Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение молодежной политики ЯНАО и Тюменской области.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда ЯНАО и Тюменской области;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические вопросы молодежной политики 5
1.1.Сущность, понятие, принципы и виды занятости молодежи 5
1.2. Сущность и принципы молодежной политики 10
2. Оценка молодежной политики Тюменской области 17
2.1. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области 17
2.2.Рекомендации по содействию занятости молодежи и перспективы развития молодежной политики 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Работа состоит из  1 файл

молодежная политика ЯНАО и Тюменской области.doc

— 378.00 Кб (Скачать документ)

    - оказание психологической поддержки  безработной молодежи;

    - продолжение работы по формированию  банка "Резюме", обучение составлению резюме, работа с работодателями по банку "Резюме";

    - ежегодное проведение ярмарок  учебных и рабочих мест для  молодежи;

    - продолжение формирования банка  вакантных рабочих мест для  молодежи, желающей работать в  свободное от учебы время;

    - организация общественных работ  для молодых людей, впервые  ищущих работу или испытывающих  затруднения в получении постоянной  работы;

    - обучение молодежи, желающей открыть  собственное дело, основам предпринимательства  в рамках программы "Успех";

    - взаимодействие со средствами массовой информации для освещения проблем городского рынка труда молодежи.

    В последние годы растет численность  молодых специалистов с высшим, средним  специальным и начальным профессиональным образованием. Трудоустройство этой категории молодежи затрудняется не только отсутствием производственного опыта, но и не полной востребованностью по специальностям. Это приводит к тому, что только менее половины выпускников трудоустраиваются по своей профессии (специальности). Остальные либо выбирают работу, не связанную с имеющейся профессиональной подготовкой, либо регистрируются в качестве безработных.

    В этих условиях мероприятия, проводимые службой занятости, предусматривают:

    - подбор вакансий по имеющейся  профессии (специальности);

    - обучение навыкам поиска работы, самопрезентации, написания резюме (тренинга "Психология успеха", "Искусство трудоустройства", "Технология карьеры" и др.);

    - повышение квалификации (организация  обучения по курсам "Пользователь  ПЭВМ", "Бухгалтерия 1С", "АРМ  бухгалтерия", "Программист");

    - переподготовку (организация обучения  по курсам "Менеджер туризма", "Менеджер офиса", "Специалист  по компьютерной графике", "Помощник  руководителя", "Управление персоналом" и др.);

    - стажировку на рабочих местах  на предприятиях и в организациях города с целью приобретения опыта практической работы;

    - проведение ярмарок презентаций  выпускников, ярмарок презентаций  профессий с привлечением работодателей;

    - организацию общегородских фестивалей "Карьера. Занятость. Образование".

    При решении вопросов, связанных с трудоустройством молодых специалистов, городская служба занятости взаимодействует с центрами трудоустройства выпускников, работающими в высших учебных заведениях.

После проведенного анализа мы можем порекомендовать  проведение специализированных мероприятий для отдельных категорий граждан, ищущих работу: для молодежи, для женщин, для уволенных с предприятий по сокращению штата, для граждан с ограниченными возможностями.

    Продолжится проведение ярмарок на базе районных отделов занятости населения, на предприятиях, в учебных заведениях.

 

    

Заключение

 
 

     Таким образом, в результате написания  курсовой работы нами были сделаны следующие выводы.

     «Молодежь» - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Прежде  чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет.

     Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

     Формируя  молодежную политику, определяя ее направления и приоритеты в сфере обучения и в сфере занятости, следует иметь в виду ряд отличительных особенностей молодежи, как группы населения и задачи, которые придется ей решать в условиях сложившихся демографических и экономических тенденций, процессов глобализации. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений. Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане. На сегодняшний день перед вузами стоит задача подготовить не просто специалистов широкого профиля, а высококлассных профессионалов, обладающих знаниями в конкретной сфере, компетентных по многим вопросам. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:  во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, - во-вторых, они – будущее страны.

     Несмотря  на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в  повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос  на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда.

К сожалению, существующая статистическая информация не позволяет оценить состояние и проблемы молодежи в системе региональных экономических отношений достаточно полно. Так, до сих пор не опубликована и недоступна для анализа значительная часть данных переписи населения 2006 г. по Тюменской области. Недостаток статистической информации частично восполняют итоги социологического исследования «Молодежь в социальном пространстве Тюменского региона (социальный паспорт молодежи Тюменской области)». Молодежная группа была разбита на возрастные когорты 14 – 17 лет, 18 – 22 лет, 23 – 26 лет и 27 – 30 лет, основанием для сегментации явились различия в образе жизни, потребностях и интересах, уровне образования, видах занятий и т. д. Полученные результаты нами сгруппированы в блоки: структура занятости, занятость на учебе, трудовая занятость, безработная молодежь, структура и уровень доходов.

    Одним значимым направлением работы с молодежью является содействие занятости и трудоустройству. Основными направлениями работы могут быть:

    • Организация временной занятости  несовершеннолетних граждан (формирование трудовых бригад для благоустройства территорий городов и поселков, ремонта школ, работы на сельхозпредприятиях).

    • Развитие социально-благотворительного движения (организация работ по благоустройству исторических и социально значимых объектов, оказанию помощи ветеранам, инвалидам, престарелым).

    • Организация деятельности Центра профессиональной ориентации молодежи и подростков (создание сети консультационных пунктов в городах и районах области, формирование банка данных соискателей и работодателей региона).

    • Реализация программ студенческой занятости (формирование молодежных трудовых и педагогических отрядов; организация и проведение ярмарок выпускников).

Основываясь на данных статистики и социального опроса, можно сделать обобщающий вывод. Итак, молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне. 
 
 
 
 
 

 

     

Список  используемой литературы

 
 
  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, введенной в действие 6 мая 1996 года с изменениями на 31 декабря 2007 года).
  2. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации. МБТ. Женева 2008 г.
  3. Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях». - М., 1995.
  4. Андросова Л.А. Экономика труда: Учебное пособие. – Пенза: «ПГУ», 2005. - 350 с.
  5. Бабушкина Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг// Человек и труд. – 2006. - №4. – с. 25-45
  6. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты перспективы. - М.: Наука, 2007. – 350 с.
  7. Одегов Ю.Г. Волгин Н.А. Экономика труда. – М: «ИНФРА», 2006. – 450 с.
  8. Остапенко Ю.М. Государственное регулирование занятости населения // Государственное регулирование экономики. Проблемные лекции. - М.: ГАУ, 2007. – 200 с.
  9. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие. – 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2007. – 420 с.
  10. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 345 с.
  11. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда: Учебно-практическое пособие. - М.: ГУУ, 2007. – 280 с.
  12. Остапенко Ю.М. Экономическая реформа и улучшение условий труда (проблемы методологии и практики). - М., 2007. – 345 с.
  13. Рофе А.И., Галаева Е.В., Лавров А.С. Экономика труда. – М. Изд. Дом: «МИК», 2005. – 489 с.
  14. Слезингер Г.Э. Управление социально-трудовыми системами: Учебное пособие. - М.: ГУУ, 2007. – 300 с.
  15. Современная экономика труда: Монография / Рук. авт. коллектива и научный редактор В.В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2006. – 400 с.
  16. Топилин А.В. Рынок труда России: реалии и перспективы развития. - М.: Экономика, 2007 – 200 с.
  17. http://www.admtyumen.ru/ сайт Администрации Тюменской области
  18. http://www.rostrud.info/Министерство по труду и занятости.

Информация о работе Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)