Исследование конкурентноспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание

Актуально то, что маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.
Исходя из актуальности данной проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Оценка собственной конкурентной позиции на рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

контрольная исследование конкурентноспособности фирмы .docx

— 66.02 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

Европейско-Азиатский  институт управления и предпринимательства

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема:  Исследования конкурентоспособности фирмы

 

 

 

 

                                                         Исполнитель студент факультета

                                                               предпринимательства и менеджмента

                                               гр. КД-07-1з  Крупина Е.А.

 

 

 

 

                                                                 Екатеринбург

                                                      2011

Содержание

Введение 

1. Теоретические и методические  основы оценки конкурентоспособности  предприятия 

1.1. Сущность конкурентоспособности  предприятия 

1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности  предприятия

1.3. Оценка собственной конкурентной  позиции на рынке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители фирм находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления фирмами и  рычагов повышения конкурентоспособности.

Содержательная сущность конкурентоспособности не имеет  общепринятого формального, а тем  более количественного определения. Помимо того, объектом анализа конкурентоспособности  чаще всего является товар, а не вся  деятельность фирмы.

Теория конкурентоспособности  фирмы и ее конкурентных преимуществ  разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хек-шера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей [10].

В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного  преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют потребителей в большей мере, чем предложения  конкурентов. Компании предоставляют  большую потребительную ценность, предлагая  клиентам более низкие, по сравнению  с конкурентами, цены на аналогичные  товары и услуги или, обеспечивая  больше выгод, которые оправдывают  более высокие цены.

Актуально то, что маркетинговые  стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и  стратегии конкурентов. Первый шаг  в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые  позволяют компании занять прочные  позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед  конкурентами.

Исходя из актуальности данной проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность  фирмы и ее товаров на рынке, руководителю и экономистам необходимо пользоваться методиками, которые бы позволили  в короткие сроки и без дополнительных поисков информации рассчитывать показатель конкурентоспособности. Конечно, универсального метода не существует, и каждая и  существующих моделей имеет свои ограничения и недостатки. Однако, пользуясь разработанными рекомендациями и методиками расчета показателя конкурентоспособности товара и  фирмы, можно выявить первые угрозы со стороны конкурентов и предпринять  соответствующие меры.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с  другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она  отражает отличие данного товара от товара конкурента по степени удовлетворения конкретных потребностей. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность  какого-либо товара необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку  и последующее использование  для удовлетворения своих потребностей.

Таким образом, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого  товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих  товаров-аналогов . И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих  предприятий, объединений, фирм, равно  как и стран, в которых они  базируются.

 С точки зрения Зинурова  У.Г. и Ильясова Л.Р., конкурентоспособность  определяется только теми свойствами, которые представляют взаимный  интерес для покупателя (и гарантируют  удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие  за рамки этих интересов, рассматриваются  при оценке конкурентоспособности  как не имеющие к ней отношения  в данных конкретных условиях .

 Превышение норм, стандартов  и правил не только не улучшает  конкурентоспособность изделия,  но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения  покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется  ему бесполезной.

 Изучение конкурентоспособности  товара ведется непрерывно и  систематически, в тесной привязке  к фазам его жизненного цикла,  чтобы своевременно улавливать  момент начала снижения показателя  конкурентоспособности и принять  соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести  на другой сектор рынка.) При  этом исходят из того, что выпуск  предприятием нового продукта, прежде  чем старый исчерпал возможности  поддержания своей конкурентоспособности  обычно экономически нецелесообразен.  Типовая схема оценки конкурентоспособности  (по А.Н. Литвиненко) приведена  на рис. 1.1. [7].


 





 





 

 






 

 

 





 



 

 


 

 

Вместе с тем, любой товар  после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить  и даже временно задержать. Но остановить его не возможно. Поэтому новые  изделия проектируются по графику. Обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним  изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность  новых товаров должна быть опережающей  и достаточно долговременной [1].

Центральное место, занимаемое конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет ее место в  стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку  маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа торгового  предприятия использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам  потребителя.

Высокое качество и конкурентоспособность  продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта  и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и  хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание [2].

 Таким образом, для обеспечения  конкурентоспособности используется  все многообразие стратегических  и тактических приемов службы  маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности  – это, прежде всего философия  работы в условиях рынка, ориентирующая  на:

 а) понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

 б) знание поведения и возможностей  конкурентов;

 в) знание состояния и тенденций  развития рынка;

 г) знание окружающей среды  и ее тенденций;

 д) умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы он предпочел  его товару конкурента;

 е) искусство осуществлять  все это на долговременной, рассчитанной  на перспективу основе .

Под "конкурентоспособностью" данной организации понимается ее способность  приносить прибыль на вложенный  капитал в краткосрочном периоде  не ниже заданной, или как превышение прибыльности в краткосрочном периоде  над среднестатистической прибыльностью  в соответствующей сфере бизнеса, а в общем виде - как эффективность  функционирования организации в  краткосрочном периоде [3].

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с  определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых  осуществляются посредством применения различных управленческих методик  и технологий. Проанализировав эти  задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности  предприятия, отражающие состояния  предприятия по мере его развития.

Первая задача, которая  возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной  продукции, проведением ряда маркетинговых  мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает  естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые  меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.) [4].

После решения насущных текущих  задач возникают задачи другого  уровня. Первой ключевой характеристикой  на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после  решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более  долгосрочных целях и задачах. Возникает  задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются  стратегическая концепция, стратегия  предприятия и на основе SWOT – анализа и бизнес – планов, стратегии для каждого подразделения.

Выполнение этих двух условий  должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации  бизнеса в меняющихся внешних  и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и  повысить уровень управляемости  и конкурентоспособности предприятия.

Представим взаимосвязь  выявленных ключевых характеристик  состояния предприятия с его  конкурентоспособностью и качеством  менеджмента на рис. 1.2.

 

Рис. 1.2. Ключевые характеристики состояния предприятия

 

Платежеспособность. Оперативный  уровень управления КСП

  1. Прибыльность. (КСП продукции)
  2. Стратегичность управления
  3. Адаптивность системы управления Тактический уровень управления КСП
  4. Финансовая и управленческая прозрачность (Интегральный показатель финансово-
  5. Управляемость бизнеса хозяйственного состояния предприятия)
  6. Инвестиционная привлекательность Стратегический уровень управления КСП

(Рост стоимости предприятия)

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные  полходы к оценке и повышению  его конкурентоспособности (КС), можно  сформулировать основные принципы концепции  обеспечения конкурентоспособности  торгового предприятия (рис. 1.3) [6]:

  1. Задача обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.
  2. Следует выделить разные критерии КС предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.
  3. Основным показателем КС предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель КС продукции.
  4. на тактическом уровне КС предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.
  5. на стратегическом уровне КС предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.

Информация о работе Исследование конкурентноспособности фирмы