Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение молодежной политики ЯНАО и Тюменской области.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда ЯНАО и Тюменской области;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические вопросы молодежной политики 5
1.1.Сущность, понятие, принципы и виды занятости молодежи 5
1.2. Сущность и принципы молодежной политики 10
2. Оценка молодежной политики Тюменской области 17
2.1. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области 17
2.2.Рекомендации по содействию занятости молодежи и перспективы развития молодежной политики 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Работа состоит из  1 файл

молодежная политика ЯНАО и Тюменской области.doc

— 378.00 Кб (Скачать документ)

     Служба  занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. 

1.2. Сущность и принципы молодежной политики

 
 

     Под государственной молодежной политикой (ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

     Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.10 Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. Сферу его деятельности составили: обеспечение координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.

     В целях усиления внимания государства  и общества к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете. Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики. С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня. В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.11 Вопросами молодежной политики занимаются и органы законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников. Кроме того, в формирование и осуществление государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений" создан федеральный реестр объединений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.12 Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.

     Молодежные  общественные объединения участвуют в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие. Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли. На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает молодежные и детские программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь. В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ. В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем. Предполагается, что с учетом тенденций социально-экономического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.13 Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке. В соответствии с выделенными приоритетами и принципами ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть", "Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе" и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой. Как известно, молодежь - это важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой потенциальной рабочей силой. Современная ситуация, складывающаяся в обществе, показывает, что с наибольшими трудностями молодежь сталкивается в сфере социально-трудовых отношений, попадая на рынок труда. Сегодня российский рынок труда, испытывая на себе тяготы становления и развития, все еще находится в деформированном состоянии, в состоянии рассогласованности между спросом и предложением рабочей силы по всем направлениям его функционирования (объему, структуре и качеству рабочей силы).14 Это проявляется в переизбытке одних профессий (специальностей), на которых нет спроса, и нехватке других в необходимом объеме и по качеству подготовки, по которым имеется повышенный спрос. В этих условиях возрастают требования к повышению конкурентоспособности рабочей силы, уровню ее профессиональной подготовки и адекватности требованиям рынка труда. Особо это относится к выпускникам образовательных учреждений, которым становится непросто найти себе место под солнцем. В связи с этим на первый план выдвигается задача выработки приоритетов в социальной политике по линии государственного регулирования эффективной занятости всех возрастных групп молодежи. Актуальность этой задачи возрастает в связи с выявившейся негативной демографической структурой занятости и необходимостью активного вовлечения молодежи в трудовой процесс. Одним из главных путей решения этой проблемы является разработка и осуществление комплекса организационных, нормативно-правовых и экономических мер регулирования молодежной занятости.15 С этих позиций следовало бы обеспечить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по следующим вопросам:

     - введение государственного заказа  на подготовку специалистов, в  первую очередь, высшими учебными  заведениями;

     - введение контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевой программы, с соответствующими обязательствами сторон (по срокам закрепления, по объемам возмещения затрат);

     - стимулирование предприятий за  создание рабочих мест для  трудоустройства молодежи;

     - разработка и введение образовательных стандартов по формам обучения и профессионально-квалификационных стандартов для рабочей силы, учитывающих требования международных стандартов.16

     Что касается госзаказа на подготовку специалистов, то, естественно, это может быть возможно лишь на основе повышения уровня долгосрочного прогнозирования развития экономики и соответствующей структуры трудовых ресурсов. Однако возможность снижения на плановой основе подготовки кадров объемов затрат, вкладываемых в образование и повышение уровня их эффективности, является залогом роста эффективности экономики в целом. Говоря о контрактной форме закрепления кадров, нельзя не отметить отсутствие вообще каких-либо проблем, а необходимо лишь проявление инициативы в этом вопросе со стороны исполнительных и законодательных органов власти. Вместе с тем, в субъектах Федерации накоплен значительный опыт по разработке региональных законодательств, обеспечивающих защиту наименее конкурентоспособных категорий граждан на рынке труда, стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь. С учетом этого возможна корректировка регионального законодательства, касающаяся различных аспектов трудоустройства и профподготовки молодежи, с использованием соответствующих экономических рычагов, а именно в части:

     - квотирования рабочих мест для  молодежи и создания новых  рабочих мест, в первую очередь,  для выпускников учебных заведений  начальной формы профобразования  (за счет снижения налогообложения  на прибыль и перераспределения  средств фонда занятости субъекта Федерации);

     - стимулирования самозанятости и  малого предпринимательства молодежи (за счет освобождения или снижения  в течение 1-2 лет от налогообложения  на прибыль, предоставления льготного  кредитования);

     - освобождения (снижения) работодателей,  обеспечивающих занятость молодежи на временной работе, от страховых взносов и налогообложения на приносимую в последнем случае прибыль. Особая проблема связана с необходимостью реализации службой занятости активной политики на рынке труда, главным образом, в части создания новых рабочих мест для трудоустройства молодежи. С ликвидацией Фонда занятости и переходом к бюджетному финансированию всего спектра услуг, оказываемых ГСЗ, возникли серьезные проблемы.17 Таким образом, реализация всего комплекса организационно-экономических и нормативно-правовых мер по регулированию рынка труда и рынка образовательных услуг обеспечит необходимые условия для решения вопросов трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.18 
 

 

     

  2. Оценка молодежной политики ЯНАО и Тюменской области

2.1. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области

 
 

    Становление молодежной политики в Тюменской области началось в 1993 году, когда в структуре областной администрации был создан комитет по делам молодежи, а система областных целевых программ была дополнена программой государственной поддержки молодежи. В последующие годы в городах и районах области были образованы органы управления молодежной политикой, оформилась сеть подведомственных учреждений по основным направлениям работы с молодежью, сложилась система традиционных молодежных мероприятий. В 1997 году был принят областной закон «О молодежной политике в Тюменской области». Таким образом, к концу 90-х годов ХХ века на территории области был завершен этап формирования основ новой молодежной политики.

    Период 2001 – 2005 годов стал временем укрепления организационных основ работы с молодежью, усиления внимания к реализации инновационного потенциала молодых людей, поиска новых форм работы. В соответствии с постановлением губернатора Тюменской области от 21 октября 2004 года № 76 «О структурных подразделениях администрации области» был учрежден департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Тюменской области, которому перешли полномочия в сфере молодежной политики. Дальнейшее развитие получила сеть учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Основными учреждениями являлись: ДЮЦ «Аванпост» (опорный центр по патриотическому воспитанию), ОДЦ «Ребячья республика» и ДООЦ «Алые паруса» (на базе которых проходили специализированные детские и молодежные смены), Молодежная биржа труда (опорный центр по трудоустройству детей и молодежи). В 2001 году в ведение комитета по делам молодежи перешел областной Дворец молодежи «Геолог», на базе которого разместились многочисленные творческие студии и кружки.

    Параллельно с развитием сети на областном уровне аналогичный процесс протекал и в муниципальных образованиях. Во всех территориях области работали специалисты по делам молодежи. В муниципальных образованиях имелись организации и клубы по месту жительства, классы добровольной подготовки к военной службе, поисковые отряды, клубы интеллектуальных игр. С 2005 года появились клубы работы с молодой семьей.

    Состояние, проблемы и перспективы реализации экономической активности молодых людей в регионе обусловлены, во-первых, его демографическим процессом; во-вторых, социально-экономическим. Именно уровень социально-экономического развития региона определяет условия реализации экономической активности молодежи в сферах образовательной и трудовой занятости, формируя ее потенциал как субъекта производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Образование, в частности профессиональное, является приоритетной сферой занятости молодых людей. В 2004/2005 учебном году в области действовало 11 высших учебных заведений (из них 1 негосударственное), 23 средних специальных (негосударственных нет) и 37 учреждений начального профессионального образования. В 1999/2000 учебном году их было 9, 21 и 46 соответственно.

    Таблица 2.1

Структура профессиональных учебных заведений  в Тюменской области, ед.

Учреждения 1999/

2000

2000/

2001

2001/

2002

2002/

2003

2003/

2004

2004/

2005

2005/

2006

2006

/2007

Начального  профессионального образования 46 46 44 44 43 42 42 37
Среднего  профессионального образования 21 21 21 22 22 22 22 23
Высшего профессионального образования 9 9 9 9 10 11 11 11

    На  дневной форме обучения в различных звеньях системы профессионального образования Тюменской области в 2003/2004 учебном году было занято более 60 тыс. молодых людей (т.е. каждый шестой молодой человек в возрасте от 14 до 29 лет), в 2003/2004 – около 75 тыс. (каждый пятый), в 2006/2007 – почти 91 тыс. (каждый четвертый). Качественное целенаправленное развитие рабочей силы особенно важно для молодых людей, причем в большей степени для группы 14 – 24, чем для 25 – 29-летних. Профессиональные учебные заведения среднего и высшего уровня предлагают абитуриентам более 20 основных групп специальностей, а всего вузы предлагают более 100 специальностей. Однако предпочтения юношей и девушек стягиваются в сторону престижных – экономического и юридического профиля.

Информация о работе Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)