Исследование рынка розничных продаж продовольственных товаров г. Владивостока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Продовольственный рынок представляет собой неотъемлемую часть категории «рынок» и обладает свойствами и связями, присущему множеству социально – экономических явлений, которые составляют сущность рынка. Продовольственный рынок является рынком потребительских товаров и наделен специфическими чертами, свойственными лишь данному виду рынка и отличающими его от других.
Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения продукции (товаров, работ, услуг) и характеризующаяся свободой хозяйствующих субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов. продовольственного рынка и анализ среды в г. Владивостоке

Содержание

1. Теоретические основы рынка продовольственных товаров 3
2. Состояние и тенденции развития анализируемого рынка г. Владивостока…………………………………………………………………11
3. Анализ предложения на продовольственном рынке г. Владивостока………………………………………………………………….14
4. Анализ спроса на продовольственном рынке г. Владивостока……………17
Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

итоговое задание, Тюшина Дарья.docx

— 56.03 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

 

 


 

ШКОЛА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА


Кафедра маркетинга и коммерции

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюшина Дарья Николаевна

 

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА РОЗНИЧНЫХ  ПРОДАЖ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ  Г. ВЛАДИВОСТОКА


 

ИТОГОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»

Специальность «Маркетинг»

 

 

Студентка группы С 1508мт

                                                                            


 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Владивосток

2012

Оглавление

1. Теоретические основы рынка продовольственных товаров  3

2. Состояние     и    тенденции   развития   анализируемого   рынка                   г. Владивостока…………………………………………………………………11

3. Анализ      предложения     на     продовольственном     рынке                        г. Владивостока………………………………………………………………….14

4. Анализ спроса на продовольственном рынке г. Владивостока……………17

Список использованных источников 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы рынка продовольственных  товаров

 

Продовольственный рынок  представляет собой неотъемлемую часть  категории «рынок» и обладает свойствами и связями, присущему  множеству социально – экономических  явлений, которые составляют сущность рынка. Продовольственный рынок  является рынком потребительских товаров  и наделен специфическими чертами, свойственными лишь данному виду рынка и отличающими его от других.

Рынок - это система экономических  отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения  продукции (товаров, работ, услуг) и  характеризующаяся свободой хозяйствующих  субъектов в выборе покупателей, продавцов, определении цен, формировании и использовании источников ресурсов.

Продовольственный товар - это  продукт, позволяющий удовлетворить  физиологическую потребность человека в жизненной энергии, а также  незаменимых веществах, что необходимо для обеспечения нормального  функционирования его организма.

Рынок продовольственных  товаров - это целостная динамическая система рационального формирования и распределения продовольственных  ресурсов первичной и вторичной  переработки, обеспечивающая взаимодействие производителей и потребителей в  установлении объемов и структуры  производства, а также достижение и поддержание необходимых качества и цены продукции.

С позиций потребителя  продовольственные товары – это  не только совокупные продукты, предлагаемые сельским хозяйством, пищевой промышленностью  и крупно - торговой торговлей, сколько  товары розничной (мелкооптовой) торговли и общественного питания. Иначе  говоря, для потребителя продовольственный  рынок – это рынок продуктов, которые можно употребить в пищу, вне зависимости от товаропроизводящей отрасли, но в зависимости от качества и цены.

Продовольственный рынок  включает в себя только ту часть  продукции, которая идет непосредственно  в личное потребление населения, продовольственный рынок как  система включает только отрасли, связанные  с производством и реализацией  продовольствия, специализируясь прежде всего на удовлетворении потребностей населения. По натурально-вещественному составу конечный продукт продовольственного рынка включает часть сельскохозяйственного сырья, поступающего в личное потребление, продукцию отраслей пищевой промышленности, «продукцию общественного питания», а также продукцию оптовой и розничной торговли, полученную не только крупными и мелкими производителями различных форм собственности на внутреннем рынке, но и (что особенно актуально для России в настоящее время) – продукцию внешнего рынка, то есть импортные продовольственные товары. Продовольственный рынок специализируется на сложной градации конечного продукта, которая обусловлена способами технологического воздействия на продовольственное сырье и степенью готовности к непосредственному употреблению. Продовольственный рынок территориально максимально приближен к конечному потребителю. Продовольственный рынок является не только экономической, но и социальной категорией, поскольку объектом его внимания является индивидуальная группа потребителей, человеческие потребности в продуктах питания [2].

В соответствии с вышеизложенным полагается, что структурно продовольственный рынок состоит из продукции сельскохозяйственного производства и заготовителей природных ресурсов, продукции перерабатывающих производств и общественного питания, а также продукции оптовой и розничной торговли, поставляющей на рынок продовольственные товары внутреннего и внешнего рынка. Представленная на рисунке 1.2 структура продовольственного рынка подразделяет предложенные для индивидуального потребления продовольственные товары в соответствии с отраслями национальной экономики, указанными выше, товароведной характеристикой (продукты животного и растительного происхождения) и  со стадиями технологической обработки пищевого сырья (сырье, полуфабрикаты и готовая к употреблению продукция).




 


 

 


 

 

 

 

 


 






 

 

 


 

 

Рисунок 1.2 – Структура  продовольственного рынка

Таким образом, продовольственный  рынок является важной составной  частью агропромышленного комплекса, представляющей собой самостоятельную  систему в процессе общественного  воспроизводства, в которой обмен  продовольственными товарами выступает  как опосредующий момент между производством  сельскохозяйственного сырья и  заготовки природных ресурсов, переработкой продовольственного сырья и обусловленным  ими  распределением, с одной стороны, и индивидуальным потреблением продовольственной  продукции, - с другой [1].

Размежевание деятельности отраслей национального аграрно-промышленного  комплекса обусловлено прежде всего необходимостью общественного разделения труда, исходя из особенностей потребительских свойств продовольственных товаров, характера из производства, распределения и потребления. Как потребительные стоимости продукты труда сельскохозяйственных производителей, заготовителей природных ресурсов, переработчиков продовольственного сырья, а также работников торговли и общественного питания могут выступать в форме сырья, полуфабрикатов или готовой к употреблению продукции, а также служить удовлетворению личных, индивидуальных потребностей.

Рынок продовольственных  товаров имеет несколько уровней. Он может быть локальным - для хлебопродуктов, свежего молока, цельномолочной продукции; региональным - для мясопродуктов, овощей и фруктов; национальным - для консервов  и импортного продовольствия.

В развитых странах рынок  продовольствия представлен относительно большим числом фирм с высокой  товарной дифференциацией. При этом четко выделяется группа фирм, занимающая доминирующее положение, Наряду с ценовой на рынке продовольствия большое значение имеет неценовая конкуренция, которую характеризуют интенсивная реклама, товарная дифференциация, а также улучшенные качество товаров и услуг.

Рынок продовольственных  товаров как система хозяйствования выполняет конкретные функции (рисунок 1.2).


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 



 

 

 

Рисунок 1.2 – Функции рынка  продовольственных товаров

Исходя из терминологического уточнения категории «продовольственный рынок», необходимо подчеркнуть его  своеобразие и специфику в  системе потребительских рынков, заключается она в следующем:

  1. продовольственный рынок по своей структуре представлен преимущественно товарами первой необходимости, удовлетворяющими в первую очередь физиологическую потребность в питании. Предметы роскоши и престижа на рынке продовольственных товаров представлены не так явно и в меньшем объеме, чем на рынке непродовольственных товаров;
  2. характер потребления товаров продовольственного рынка в меньшей степени подвержен влиянию моды и больше обусловлен спецификой климатогеографических условий региона и национальными традициями населения, чем товары других потребительских рынков;
  3. объем потребления продовольственных товаров ограничивается не только нормативами рационального питания и культурой потребления данного общества, сколько лимитированными физиологическими возможностями человека потреблять пищевые продукты. Напротив, объем непродовольственных потребительских товаров ограничивается лишь денежными средствами и системой ценностей индивида;
  4. спрос на товары потребительских рынков подчиняется общим закономерностям, но, тем не менее, спрос на продовольствие имеет свои особенности, отличия, обусловленные товароведной характеристикой продуктов, спецификой их потребления и индивидуальными особенностями потребителя;
  5. товары продовольственного рынка максимально приближены к потребителю и реализуются основную часть суток или круглосуточно, в отличие от товаров других потребительских рынков, как правило, более удаленных от мест потребления и реализуемых в более короткое, фиксированное время в течение суток;
  6. продовольственный рынок является не только экономической, но и политической категорией, поскольку представляет собой отрасль национального хозяйства, отвечающую за  продовольственную безопасность страны продовольственными ресурсами, либо ее зависимость в этом вопросе от других стран [6].

Таким образом, резюмируя  вышеизложенное, необходимо констатировать следующее. Продовольственный рынок  есть социально- экономическая категория, являющаяся самостоятельной отраслью и в то же время – частью национального  агропромышленного комплекса (определенным товарным сегментом потребительского рынка), представляющая собой все  совокупное предложение продовольственных  товаров в данном регионе и  в данное время, предъявленное индивидуальному  потребителю для личного потребления.

Региональный рынок продовольственных  товаров служит воспроизводству  территориальных продовольственных  ресурсов, а также формирует базу для регионального и межрегионального обмена продовольственными товарами.

Региональный продовольственный  рынок развивается в результате взаимодействия нескольких групп экономических  субъектов:

1) субъекты в сфере  сельского хозяйства, формирующие  предложение продуктов питания,  производимых в сельскохозяйственных  предприятиях, фермерских и личных  подсобных хозяйствах;

2) субъекты в сфере  перерабатывающей промышленности, формирующие предложение продовольственных  товаров после промышленной переработки  продовольственного сырья;

3) субъекты в сфере  рыночной инфраструктуры, формирующие  процессы заготовки, транспортировки,  хранения и реализации продовольствия.

Ведущую роль в продуктовой  цепочке "производство исходного  сырья – переработка – реализация" играет аграрный сектор, который формирует  объем и ассортимент ресурсного потенциала продовольственного рынка.

В условиях отказа от сплошного  государственного планирования агропромышленного  производства наиболее действенным  инструментом его государственного регулирования становятся целевые  комплексные программы, охватывающие как собственно производство, так  и другие сферы продовольственного хозяйства, а также различные  стороны производственных отношений. Такой программой может быть прежде всего программа становления продовольственного рынка России или отдельного региона.

В ней должны предусматриваться  мероприятия по созданию определенного  уровня предложения сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, мероприятия  по созданию рыночной инфраструктуры, по поддержанию достаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровня гарантированных цен, решение  экологических проблем и другие мероприятия, проведение которых необходимо для организации нормального  функционирования продовольственного рынка. В программе предусматриваются  объемы государственного бюджетного финансирования, а также различные льготы и  стимулы, предоставляемые участникам программы.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения  конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия для поддержания  доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Информация о работе Исследование рынка розничных продаж продовольственных товаров г. Владивостока