Исследование рынка туристических услуг на примере региона Кавказских Минеральных Вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Описание

Целью исследования является – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед тур. фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ
1.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
1.3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТОВЛЯЮЩИХ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
2.1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
2.2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА
2.3 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ
ГЛАВА 3. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ — ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАРКЕТИНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

маркетинг туризма.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

    ·        эластичностью: индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью: отдаленностью по времени и месту от туристического предложения;

    ·        туристическое предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристические услуги); высокая фондоемкость отрасли; низкая эластичность; комплексность.

  Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристического рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.

  С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата), выделяют рынки:

    ·        пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков или в выходные дни);

    ·        внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);

    ·        внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);

    ·        международного туризма (поездки за пределы страны).

  С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:

·                       целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;

·                       бесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;

·                       основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;

·                       дополнительный, продажа некоторого объема услуг;

·                       растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

·                       прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.

  К примеру, потенциальный рынок региона КМВ составляет 10 % жителей. В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристических услуг. Между тем, одного лишь желания явно недостаточно. Необходимо располагать средствами для покупки. Платежеспособные же потребители должны иметь доступ к туристическим услугам, способным удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемомдействительном рынке.

  Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристических услугахнеквалифицированном рынке. Последний в моем примере (см. Приложение рис.1.) составляет 20 %  потенциального рынка или 50 % действительного.

  Предприятие активно обслуживает 10 % потребителей потенциального рынка, нашего региона, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе и конкурирующими фирмами.

  Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. В моем примере они составляют лишь 5 % потенциального и 50 % обслуживаемого рынка.

  Подобная  классификация полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенной  размерами продаж, фирма рассматривает  перспективы и выбирает инструменты  расширения рынка и, прежде всего за счет обслуживаемой его части.

      Пробиться и укрепиться на рынке для каждой фирмы – задача номер один. Для  обеспечения продвижения товаров  к потребителю немалую роль играетсегментирование рынка, то есть деление большого числа потребителей на более мелкие группы, которым свойственны какие – то общие характеристики, тип поведения, запросы или нужды (см. Приложение рис.3-4)

     Цель  исследования рыночного сегмента состоит  в оценке существующей ситуации и  разработке прогноза развития рынка. Сегментация дает возможность:

      ¨     более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов;

      ¨     определить преимущества и слабости фирмы в борьбе за освоение данного рынка;

      ¨     более четко поставить цели и прогнозировать возможности успешного проведения маркетинговой программы.

     Общая цель исследования рынка состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристических  услугах, и создаются предпосылки  для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложения на туристические услуги, т.е. конъюнктуры рынка.

  Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры  предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка.

   Цель  анализа конъюнктурной информации — выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка.

  С помощью рассмотренных показателей  можно дать оценку уровню конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала (таб. 1.).

Таб. 1..Оценка конкурентоспособности предприятия по показателю доли рынка  

Оценка  рыночной доли  Критерии  оценки 
Высокая рыночная доля  Доля предприятия находится на уровне или превышает рыночную долю двух-трех крупнейших конкурентов  
Средняя рыночная доля  Доля предприятия  равна средней доле ведущих конкурентов  
Пониженная  рыночная доля  Доля предприятия  несколько ниже доли ведущих конкурентов  
Низкая  рыночная доля  Доля предприятия  значительно ниже доли ведущих конкурентов  

  Очевидно, что с ростом рыночной доли позиции  предприятия выглядят все более  устойчивыми. Дело в том, что доля фирмы на рынке наибольшим образом влияет на норму получаемой прибыли.

2.2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

  Успех коммерческой деятельности на рынке  туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристическим продуктом. Термин "продукт" отражает качество или суть конкретных и абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристический продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:

·              природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить его совершить путешествие;

·              оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию;

·              возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.

  Туристический продукт городов - курортов — это  результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз  и нацелен на изучение совокупного  продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также ин формационные связи, необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большей прибыли производителями.

  При анализе туристического продукта необходимо получить ясный ответ на вопрос: "Что в действительности будет  покупать турист?" Ведь до определенного момента туристический продукт не имеет для потребителя абсолютно никакой ценности. Люди приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять определенную человеческую потребность.

  Как известно туристический продукт — это любая услуга, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая оплате с их стороны. На практике действует понятие основных и дополнительных услуг. Однако с точки зрения потребительских свойств, каких-либо существенных различий между ними нет. Так, включенные в комплексное обслуживание экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся дополнительными.

  Таким образом, разница между основными  и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу туристических услуг.

  Основным  туристическим продуктом в практической деятельности является комплексное обслуживание — стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете" (пэкидж-туры).

  В регионе Кавказских Минеральных  Вод подкрепление туристического продукта в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов. Так, качество обслуживания определяется:

·                    оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов;

·                    вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников туристической фирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута;

·                    соответствием предлагаемого тура реальному содержанию;

·                    наличием согласования всех составных частей комплексного обслуживания.

     Скорость  обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента;

·                    сроками подбора маршрута;

·                    сроками оформления необходимых документов (загранпаспорта, виз, билетов и пр.);

·                    сроками получения справочной информации. Несмотря на то, что информационные услуги предоставляются бесплатно, именно благодаря им туристические фирмы в значительной степени обеспечивают реализацию своего туристического продукта.

  Для информирования гостей и отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах  обычно используются заранее подготовленные каталоги, проспекты, брошюры, информационные листы, в которых содержатся подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т.д. Эти материалы  предоставляются каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель  получает дополнительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изменения и аннуляции тура, а также обо всех других вопросах (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т.д.), связанных с туристической поездкой.

Информация о работе Исследование рынка туристических услуг на примере региона Кавказских Минеральных Вод