Формирование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:24, реферат

Описание

С одной стороны, государство согласно оплачивать образование детей, и поддерживать таким образом систему образовательных учреждений, но в тоже время оно более не стремится к тотальному доминированию и контролю этой сферы. Об этом же может свидетельствовать постепенный спад популярности идеи компенсаторного образования и целенаправленного дополнительного финансирования школ, в которых учатся дети из групп национальных и социальных меньшинств.

Работа состоит из  1 файл

Формирование рынка услуг.docx

— 50.04 Кб (Скачать документ)

Преобладающую долю в структуре  расходов населения на оплату услуг  занимают жилищно-коммунальные услуги (27%), услуги бытового характера (17,6%), (15,1%), услуги связи (21,6%) и транспортные услуги.

Наиболее высокий прирост физического  объема реализации услуг по сравнению  с январем-августом 2005 г. отмечался  в августе 2006 г. на санаторно-оздоровительные  услуги (на 79,5%), услуги связи (на 31,5%), транспортные услуги (на 25%), жилищные услуги (на 24,4%).

В августе 2006 г. на потребительском  рынке области второй месяц подряд было отмечено снижение общего уровня цен, однако по сравнению с июлем, заметно замедлилась интенсивность  месячной дефляции (с 0,48% до 0,03%).

Как видно из статистических данных, рынок услуг динамично развивается  в Ростовской области. Спросом пользуются жилищно-коммунальные услуги и санаторно-оздоровительные  услуги.

В последнее время постоянно  появляются новые виды услуг:

  • деловые (профессиональные) услуги (торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные услуги, составление бухгалтерских балансов и отчетов);
  • услуги по воспитанию и обучению детей (гувернантки, частные сады и школы);
  • услуги по уходу за животными (их лечение, кормление, прогулка и временное содержание);
  • другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе.

Исходя из вышесказанного, возникает  вопрос, что же формирует рынок  услуг или какие факторы оказывают  на него влияние? Эффективное функционирование рынка услуг, на наш взгляд, должно основываться на нескольких критериях.

Общепризнанно, что критерий —  признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация  чего-либо, мерило оценки. Различают  также критерий оптимальности —  количественный или порядковый показатель, выражающий предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для  сравнительной оценки возможных  решений. Выделим следующие общие  критерии, позволяющие оценить региональный потребительский рынок: экономический; демографический; технико-технологический; ресурсный; критерий объема спроса на услуги; ценообразующий и др. Каждый из предложенных критериев позволяет оценить степень формирования рынка потребительских услуг.

Одним из самых важных является экономический критерий. Некоторые услуги явились источником дополнительных доходов для изготовителей или дистрибьюторов таких продуктов, как автомобили локомотивы, компьютеры. «Третьи поставщики» специализировались в узкой рыночной нише, могли получать существенные прибыли за счет предоставления услуг, которые фирмы-изготовители либо «проглядели», либо у них не оказалось специалистов, способных обеспечить предоставление таких услуг.

В рыночной экономике услуги являются полноправным объектом купли-продажи, поэтому показатели по данной сфере  включаются в основные показатели экономического развития страны, а именно:

  • общий региональный доход есть стоимость товаров и услуг (конечных), т.е. потребленных населением, в рыночных ценах, а также государственные закупки, капитальные вложения, сальдо платежного баланса в регионе;
  • региональный доход есть общий региональный доход за вычетом амортизации;
  • совокупный общественный продукт, а также материальные затраты на производство товаров и услуг.

Особо важная роль услуг в экономике  региона обусловлена следующими факторами:

  • высокой доходностью услуг;
  • относительно невысокой материалоемкостью, что увеличивает объем добавленной стоимости;
  • коротким периодом получения платы за выполнение услуги.

Таким образом, важность экономического фактора в оценке сферы услуг  обуславливается изменением спроса на потребительские и инвестиционные товары. В Ростовской области заметно  сократился спрос на инвестиционные товары при сохранении довольно высокого спроса на потребительские блага. В  результате многие операции выделились в услуги деловые, финансовые, информационные и т.д. Изменяется соотношение рабочего и свободного времени. Это обусловлено  расширением спроса на различные  виды услуг. Также в сфере услуг  растет роль финансового и делового обслуживания.

Невозможно переоценить значение демографического критерия в системе воздействия на сферу услуг. Здесь важную роль играет динамика изменения численности различных возрастных групп, в том числе в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте, показатели рождаемости и смертности, соотношение мужского и женского пола. Например, старение нации влияет на рынок услуг. Услуги по страхованию жизни занимают лидирующее место в страховом бизнесе региона. Расширяется участие женщин в общественном производстве (увеличивается спрос на выполняемые услуги в домашних условиях — стирка, уборка квартиры или офиса).

По мере усложнения производства и  насыщения рынка товарами растет и спрос на услуги. В современной  России сфера услуг обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению  новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.

Объем платных услуг, оказанных  населению Ростовской области по всем каналам реализации, за январь-март 2006 г. в сопоставимых ценах по сравнению  с январем-мартом 2005 г. увеличился на 6,3%. Продолжается рост доли платных  услуг в потребительских расходах населения (за январь-март 2006 г. — 20,8% против 19,6% в январе-марте 2005 г.). Преобладающую  долю в структуре расходов населения  на оплату услуг (80,8%) занимают: жилищно-коммунальные услуги (31,7%), услуги связи (23,2%), услуги бытового характера (14%) и транспортные услуги (11,9%).

Наиболее высокий прирост физического  объема реализации услуг по сравнению  с январем-мартом 2005 г. отмечался  на услуги связи (на 35,1%), что связано  с распространением современных  средств обмена информацией (сотовая  связь и услуги Интернет), транспортные услуги (14%), услуги образования (11,3%).

Спрос на услуги и уровень цен  тесно переплетаются между собой. С ростом уровня жизни населения  все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг. Расширение сферы и объема услуг  экономит время трудящихся и является важным фактором масштабного воспроизводства  рабочей силы. По социальной значимости услуги в регионе можно разделить  на две группы: услуги особой социальной значимости, обычные виды услуг массового  спроса. В отношении первой группы проводится политика цен, направленная на создание возможностей обеспечения потребностей всех групп населения в этих услугах в минимальном объеме; цены второй группы зависят от географического фактора и сезонности (например, летом возрастает спрос на туристические услуги, услуги пассажирского транспорта). Высокий уровень цен (или несоответствие цен на услуги качеству их исполнения) имеет наибольшую значимость в регионе во всех доходных группах при отказе от потребления следующих услуг: ремонт и строительство жилья, ремонт обуви, парикмахерские услуги.

Чрезвычайно важен для оценки регионального  потребительского рынка технико-технологический критерий. Ключевым фактором, обусловившим динамичный рост сферы услуг, явился технологический прогресс, результатом которого стало создание новых областей сервиса, обеспечивших дополнительный приток рабочей силы и капиталов.

Новые технологии радикально изменяют методы ведения бизнеса в организациях, занимающихся обслуживанием потребителей. Одним из таких мощных импульсов  сегодня является интеграция компьютерной техники и средств телекоммуникации. Создание национальных (или даже глобальных) электронных систем обслуживания, включая  Всемирную сеть преобразует характер и масштабы деятельности финансовых компаний, банков и других сервисных организаций.

Технологический прогресс оказывает  влияние и на многие другие виды обслуживания — от воздушных перевозок  до розничной торговли. Создание новых  или усовершенствованных систем сервиса позволяет осуществлять реинжиниринг таких операций, как  прием заказов, осуществление платежей, заменять монотонную работу машинами и в большей степени вовлекать  потребителей в деятельность компании путем внедрения систем самообслуживания.

Ярким примером здесь может служить  автоматизация банковских операций, таких как принятие вкладов, погашение  кредитов и выплаты наличных средств. Внедрение банковских автоматов позволяет обслуживать клиентов круглосуточно в местах, где использование персонала практически невозможно.

В последние годы в Ростовской области  открылось много новых предприятий, большинство из них ориентированы  на сферу услуг, однако не все предприятия  оснащены передовыми технологиями, из-за чего снижается качество услуг, культура обслуживания. На сегодняшний день перед предприятиями бытового обслуживания выдвигаются качественно новые  задачи — комплексность сервиса, улучшение его качества. Приток новых  технологий в сферу сервиса обусловит  процветание рынка услуг, поднимет объемы спроса на услуги.

Одним из наиболее динамично развивающихся  направлений бытовых услуг в  Ростовской области является ремонт и пошив швейных, меховых и  кожаных изделий, головных уборов и  изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных  изделий (табл. 1). Эти направления  тесно связаны с чисткой изделий. Химчистки «Рензаччи», «Милли», «Беве» используют современное итальянское оборудование, поэтому клиенты доверяют таким предприятиям сложные по структуре текстильные, кожаные, меховые изделия.

Из выше сказанного видно, что каждый показатель зависит друг от друга, одинаково  важен для формирования регионального  рынка сферы сервиса. Следовательно, каждый критерий должен функционировать  слаженно и в совокупности с другими  критериями, тогда рынок услуг  будет действовать эффективно и  пополнит региональный бюджет.

Столь важно уделить внимание не только критериям, влияющим на формирования регионального рынка услуг, но и  критериям оценки развития современных  предприятий в сфере услуг.

Формирование различного рода объединений  предприятий и их совместная деятельность неизбежно ставят вопросы оценки эффективности этих образований. Чаще всего для оценки экономической  эффективности используется показатель чистого приведенного дохода.

В современных условиях рыночного  функционирования и специфики отраслевых групп услуг не сформировалась унифицированная  система показателей. Каждая компания вполне самостоятельно определяет для  себя такую систему. В экономической среде сложился набор требований, которым должны удовлетворять показатели хозяйственной деятельности, среди них нужно назвать следующие: системность; взаимодополняемость; объективность; возможность выражения абсолютными, относительными, удельными величинами; ретроспективность; возможность сравнения, учета, анализа.

Формирование системы показателей  должно осуществляться на основе многовариантных  обоснований с использованием достаточного и качественного объема информации и расчетов, характеризующих различные  организационные экономические, социальные, технические, управленческие аспекты  жизнедеятельности компаний и тем  более — интеграционных структур.

Важнейшая характеристика организационно-экономической  интеграции — финансовое состояние  ее участников и новой формы хозяйствования в целом. Оно определяет конкурентоспособность  объединения (партнерства), его потенциал  в деловом сотрудничестве, позволяет  оценить, в какой степени гарантированы  экономические интересы формирования, его участников и партнеров по бизнесу.

Главной задачей оценки финансового  состояния объединения компаний является снижение неопределенности, связанной с принятием стратегических организационных и экономических  решений. При таком подходе финансовый анализ может использоваться как  способ прогнозирования.

В общей теории и практике финансового  прогнозирования обычно выделяют три  группы методов прогнозирования: 1) методы экспертных оценок; 2) стохастические методы; 3) детерминированные методы.

Основными критериями при этом должны служить точность прогноза и полнота  представления будущего финансового  состояния той или иной организационной  формы хозяйствования.

С точки зрения обеспечения полноты  наилучшими признаются методы, позволяющие  построить прогнозные модели. Точность прогноза — критерий более жесткий  и конкретный, требующий для его  достижения учета многих факторов. Главным элементом в любой  модели прогнозирования является тренд  или линия основной тенденции  изменения ряда. В большинстве  моделей предполагается, что тренд  является линейным, но такое предположение  не всегда закономерно и может  отрицательно повлиять на точность прогноза. На точность прогноза также влияет используемый метод отделения от тренда сезонных колебаний (сложения или  умножения).

Очевидно, что улучшение и устойчивость финансового положения интеграционной структуры выступают важнейшими критериями того или иного объединения  предприятий.

Повышение уровня конкурентоспособности, финансового состояния, организационно-управленческого  взаимодействия и других факторов эффективного функционирования современных интеграционных компаний в сфере услуг во многом обуславливается внутренними отношениями  центральной (головной) структуры с  другими участниками.

Исходя из этого, частными внутрикорпоративными критериями повышения эффективности  совместной деятельности сервисных  компаний могут служить:

1) уменьшение управленческих расходов;

2) ускорение оборачиваемости материальных  и финансовых средств, уменьшающее  потребность в кредитах для  пополнения оборотных средств  и обеспечивающее экономию на  выплате банковских процентов; 

3) рационализация процессов специализации,  концентрации, кооперирования, комбинирования, диверсификации услуг; 

Информация о работе Формирование рынка образовательных услуг