Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа
Мир бизнеса развивается сегодня стремительнее, чем когда-либо. Лидерства можно достичь, лишь обладая глубокой теоретической подготовкой, исключительными коммуникационными способностями и творчески используя открывающиеся возможности. Этого невозможно добиться, не имея достоверной информации. Поэтому сегодня решающим фактором успеха в бизнесе является эффективное применение информации, полученной в ходе маркетинговых исследований.
Данная таблица 2.1.1. «Производство СУГ на ГПЗ по компаниям» показывает, что лидирующие позиции по производству сжиженных углеводородов занимает Тобольск-Нефтехим (ОАО «Сибур-Холдинг») (285 тыс.тонн), потом Сосногорский ГПЗ (ОАО «Газпром») ( 249 тыс. тонн), а Локосовский ГПЗ (НК «ЛУКОИЛ») находиться на третьем месте с объёмом производства 196 тыс.тонн, затем идет Сургутское УПГ (ОАО «Сургутнефтегаз»)
На основе данных таблицы 2.1.1 был рассчитан средний объем реализации газа, путем усреднения количества проектов полной разработки месторождения на базе исследуемых компаний. Исходя, из полученных результатов была определена рыночная доля каждого предприятия. Расчет количественных показателей представлен в таблице 2.1. Исходя из данных можно сделать вывод, что данный рынок высоко концентрированный и на момент оценки имеющий слабую конкурентную среду, но не смотря на это для повышения эффективности функционирования каждое предприятие должно вести «агрессивную борьбу за потребителя».
Таблица 2.1.2
Расчет количественных показателей структуры рынка
Компании |
Средний объем реализации продукции, тыс. тонн в год. |
Доля каждой фирмы, % |
ОАО «Сибур Холдинг» Тобольск-Нефтехим |
248 |
29 |
ООО «Газпром» Сосногорский ГПЗ |
285 |
33 |
ОАО «НК «ЛУКОИЛ» Локосовский ГПЗ |
196 |
23 |
ОАО «Сургутнефтегаз» Сургутское УПГ |
128 |
15 |
Итог |
857 |
100 |
В современных условиях оценка ситуации,
сложившейся на рынке реализации
СУГ, должна базироваться на результатах
маркетинговых исследований, позволяющих
определять потенциал
Рисунок 2.1.1.
Рыночная доля газоперерабатывающих заводов Тюменской области.
Как видно из рисунка 2.1.1. самые сильные позиции по поставкам Сжиженных газов на внутренний рынок имеет Сосногорсское ГПЗ (около 33%), затем идут Тобольск-Нефтехим (около 29%) и Сургутское УПГ (15%). Что же касается Локосоввского ГПЗ, то предприятие поставляет сжиженные газы на внутренний рынок примерно 23%, что является не плохим показателем.
Назревшая
потребность или осознанная необходимость
в маркетинге данного товара
свидетельствует о несомненной
актуальности и злободневности исследований
в данной области. В частности, сконцентрировав
усилия на проблемах
Также целесообразно спрогнозировать спрос на сжиженные газы с основными конкурентами Локосовского завода на основе данных объёмов продаж. В таблице 2.1.3. представлены данные объема продаж СУГ с 2004 по 2011 год.
Таблица 2.1.3.
Реализация сжиженных углеводородов, тыс. тонн.
Компания |
Год | |||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Сосногорский ГПЗ |
179 |
182 |
186 |
188 |
192 |
195 |
197 |
204 |
Тобольск-Нефтехим |
228 |
239 |
246 |
253 |
267 |
278 |
284 |
293 |
Локосовский ГПЗ |
133 |
148 |
153 |
164 |
175 |
187 |
197 |
204 |
Сургутский УПГ |
98 |
109 |
117 |
121 |
129 |
134 |
142 |
152 |
На основе данных таблицы 2.1.2. выберем математическую модель, наиболее точно описывающую изменение спроса на СУГ. На основе подбора модели с наибольшим коэффициентом аппроксимации, лучшей математической моделью является логарифмическая с уравнением пятой степени точности. Ниже представлены линии тренда, описывающие спрос на сжиженный газ.
Рис. 2.1.3 Построение линии тренда, описывающей спрос на СУГ Сосногорский ГПЗ.
Рис. 2.1.4. Построение линии тренда, описывающей спрос на СУГ Тобольск-Нефтехим.
Рис. 2.1.5. Построение линии тренда, описывающей спрос на
СУГ Локосовское ГПЗ
Рис. 2.1.6. Построение линии тренда, описывающей спрос на СУГ Сургутский УПГ
Для созданных моделей
В таблице 2.1.3. представлен прогнозируемый объём продаж на СУГ по заводам.
Таблица 2.1.3.
Объём продаж на СУГ по заводам, тыс.тонн
Копании |
Год | |
2012 |
2013 | |
«Сосногорский ГПЗ» |
285,34 |
297,12 |
«Тобольск-Нефтехим» |
299,61 |
312,34 |
«Локосовское ГПЗ» |
216,43 |
223,76 |
«Сургутское УПГ» |
714,3757 |
794,28 |
Как видно из таблицы спрос продаж СУГ ОАО «Локосовское ГПЗ» с каждым годом растёт, но по сравнению с конкурентами компания не занимает лидирующее место по продажам сжиженных газов. Руководство компании ОАО «Локосовское ГПЗ» необходимо задуматься о принятие решения в области конкурентоспособности.
Как было раньше отмечено, российский рынок СУГ монополизирован ВИНК, которые занимают определенные сегмент, вследствие чего структура поставок фактически не меняется.
Структура поставок СУГ по Тюменской области компаниями.
Рис 2.1.7. Структура поставок СУГ по Тюменской области по компаниям-поставщикам,%
Как видно из рисунка 2.1.7. самые сильные позиции по поставкам СУГ на внутренний рынок имеет Тобольск-Нефтехим (около 35%), затем идут Сосногорский ГПЗ(около 25%), что же касается Локосовского ГПЗ, то предприятие поставляет СУГ на внутренний рынок примерно 23%.
Основной
объем потребления сжиженного газа приходится
на сельскую местность и населенные пункты
городского типа с населением не выше
80 тыс. человек. Республика Алтай, Республика
Бурятия, Республика Тыва, Республика
Хакасия, Красноярский и Приморский края,
Еврейская автономная область, Амурская,
Мурманская и Читинская области используют
только сжиженный газ (газификация природным
газом отсутствует).
В последние годы
возросло использование сжиженного газа
в качестве автомобильного топлива, однако
в общем объеме потребления сжиженного
газа это направление пока не достаточно
развито.
Проанализировав объём производства СУГ, долю на рынке по производству, структуру поставок и потребления из этого следует что Локосовский ГПЗ занимает не самые низкие позиции среди остальных заводов области.
При определении позиции продукта на рынке часто используют метод построения карты позиционирования в виде двухмерной матрицы, в который представлены продукты конкурирующих фирм.
высокое
Качество
низкое
высокая
Рис. 2.1.4. Карта позиционирования конкурирующих компаний по качеству и цене изобутана, руб/л.
На данной карте видно, что самый высококонкурентные и по приемлемой цене изобутан производит «Тобольск-Нефтехим», у него самая низкая цена 16,40рублей за один литр и по данным опроса потребителей СУГ компании являются самыми качественным по сравнению с другими сжиженными углеводородами. Следом идёт изобутан «Сургутского УПГ», его цена 17,80рублей за один литр и по опросам потребителей газ компании является тоже высоким по качеству. На третьем месте находиться «Сосногорский ГПЗ», цена на газ 18,7рублей за один литр и газ компании уже среднего качества.
У «Локосовского ГПЗ» цена на изобутан самая высокая по сравнению с другими компаниями, она равна 19,5рублей за один литр и качество выпускаемого бензина высокое.
высокое
Качество
низкое
Рис. 2.1.5. Карта позиционирования конкурирующих компаний по качеству и цене пропана,руб/л.
На данной карте другая ситуация лидирующее позицию занимает «Сургутское УПГ», он производит высококачественный пропан и его цена за один литр равна 14.6 рубля. Затем идёт «Тобольск-Нефтехим» по опросам потребителей у него тоже высококачественный пропан и его цена за один литр равна 15,5 рубля. На третьем месте находиться «Сосногорский ГПЗ», цена на пропан 15,6рублей за один литр и пропан уже среднего качества.
Что касается «Локосовского ГПЗ» у него качество пропана высокое, но т. к цена на пропан самая высокая по сравнению с другими компаниями, она равна 16,1рублей за один литр и поэтому потребители предпочитают пропан компании высокого качества, но по приемлемой цене.