Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – более подробное изучение государственного регулирования занятости населения.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Политика занятости……………………………………………………..5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости…………………...5
1.2 Принципы и основные направления политики занятости………………….9
1.3 Функции занятости…………………………………………………………..12
Глава 2 Государственное регулирование занятости населения……………...19
2.1 Служба занятости на рынке труда………………………………………….19
2.2 Программы регулирования занятости……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МАСЛОВА КАТЯ ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 44.76 Кб (Скачать документ)

- создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

- обеспечение социальной  защиты в области занятости  населения, проведение социальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы (инвалиды  и др.);

- предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в

социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- обеспечение занятости  в местах проживания отдельных  малочисленных народов и других  национальных меньшинств Российской  Федерации, с 

учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм и другие.

Перечень направлений  государственной политики занятости  довольно обширный. Государство в  условиях становления и функционирования рыночных отношений отказалось от прямого  централизированного управления занятостью. Вместе с тем эта проблема не должна быть пущена на самотек, отдана на откуп  стихийным рыночным силам. Под влиянием последних произошло резкое ухудшение  условий использования и воспроизводства  рабочей силы, снижение ее качества и конкурентоспособности. Государству  надлежит усилить контроль за выполнением  взятых на себя определенных гарантий в реализации прав граждан на труд, охрану труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ о труде.

В обеспечении занятости  населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать  проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:

- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;

- реализация мер, предусмотренных  законодательством РФ о труде,  коллективными договорами и соглашениями  по защите трудящихся в 

случае приостановки производства или высвобождения работников;

- оказание помощи в  трудоустройстве, профессиональной  подготовке и предоставления  сверх установленной законодательством  РФ дополнительной материальной  помощи высвобождаемым работникам  за счет средств организаций  и других работодателей;

- создание условий для  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и подготовки работающих  и т.д.

Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с  органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях  трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут  коснуться. Кроме того, они обязаны  ежемесячно информировать службу занятости  о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. За счет страховых взносов  возмещаются затраты органов  службы занятости на создание специальных  рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.

Вместе с тем, государство  предусматривает определенные льготы для работодателей в случае трудоустройства  указанных категорий работников. Большое внимание к проблеме занятости связано с тем, что занятость

 выполняет важную экономическую и социальную функции.

1.3 Функции занятости.

Экономическая функция занятости.

Политика занятости во взаимосвязи с экономической  и социальной политиками реализует  экономическую и социальную функции  занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение  работников

экономически целесообразными  рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства  общества. Показателем для измерения  ежегодно создаваемого богатства служит валовой внутренний продукт (ВВП). Иначе  говоря, экономическая функция занятости  заключается в создании предпосылок  для удовлетворения личных и общественных потребностей. Реализация экономической  функции зависит от возможностей общества, государства создавать  экономически целесообразные рабочие  места, от полноты занятости трудоспособного  населения на рабочих местах и  эффективности использования как  рабочих мест, так и рабочей  силы. Поэтому достижение полной, продуктивной и эффективной занятости является важнейшей задачей социально  – экономической политики в широком  смысле, включая и политику занятости, доходов и инвестиционную политику.

Под экономически целесообразным рабочим местом понимается физическое рабочее место, обеспеченное оборотными средствами (предметами труда, энергией, заработной платой и т.д.) позволяющее  труженику реализовать свой интерес, добиваться высокой производительности труда и иметь достойный заработок, дающий возможность нормально жить и развиваться работнику и  его семье. Подобные рабочие места должны заполняться подготовленной рабочей силой. Лучших результатов можно достигнуть только тогда, когда профессионально – квалифицированная структура рабочей силы будет соответствовать структуре рабочих мест, создаваемых с учетом научно – технического прогресса. Поэтому, если спрос на такие рабочие места будет удовлетворяться соответствующим предложением рабочей силы, то можно говорить о состоянии равновесия рабочей силы и рабочих мест. Экономически целесообразные рабочие места должны быть общественно полезными и оплачиваемыми. В этом смысле можно говорить о том, что они являются продуктивными. Но у этой проблемы есть и еще один аспект. Он состоит в том, что обеспечить не просто полную и продуктивную занятость,

но и экономически эффективную  занятость.

Под экономически эффективной  понимают такую занятость, которая  обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального  уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности  с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной степени устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими, обеспечивающими достаточно глубокое представление об эффективной занятости, являются следующие показатели:

- уровень занятости населения  профессиональным (оплачиваемым) трудом;

- уровень занятости трудоспособного  населения или трудовых ресурсов  в общественном хозяйстве;

- оптимальность распределения  трудоспособного населения по  сферам общественно полезной  деятельности;

- рациональность структуры  распределения трудоспособного  населения по профессиям, отраслям  и секторам экономики;

- норма безработицы. Ее  соотношение с естественным уровнем  безработицы. 

Рассмотрим эти показатели:

Первый показатель – уровень  занятости населения профессиональным трудом – определяется как отношение  числа занятых к общей численности  населения, выраженное в процентах. Снижение этого коэффициента говорит  о том, что созданы условия, в  виде свободного времени для занятия  другими видами деятельности. Вместе с тем он требует дальнейшего  анализа, касающегося действительного  вовлечения населения в другие виды деятельности, состояния здоровья нации.

Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов.

Третий показатель – оптимальность  распределения населения по сферам общественно полезной деятельности. Занятость учебой не достигла дореформенного уровня, хотя и тогда численность  учащихся высших и среднеспециальных  учебных заведений на 10000 человек  была меньше такой же численности  в наиболее развитых странах. Поэтому  в 90-х годах распределение трудоспособного  населения по сферам общественно  – полезной деятельности в России нельзя признать оптимальным.

Четвертый показатель –  рациональность структуры распределения  населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с началом рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и других гуманитарных профессий, и сократился – на специалистов по техническим дисциплинам.

Пятый показатель – норма безработицы, ее соотношение с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в Западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после научного определения естественного уровня безработицы, отклонения от которого в ту или иную сторону показывает, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП.

Таким образом, опираясь на анализ всей совокупности показателей, можно сделать однозначный вывод  о том, что в 90-х годах рабочая  сила в России использовалась неэффективно. Одним из последствий неэффективного использования рабочей силы стало  снижение производства ВВП и возникновение  напряженности в решении социальных проблем. Поэтому необходима корректировка реформ в сторону более активного участия государства в структурной перестройке экономики, опирающейся на увеличение инвестиций, использование достижения науки и техники для

обеспечения полной, продуктивной и эффективной занятости.

Социальная функция занятости.

Социальная функция занятости  показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего от  занятости в народном хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек может более активно и плодотворно

участвовать в управлении производством и обществом, в  защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию. Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценивание труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации, зарегистрированное социологами в 90-х годах, негативно отражается на развитии производства, человека, а, следовательно, и общества. Об этом свидетельствует падение производства ВВП, рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому, поднимая значение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а созданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.

В переходный период под  влиянием преобразования форм собственности  происходят изменения в структуре  занятости, а вместе с ними и определенная трансформация социальной функции  труда. Появились новые сектора  экономики, связанные с частной  собственностью и с частными собственниками, лицами ненаемного труда. В результате реформ, изменения структуры занятости  появились новые классы и социальные слои населения: класс капиталистов, олицетворяющий крупный капитал  и мелкий капитал, класс наемных  работников в традиционном смысле этого  слова, а также крестьяне и  ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Один класс (капиталисты) выступает в качестве организатора производства, торговли, финансов, другой класс – наемные работники – в качестве исполнителя воли первого, третий слой населения – самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных

профессий) – совмещают  обе эти роли. Переход к рыночным отношениям характеризуется также  значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени, неполной недели.

Определенную социальную функцию выполняет занятие домашним хозяйством, особенно воспитанием люде й.

Новым социальным явлением для России за последние десятилетия  стала безработица. Частично безработица  выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для  переподготовки рабочей силы и занятости  на новом рабочем месте. В целом  же безработица дает тяжелые социальные последствия. Все увеличивающая доля граждан занимает маргинальное положение, остается без определенных занятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращение таких безработных к полноценной жизни затруднительно. Это значит, что

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения