Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – более подробное изучение государственного регулирования занятости населения.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Политика занятости……………………………………………………..5
1.1 Сущность и цели государственной политики занятости…………………...5
1.2 Принципы и основные направления политики занятости………………….9
1.3 Функции занятости…………………………………………………………..12
Глава 2 Государственное регулирование занятости населения……………...19
2.1 Служба занятости на рынке труда………………………………………….19
2.2 Программы регулирования занятости……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26
- создание условий,
- поддержку трудовой и
предпринимательской
- обеспечение социальной
защиты в области занятости
населения, проведение
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в
социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- обеспечение занятости
в местах проживания отдельных
малочисленных народов и
учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;
- международное сотрудничество
в решении проблем занятости
населения, включая вопросы,
Перечень направлений
государственной политики занятости
довольно обширный. Государство в
условиях становления и функционирования
рыночных отношений отказалось от прямого
централизированного управления занятостью.
Вместе с тем эта проблема не должна
быть пущена на самотек, отдана на откуп
стихийным рыночным силам. Под влиянием
последних произошло резкое ухудшение
условий использования и
В обеспечении занятости населения участвует не только государство, но и работодатели. Эту деятельность они призваны осуществлять в соответствии с законодательством РФ, содействовать проведению государственной политики занятости. Это содействие осуществляется на основе:
- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;
- реализация мер,
случае приостановки производства или высвобождения работников;
- оказание помощи в
трудоустройстве,
- создание условий для
профессиональной подготовки, повышения
квалификации и подготовки
Работодатели, согласно закону, должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, их числе и категориях работников, которых они могут коснуться. Кроме того, они обязаны ежемесячно информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. За счет страховых взносов возмещаются затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест, профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной организации.
Вместе с тем, государство
предусматривает определенные льготы
для работодателей в случае трудоустройства
указанных категорий
выполняет важную экономическую и социальную функции.
1.3 Функции занятости.
Экономическая функция занятости.
Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной политиками реализует экономическую и социальную функции занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников
экономически целесообразными
рабочими местами в целях создания
материального и духовного
Под экономически целесообразным
рабочим местом понимается физическое
рабочее место, обеспеченное оборотными
средствами (предметами труда, энергией,
заработной платой и т.д.) позволяющее
труженику реализовать свой интерес,
добиваться высокой производительности
труда и иметь достойный
но и экономически эффективную занятость.
Под экономически эффективной понимают такую занятость, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности с качественной стороны. Его недостаток состоит в количественной неопределенности, невозможности измерить с помощью одного показателя. Эта трудность в значительной степени устраняется с помощью системы показателей. Наиболее подходящими, обеспечивающими достаточно глубокое представление об эффективной занятости, являются следующие показатели:
- уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) трудом;
- уровень занятости
- оптимальность распределения трудоспособного населения по сферам общественно полезной деятельности;
- рациональность структуры распределения трудоспособного населения по профессиям, отраслям и секторам экономики;
- норма безработицы. Ее
соотношение с естественным
Рассмотрим эти показатели:
Первый показатель – уровень
занятости населения
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве рассчитывается как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения или трудовых ресурсов.
Третий показатель – оптимальность
распределения населения по сферам
общественно полезной деятельности.
Занятость учебой не достигла дореформенного
уровня, хотя и тогда численность
учащихся высших и среднеспециальных
учебных заведений на 10000 человек
была меньше такой же численности
в наиболее развитых странах. Поэтому
в 90-х годах распределение
Четвертый показатель – рациональность структуры распределения населения по профессиям, отраслям и секторам экономики. Об этом показателе можно судить по изменению спроса на те или иные профессии. В частности, с началом рыночных реформ резко возрос спрос на специалистов в области финансов, рыночной экономики, юриспруденции и других гуманитарных профессий, и сократился – на специалистов по техническим дисциплинам.
Пятый показатель – норма безработицы, ее соотношение с естественным уровнем безработицы. Данный показатель широко используется в Западных странах для анализа эффективности занятости. Это стало возможно после научного определения естественного уровня безработицы, отклонения от которого в ту или иную сторону показывает, что рабочая сила используется неэффективно и экономика несет потери из-за инфляции или недопроизводства ВВП.
Таким образом, опираясь на
анализ всей совокупности показателей,
можно сделать однозначный
обеспечения полной, продуктивной и эффективной занятости.
Социальная функция занятости.
Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных его видах, но прежде всего от занятости в народном хозяйстве. Вместе с тем, она раскрывает обратную связь, заключающуюся в том, что сама занятость ориентирована не только на достижение экономических и политических задач, но и на развитие самого человека как высшей ценности, как цели жизнедеятельности общества. Всесторонне развитый человек может более активно и плодотворно
участвовать в управлении производством и обществом, в защите окружающей среды, в принятии решений, затрагивающих его жизнь. Все виды человеческой деятельности выполняют социальную функцию. Но особая роль принадлежит профессиональному труду в экономике. Труд является источником материального и духовного богатства, социального прогресса и развития человека. Обесценивание труда, сведение его только к обеспечению условий существования обедняет жизнедеятельность человека, снижает его потребности, стимулы. Ослабление трудовой мотивации, зарегистрированное социологами в 90-х годах, негативно отражается на развитии производства, человека, а, следовательно, и общества. Об этом свидетельствует падение производства ВВП, рост теневой экономики, криминогенной ситуации в стране. Поэтому, поднимая значение всех видов деятельности, нельзя недооценивать роль профессионального труда. Другое дело, что занятие трудом должно обеспечиваться не принуждением, а созданием атмосферы уважительного отношения к труду, достойным его вознаграждением.
В переходный период под влиянием преобразования форм собственности происходят изменения в структуре занятости, а вместе с ними и определенная трансформация социальной функции труда. Появились новые сектора экономики, связанные с частной собственностью и с частными собственниками, лицами ненаемного труда. В результате реформ, изменения структуры занятости появились новые классы и социальные слои населения: класс капиталистов, олицетворяющий крупный капитал и мелкий капитал, класс наемных работников в традиционном смысле этого слова, а также крестьяне и ремесленники, существующие за счет собственного труда. Роль этих классов в трудовой деятельности изменилась. Один класс (капиталисты) выступает в качестве организатора производства, торговли, финансов, другой класс – наемные работники – в качестве исполнителя воли первого, третий слой населения – самозанятые (крестьяне, ремесленники, лица свободных
профессий) – совмещают обе эти роли. Переход к рыночным отношениям характеризуется также значительным увеличением доли населения, занятого в режиме неполного рабочего времени, неполной недели.
Определенную социальную
функцию выполняет занятие
Новым социальным явлением для России за последние десятилетия стала безработица. Частично безработица выполняет позитивную социальную функцию. Перерыв в работе используется для переподготовки рабочей силы и занятости на новом рабочем месте. В целом же безработица дает тяжелые социальные последствия. Все увеличивающая доля граждан занимает маргинальное положение, остается без определенных занятий, живет случайными заработками, прозябает в крайней нищете. Возращение таких безработных к полноценной жизни затруднительно. Это значит, что
Информация о работе Государственное регулирование занятости населения