Исследование конкурентноспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа

Описание

Актуально то, что маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов, т.е. процесс выявления и оценивания основных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимуществ перед конкурентами.
Исходя из актуальности данной проблемы в рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия
1.3. Оценка собственной конкурентной позиции на рынке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

контрольная исследование конкурентноспособности фирмы .docx

— 66.02 Кб (Скачать документ)

Таблица 1.1

Матрица противоположности  целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции

Субъекты

 

Факторы конкурентоспособности

Качество

Цена

Производитель

1. Качество процесса производства  продукции (средство)

3. Затраты, связанные с  производством продукции (цель)

Потребитель

2. Качество продукции  (цель)

4. Затраты, связанные с  потреблением продукции (средство)




 

 

 Для потребителя целью  совершения покупки продукции  является приобретение ее качества — способности удовлетворять конкретные потребности (квадрант 2 матрицы). Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представив в виде цены потребления (квадрант 4). Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей .

 С точки зрения производителя  полезность продукции определяется  затратно-ценовыми факторами. В  долгосрочной перспективе целью  действий любого производителя  является достижение максимальной  разницы между ценой реализации  продукции и собственными затратами  на ее производство (квадрант 3). В  связи с этим первостепенной  задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции (квадрант 1), выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели - получения прибыли .

 Для обоих субъектов  рынка продукция представляет  собой совокупность полезных  свойств, материализованных в  некую субстанцию, являющуюся средством  удовлетворения потребностей как  потребителя, так и производителя.

Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

1.3. Оценка собственной конкурентной  позиции на рынке

 

Изучение конкурентов  и условий конкуренции в отрасли  требуется фирме в первую очередь  для того, чтобы определить в чём  её преимущества и недостатки перед  конкурентами и сделать выводы для  выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания  конкурентного преимущества.

Определение собственной  конкурентоспособности предприятия  является неотъемлемым элементом маркетинговой  деятельности любого хозяйствующего субъекта .

Оценка конкурентной позиции  фирмы требуется для:

  • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
  • выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции;
  • привлечения средств инвестора в перспективное производство;
  • составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.

В любом случае проведение оценки преследует цель: определить положение  предприятия на отраслевом рынке.

Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной  и объективной методики оценки конкурентоспособности.

Существуют известные  методики оценки конкурентоспособности [8], рассмотрим некоторые их них:

  1. Матричный метод (разработан <Бостонской консалтинговой группой>).

В основе методики - анализ конкурентоспособности  с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы  координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые  занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при  наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет  обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатки метода: исключает  проведение анализа причин происходящего  и осложняет выработку управленческих решений.

2. Метод, использующий  в качестве основного подхода  оценку товара/услуги предприятия. 

Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность  производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение  этих характеристик:

КТ = К/Ц

где: К- показатель качества товара;

 Ц- показатель цены  товара;

 Кт - показатель конкурентоспособности товара.

Чем выше разница между  потребительской ценностью товара для покупателя и ценой. которую  он за него платит, тем выше запас  конкурентоспособности товара доля потребителя.

Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность  предприятия - конкурентоспособность  товара.

Недостатки метода: позволяет  получить весьма ограниченное представление  о преимуществах и недостатках  в работе предприятия, так как  конкурентоспособность предприятия  принимает вид конкурентоспособности  товара и не затрагивает другие аспекты.

3. Метод, основанный на  теории эффективной конкуренции.

Согласно этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество  факторов - ресурсов фирмы.

Оценка эффективности  работы каждого из подразделений  предполагает оценку эффективности  использования им этих ресурсов.

В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей  или критериев конкурентоспособности (табл. 1.2).

 

 

Таблица 1.2

 

Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия

Критерии и показатели конкурентоспособности

Роль показателя

в оценке

Правило расчета

показателя

1

2

3

1Эффективность производственной  деятельности предприятия.

1.1.Издержки производства  на единицу продукции, руб.

1.2.Фондоотдача, тыс. руб.

 

1.3.Рентабельность товара, %.

 

1.4.Производительность труда,  тыс. руб./ чел.

Отражает эффективность  затрат при выпуске продукции.

Характеризует эффективность  использования основных производственных фондов.

Характеризует степень прибыльности производства товара.

Отражает эффективность  организации производства и использования  рабочей силы.

Валовые издержки;

Объём выпуска продукции.

Объём выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов.

Прибыль от реализации

х 100 %;

Полная себестоимость  продукции.

Объём выпуска продукции;

Среднесписочная численность  работников.

2.Финансовое положение  предприятия.

2.1.Коэффициент автономии.

2.2.Коэффициент платёжеспособности.

 

 

2.3.Коэффициент абсолютной  ликвидности.

2.4.Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств

Характеризует независимость  предприятия от заемных источников.

Отражает способность  предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность  банкротства.

Отражает качественный состав средств, являющихся источниками покрытия текущих обязательств.

Характеризует эффективность  использования оборотных средств. Соответствует времени, в течение  которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения.

Собственные средства предприятия;

Общая сумма источников финансирования.

Собственный капитал;

Общие обязательства.

Денежные средства и быстрореализуемые  ценные бумаги;

Краткосрочные обязательства.

Выручка от реализации продукции;

Среднегодовой остаток оборотных  средств.

3. Эффективность организации  сбыта и продвижения товара.

3.1.Рентабельность продаж, %.

3.2.Коэффициент затоваренности  готовой продукцией.

 

3.3.Коэффициент загрузки  производственной мощности.

3.4.Коэффициент эффективности  рекламы и средств стимулирования  сбыта. 

Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара.

Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса.

Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы быта

 

Характеризует экономическую  эффективность рекламы и средств  стимулирования сбыта.

Прибыль от реализации х 100 %;

Объём продаж.

Объём нереализованной продукции;

Объём продаж.

Объём выпуска продукции;

Производственная мощность.

Затраты на рекламу и стимулирование сбыта;

Прирост прибыли от реализации.

4.Конкурентоспособ-ность  товара.

4.1.Качество товара.

4.2.Цена товара.

Характеризует способность  товара удовлетворять потребности  в соответствии с его назначением.

-

Комплексный метод.

-


 

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве.

Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность  управления оборотными средствами: независимость  предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия  расплачиваться по своим долгам, возможность  стабильного развития предприятия  в будущем.

В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление  об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности  товара: качество товара и его цена.

В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет разную степень важности для расчета  коэффициента конкурентоспособности  предприятия (ККП), экспертным путём были разработаны коэффициенты весомости критериев.

В общем виде алгоритм расчета  коэффициента конкурентоспособности  промышленного предприятия предусматривает  три последовательных этапа:

Этап 1-й. Расчет единичных  показателей конкурентоспособности  предприятия 1.1-4.2 (табл. 1.2) и перевод  показателей 1.1-3.4 в относительные  величины (баллы).

Для перевода показателей 1.1-3.4 в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей (базы для сравнения) могут выступать:

  • среднеотраслевые показатели;
  • показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидера на рынке;
  • показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.

В целях перевода показателей  в относительные величины используется 15-ти балловая шкала. При этом 5-ю  баллами оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; 10-ю баллами - на уровне базового; 15-ю  баллами - лучше, чем базовый.

Этап 2-й. Расчёт критериев  конкурентоспособности предприятия  по представленным выше формулам.

Этап 3-й. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия (ККП).

Данная оценка конкурентоспособности  предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятии, исключает  дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия  на отраслевом рынке. Использование  в ходе оценки сравнения показателей  за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод  как вариант оперативного контроля отдельных служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С точки зрения концепции маркетинга,  рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М.Е. Портера  состояние конкурентной среды на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

  1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
  2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены.
  3. Угроза появления новых конкурентов.
  4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
  5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Элементами системы конкуренции  являются: конкурентная среда; конкурентоспособность; конкурентные силы.

Соотношение этих параметров определяет конкурентоспособность  каждой организации. Составляющие ее, как правило уникальны, так как  в противном случае организация  не сможет существовать на рынке –  она не займет свою рыночную нишу.

Борьба за свою нишу происходит с помощью различных приемов  и образовывает формы и виды конкуренции: целенаправленная, хаотическая, временная, постоянная, реальная, мнимая, ценовая, неценовая, монопрофильная, полипрофильная, внутриотраслевая, межотраслевая, межрегиональная.

Очень актуально в настоящее  время применение недобросовестной и незаконной конкуренции.

Элементами системы конкуренции  являются: конкурентная среда; конкурентоспособность; конкурентные силы.

Существует несколько  методов определения конкурентоспособности  организации: метод определения  позиции фирмы среди конкурентов, метод анализа позиции конкурента.

В настоящее время  при наличии жесткой конкуренции главная задача современных предприятий - обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства над конкурентами.

Успех фирмы в рыночной среде определяет его способность  выстоять и победить в конкурентной борьбе. Поэтому нужно постоянно  следить за уровнем своей конкурентоспособности, выявлять и развивать конкурентные преимущества. Это можно сделать только с помощью маркетинговых исследований.

 

Список литературы

Информация о работе Исследование конкурентноспособности фирмы