Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 08:51, дипломная работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение молодежной политики ЯНАО и Тюменской области.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение теоретических и методологических вопросов молодежной политики;
- проведение оценки положения молодежи на рынке труда ЯНАО и Тюменской области;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические вопросы молодежной политики 5
1.1.Сущность, понятие, принципы и виды занятости молодежи 5
1.2. Сущность и принципы молодежной политики 10
2. Оценка молодежной политики Тюменской области 17
2.1. Анализ состояния молодежной политики Тюменской области 17
2.2.Рекомендации по содействию занятости молодежи и перспективы развития молодежной политики 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32

Работа состоит из  1 файл

молодежная политика ЯНАО и Тюменской области.doc

— 378.00 Кб (Скачать документ)

    В целом поток молодежной рабочей  силы, направляющейся в сферу профессионального образования, увеличивается, причем главным образом за счет роста числа студентов дневных отделений ссузов и вузов: в 2003/2004 учебном году их было 12, 5 тыс. и 26, 3 тыс. человек соответственно, в 2006/2007 – уже 23, 7 тыс. и 51 тыс. человек. Количество учащихся в учреждениях начального профессионального образования до 2004/2001 учебного года росло и составило чуть более 20 тыс. человек, к 2006/2007 учебному году сократилось до 16, 3 тыс.

    

    Рис. 2.1. Численность учащихся и студентов на дневной форме обучения в учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования Тюменской области.19

Высшее  образование становится массовым и утрачивает элитарный характер в его прежнем понимании. Так, к примеру, в 2003/2004 учебном году студентом дневного отделения вуза Тюменской области был каждый двенадцатый молодой житель региона в возрасте от 14 до 29 лет; а в 2006/2007 учебном году – уже каждый седьмой-восьмой.

                   2001        2002         2003         2004         2005         2006         2007

Рис. 2.2 Распределение на работу специалистов, окончивших очную форму обучения государственных высших учебных заведений (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), в%.20

Завершение  профессионального образования  на определенном уровне предполагает, как правило, необходимость перехода из сферы образовательной деятельности в сферу трудовой. Однако автономность указанных сфер осложняет переход, так как профессионально-квалификационная структура подготовленной молодежной рабочей силы и рабочих мест не согласованы. В этой связи не утрачивает актуальности проблема трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений. Так, по данным службы государственной статистики по Тюменской области, структура распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения государственных высших учебных заведений в 2003 – 2007 гг., такова (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 43, 5 – 48, 4%, рост; самостоятельно трудоустроились 23, 9 – 36, 2%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 4, 6 – 15, 3%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 1, 9 – 4, 2%, сокращение; не получили направления на работу 3, 2 – 19, 5%, сокращение.

Показатели  распределения на работу специалистов, окончивших дневные отделения в системе государственных средних специальных учебных заведений в 2003 – 2007 гг., существенно хуже (указаны минимальные и максимальные относительные значения и тенденция абсолютных показателей): получили направления на работу 22, 7 – 33, 1%, сокращение; самостоятельно трудоустроились 29, 0 – 38, 5%, рост; продолжают обучение на следующем уровне по очной форме обучения 14, 2 – 24%, рост; призваны в ряды Вооруженных сил РФ 5 – 6, 6%, рост; не получили направления на работу 12, 3 – 18, 2%, колебания.

          2001            2002       2003        2004         2005       2006        2007

Рис. 2.3. Распределение на работу специалистов, окончивших очную форму обучения государственных средних специальных учебных заведений (кроме обучавшихся с полным возмещением затрат на обучение), в%.21

Как видно  из приведенных данных, устроиться на работу молодому специалисту по окончании ссуза труднее, чем по окончании вуза. Заметное увеличение самостоятельного трудоустройства означает, что грядущие проблемы с трудоустройством стимулируют учащуюся молодежь к самостоятельному поиску рабочего места, причем заблаговременно – до окончания учебного заведения.

Что касается трудовой занятости, то в настоящее время на территории Тюменской области в большей или меньшей степени представлены все отрасли и почти все подотрасли общественного хозяйства, а вместе с ними необходимый спектр трудовых занятий. Чуть менее половины рабочих мест в 2004 г. в Тюменской области было сосредоточено в торговле и общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках; промышленности и в сельском и лесном хозяйстве (соответственно 18, 4%, 15, 4% и 11, 4%), т.е. в профилирующих отраслях региона. В промышленности профилирующими, а следовательно, задающими количество и структуру рабочих мест, являются относительно старые подотрасли: машиностроение, металло — и деревообработка, пищевая. Отраслевая структура молодежной занятости с некоторыми отклонениями воспроизводит отраслевую структуру занятости старшего поколения в условиях стабильно развивающегося общества. В условиях трансформируемой экономики региона, с одной стороны, возникает дефицит кадров определенных специальностей, с другой – проявилась ориентация части молодежи на инновационную занятость. Мы имеем в виду такую форму трудоустройства, как самостоятельное создание рабочих мест в отраслях вторичного и третичного секторов экономики.

В течение 1997 – 2007 гг. уровень экономической активности 15 – 29-летних граждан колебался в пределах 42, 7 – 48, 7% (максимальное и минимальное значение в 2007 и 2004 гг. соответственно). При этом удельный вес молодых людей в составе занятого в экономике Тюменской области экономически активного населения удерживался на уровне 25±1%, т.е. молодым был каждый четвертый занятый. Средний уровень трудовой занятости молодежи в указанный период равнялся 39%.

                        2002       2003         2004         2005        2006         2007

Рис. 2.4. Динамика численности занятых в экономике Тюменской области, на конец года.

Трудовая  занятость часто (как на постоянной основе, так и в форме сезонной, временной либо случайной) является дополнительной к образовательной. Так, только при содействии государственных служб занятости Тюменской области в 2002 г. было трудоустроено 11 817 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, в 2004 г. таких было уже 17 728 человек, в 2006 г. – 29 223, в 2004-м – более 24 тыс. человек.

Численность безработных от 15 до 29 лет, определяемая по методологии МОТ, постепенно снижается с 29, 5 тыс. человек в 2002 г. до 22, 7 тыс. человек в 2007 г. Минимальное и максимальное значения за период составили 19, 7 тыс. человек в 2006 г. и 29, 6 тыс. человек в 2005 г. Уровень безработицы молодежи высок, но имеет тенденцию к сокращению с 17, 6% в 2002 г. до 13, 4% в 2007 г., минимальное и максимальное значения за этот период составили соответственно 12, 1% в 2006 г. и 17, 6% в 2002 г. Указанные «скачки» показателей численности и уровня безработицы обусловлены динамикой социально-экономического развития региона.

                  2002             2003          2004              2005         2006               2007

    Рис. 2.5. Соотношение численности молодых безработных официально зарегистрированных в Тюменской области и определенных по методологии МОТ, на конец года.22

                          2002        2003       2004        2005      2006         2007

Рис. 2.6. Динамика уровня безработицы молодежи 15-29 лет в Тюменской области, на конец года.

Уровень молодежной безработицы выше общего уровня безработицы. Последний составил в 2002 г. 14, 6%, а в 2007 г. – 8, 3%. Следовательно, доля молодежи в составе безработного населения повысилась за указанный период с 32, 5% до 41, 2%. Однако доля безработной молодежи в общей численности молодежи снизилась с 8, 5% до 5, 9%.

Органы  службы занятости официально регистрируют примерно 10% безработных молодых  людей. В среднем 15% из них – выпускники учреждений профессионального образования различных уровней.

Динамика  средней продолжительности регистрируемой молодежной безработицы убывающая: с 5, 8 мес. в 2002 – 2003 гг. до 4, 1 мес. в 2007 г. При этом средняя продолжительность периода безработицы у 16 – 29-летних ввиду их большей мобильности короче, чем у взрослого населения.

В целом  ситуация на молодежном рынке труда в Тюменской области оценивается как относительно благополучная. Экономический рост в регионе позволил расширить возможности трудоустройства, в том числе для низкоквалифицированной рабочей силы, увеличил «пропускную способность» органов государственной службы занятости населения и специализированных молодежных бирж (бюро) труда. В то же время профессиональный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы сохраняется.

К сожалению, существующая статистическая информация не позволяет оценить состояние и проблемы молодежи в системе региональных экономических отношений достаточно полно. Так, до сих пор не опубликована и недоступна для анализа значительная часть данных переписи населения 2006 г. по Тюменской области. Недостаток статистической информации частично восполняют итоги социологического исследования «Молодежь в социальном пространстве Тюменского региона». Молодежная группа была разбита на возрастные когорты 14 – 17 лет, 18 – 22 лет, 23 – 26 лет и 27 – 30 лет, основанием для сегментации явились различия в образе жизни, потребностях и интересах, уровне образования, видах занятий и т. д. Полученные результаты нами сгруппированы в блоки: структура занятости, занятость на учебе, трудовая занятость, безработная молодежь, структура и уровень доходов.

Основываясь на данных статистики и социального опроса, можно сделать обобщающий вывод. Итак, молодые люди в Тюменской области в целом весьма прагматичны и достаточно интегрированы в систему региональных экономических отношений. Сложности интеграции возникают преимущественно из-за отсутствия прочной связи между сферами реализации экономической активности молодежи: образовательной и трудовой занятостью. Очевидно, что установление такой связи по силам только органам власти и управления, в том числе на региональном уровне. 

2.2. Рекомендации по содействию занятости молодежи  и перспективы развития молодежной политики Тюменской области

 
 

    Одним значимым направлением работы с молодежью является содействие занятости и трудоустройству. Основными направлениями работы могут быть:

    • Организация временной занятости  несовершеннолетних граждан (формирование трудовых бригад для благоустройства территорий городов и поселков, ремонта школ, работы на сельхозпредприятиях).

    • Развитие социально-благотворительного движения (организация работ по благоустройству исторических и социально значимых объектов, оказанию помощи ветеранам, инвалидам, престарелым).

    • Организация деятельности Центра профессиональной ориентации молодежи и подростков (создание сети консультационных пунктов в городах и районах области, формирование банка данных соискателей и работодателей региона).

    • Реализация программ студенческой занятости (формирование молодежных трудовых и педагогических отрядов; организация и проведение ярмарок выпускников).

    В период с 2005 по 2007 год ситуация на рынке  труда молодежи Тюменской области в целом не изменилась, оставаясь напряженной. Общее число молодых людей в возрасте 16 - 29 лет, обратившихся в городской центр занятости, имело тенденцию к увеличению и составило в 2005 году 4912 человек (38% всех обратившихся). Среди признанных безработными в том же периоде молодежь составляет 1793 человек, или 36,4%.

    Одна  из главных причин, по которой молодежь в возрасте 16 - 29 лет вынуждена обращаться в городской центр занятости, - отсутствие опыта. При наличии на рынке труда специалистов высокой квалификации с опытом работы конкурентоспособность нигде не работавших молодых людей остается очень низкой.

    Наибольшие  трудности при поиске работы испытывают выпускники, получившие профессии инженера, техника, экономиста, менеджера, бухгалтера, финансиста, юриста.

    Городской центр занятости населения Тюменской области в рамках реализации мероприятий Программы содействия занятости населения на 2007 - 2010 годы предусматривает следующие специальные меры по содействию в трудоустройстве молодежи:

    - регулярное проведение двухмесячников  по профессиональной ориентации  молодежи;

    - превентивное консультирование  выпускников школ и учреждений профессионального образования для выявления профессиональных наклонностей и обучения навыкам самостоятельного активного поведения на рынке труда;

Информация о работе Государственная молодежная политика: проблемы и реализации (на примере Тюменской области или ЯНАО)