |
7 |
1,1 |
Источник: Услуги в системе мировой торговли. — М., 1990. — С. 13.
Второй показатель наиболее
приемлем, поскольку позволяет точнее
определить роль сферы услуг. В послевоенное
время доля услуг составила в
развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность
приходится лишь 26% ВНП. Однако и в
этом показателе есть свои отрицательные
стороны — невозможность
Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.
Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.
Важнейшие теоретические и практические
аспекты изучения региональной экономики
— закономерности и особенности
саморегулирования и
Территория — важнейшая
Одним из основных направлений изучения региональной экономики является рынок потребительских услуг, который играет существенную роль в экономическом развитии региона.
Сегодня любой квартал в крупном городе трудно себе представить без кафе «фаст-фуд», супермаркета и салона красоты. В последнее время этот стандартный набор дополнили другие предприятия сервиса: повсюду открываются «итальянские» химчистки, прачечные, ремонтные мастерские и пункты проката. В последние два года рынок услуг ежегодно прирастал на 30%, обороты у отдельных участников сферы сервиса увеличивались на 400–500%.
Понятие «услуга» многозначно, поэтому дадим определение услуги согласно толковому словарю С.И. Ожегова, в котором «услуга» имеет два значения:
1) действие, приносящее пользу другому;
2) хозяйственные удобства, предоставляемые кому-нибудь.
Услуга в качестве основополагающего сущностного признака содержит в диалектике своего бытия единый процесс производства и персонального субъективного потребления. Специфический процесс «соединения» производителя услуг с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание». Процесс обслуживания обычно индивидуален, имеет творческий характер и дифференцирован во времени, сроках или месту.
На сегодняшний день сфера сервиса
— одна из важнейших социально-значимых
отраслей городского хозяйства, развивающаяся
устойчивыми темпами и
Сфера услуг является составной
частью народнохозяйственного
1) участия в формировании той
части национального дохода и
совокупного общественного
2) влияния на формирование
Отмечая столь важную роль сферы
услуг в экономике региона, необходимо
подчеркнуть, что данная отрасль
деятельности в большей степени,
чем другая, подвержена влиянию территориального
фактора, и в связи с этим ее
специфику необходимо рассматривать
с учетом региональных особенностей.
При этом абсолютное количественное
выражение региональных особенностей
в сложившейся системе не позволяет
сделать достаточно полных обоснованных
выводов об их влиянии на показатели
работы предприятий сферы услуг.
Этому мешают, прежде всего, особенности
сложившегося административного деления,
которые ведут к существенным
различиям масштабов народного
хозяйства отдельных
Происходящие изменения сферы
услуг отражаются на других отраслях
общественного производства, на экономике
страны в целом, а также на условиях
жизни социально-экономических
Это не может не отражаться на региональной
экономике. В январе-августе 2006 года
в Ростовской области отмечается
сохранение позитивных тенденций в
основных видах экономической
На потребительском рынке
Объем платных услуг, оказанных населению Ростовской области за январь-август 2006 г. по всем каналам реализации, вырос в сопоставимых ценах по сравнению с январем-июлем 2005 г. на 9,1%.
В потребительских расходах населения расходы на оплату услуг за январь-август 2006 г. составили 20,9% и увеличились по сравнению с январем-августом 2005 г. на 1,1 процентного пункта.
Объем платных услуг населению в январе-августе 2006 г. на 76,4% формировался в организованном секторе экономики, представленном крупными, средними организациями и малыми предприятиями. На долю индивидуальных предпринимателей и некорпоративных организаций, по оценке, приходилось 23,6% платных услуг.
Информация о работе Формирование рынка образовательных услуг