Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа
Актуально то, что маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.
Исходя из актуальности данной проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
Введение
1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Оценка собственной конкурентной позиции на рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 1.1
Матрица противоположности
целей и средств в процессе
оценки конкурентоспособности
Субъекты
|
Факторы конкурентоспособности | |
Качество |
Цена | |
Производитель |
1. Качество процесса |
3. Затраты, связанные с производством продукции (цель) |
Потребитель |
2. Качество продукции (цель) |
4. Затраты, связанные с
потреблением продукции ( |
Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества — способности удовлетворять конкретные потребности (квадрант 2 матрицы). Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представив в виде цены потребления (квадрант 4). Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей .
С точки зрения производителя
полезность продукции
Для обоих субъектов
рынка продукция представляет
собой совокупность полезных
свойств, материализованных в
некую субстанцию, являющуюся средством
удовлетворения потребностей
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Изучение конкурентов
и условий конкуренции в
Определение собственной
конкурентоспособности
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для:
В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке.
Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Существуют известные методики оценки конкурентоспособности [8], рассмотрим некоторые их них:
В основе методики - анализ конкурентоспособности
с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность
оценки состоит в анализе матрицы,
построенной по принципу системы
координат: по горизонтали-темпы роста/
Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.
Недостатки метода: исключает
проведение анализа причин происходящего
и осложняет выработку
2. Метод, использующий
в качестве основного подхода
оценку товара/услуги
Этот метод базируется
на рассуждении о том, что конкурентоспособность
производителя тем выше, чем выше
конкурентоспособность его
КТ = К/Ц
где: К- показатель качества товара;
Ц- показатель цены товара;
Кт - показатель конкурентоспособности товара.
Чем выше разница между
потребительской ценностью
Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара.
Недостатки метода: позволяет
получить весьма ограниченное представление
о преимуществах и недостатках
в работе предприятия, так как
конкурентоспособность
3. Метод, основанный на
теории эффективной
Согласно этой теории наиболее
конкурентоспособными являются те предприятия,
где наилучшим образом
Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов.
В основе метода лежит оценка
четырёх групповых показателей
или критериев
Таблица 1.2
Критерии и показатели
конкурентоспособности
Критерии и показатели конкурентоспособности |
Роль показателя в оценке |
Правило расчета показателя |
1 |
2 |
3 |
1Эффективность 1.1.Издержки производства на единицу продукции, руб. 1.2.Фондоотдача, тыс. руб.
1.3.Рентабельность товара, %.
1.4.Производительность труда, тыс. руб./ чел. |
Отражает эффективность затрат при выпуске продукции. Характеризует эффективность использования основных производственных фондов. Характеризует степень прибыльности производства товара. Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы. |
Валовые издержки; Объём выпуска продукции. Объём выпуска продукции;
среднегодовая стоимость Прибыль от реализации х 100 %; Полная себестоимость продукции. Объём выпуска продукции; Среднесписочная численность работников. |
2.Финансовое положение предприятия. 2.1.Коэффициент автономии. 2.2.Коэффициент
2.3.Коэффициент абсолютной ликвидности. 2.4.Коэффициент |
Характеризует независимость предприятия от заемных источников. Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства. Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств. Характеризует эффективность
использования оборотных |
Собственные средства предприятия; Общая сумма источников финансирования. Собственный капитал; Общие обязательства. Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги; Краткосрочные обязательства. Выручка от реализации продукции; Среднегодовой остаток оборотных средств. |
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара. 3.1.Рентабельность продаж, %. 3.2.Коэффициент
3.3.Коэффициент загрузки производственной мощности. 3.4.Коэффициент эффективности
рекламы и средств |
Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара. Отражает степень Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта
Характеризует экономическую
эффективность рекламы и |
Прибыль от реализации х 100 %; Объём продаж. Объём нереализованной продукции; Объём продаж. Объём выпуска продукции; Производственная мощность. Затраты на рекламу и стимулирование сбыта; Прирост прибыли от реализации. |
4.Конкурентоспособ-ность товара. 4.1.Качество товара. 4.2.Цена товара. |
Характеризует способность товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением. - |
Комплексный метод. - |
В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.
В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП), экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.
В общем виде алгоритм расчета
коэффициента конкурентоспособности
промышленного предприятия
Этап 1-й. Расчет единичных
показателей
Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:
В целях перевода показателей
в относительные величины используется
15-ти балловая шкала. При этом 5-ю
баллами оценивается
Этап 2-й. Расчёт критериев
конкурентоспособности
Этап 3-й. Расчет коэффициента
конкурентоспособности
Данная оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятии, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.
С точки зрения концепции маркетинга, рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера состояние конкурентной среды на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
Элементами системы
Соотношение этих параметров определяет конкурентоспособность каждой организации. Составляющие ее, как правило уникальны, так как в противном случае организация не сможет существовать на рынке – она не займет свою рыночную нишу.
Борьба за свою нишу происходит с помощью различных приемов и образовывает формы и виды конкуренции: целенаправленная, хаотическая, временная, постоянная, реальная, мнимая, ценовая, неценовая, монопрофильная, полипрофильная, внутриотраслевая, межотраслевая, межрегиональная.
Очень актуально в настоящее время применение недобросовестной и незаконной конкуренции.
Элементами системы
Существует несколько
методов определения
В настоящее время
при наличии жесткой
Успех фирмы в рыночной
среде определяет его способность
выстоять и победить в конкурентной
борьбе. Поэтому нужно постоянно
следить за уровнем своей
Информация о работе Исследование конкурентноспособности фирмы