Итоги и перспективы экономических реформ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Почти 75 лет Россия жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине.

Содержание

Введение
1. Начало реформ
2. Российская приватизационная модель
3. Формирование рыночного механизма
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

макроэконом.docx

— 40.78 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Российский  государственный торгово-экономический  университет»

Казанский институт (филиал)

     

 

                                                                                 Шифр Э-

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

на тему:

«Итоги и перспективы экономических реформ в России»

 

 

Работа выполнена:

студентом (-кой) 2 курса группы 441

заочного отделения специальности «Финансы и кредит»

Быковой Аллой Валерьевной

 

Руководитель:

Брысаев Аркадий Сергеевич

 

 

 

Отметка о допуске к  защите ________________

 

«___»________________201__г.

 

Содержание

Введение

1. Начало реформ

2. Российская приватизационная  модель

3. Формирование рыночного  механизма

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформы (от лат. reform ape - преобразовать) проводили все народы и во все времена. Экономическая реформа - это такое преобразование в государственном устройстве и в политике, которое неизбежно ведёт к изменениям в экономическом поведении хозяйствующих субъектов и к переустройству хозяйственных структур.

Существуют специфические  проблемы в области перехода к  рынку: очень трудно переходить к  рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Почти 75 лет Россия жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной  идеологии. Предполагалось, что это  даст возможность существованию  огромной очень централизованной государственной  машине. Любая другая форма экономической  деятельности, кроме работы на государственном  предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная  экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью  за труд людей и их инициативу. Система  распределения продукции не могла  стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала система распределения  потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что  такая система ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности реагировать на потребительский  спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала  по большей части продукцию, которая  не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей. Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого  эффективного механизма регулирования  и контроля не было. Это привело  к необходимости реформирования экономики путем рыночных реформ с целью внедрения рыночной экономики.

Экономическая реформа приватизация Россия.

Целями экономических  преобразований, начатых в России после 1990 г., были:

· формирование рыночной структуры  хозяйства, т.е. развитие рынка товаров  и услуг, создание фондового и  валютного рынков, рынка труда  и других институтов, свойственных смешанной экономике;

· либерализация цен и  формирование на этой основе совокупного  спроса и совокупного предложения  на макроэкономическом уровне как условия  функционирования рыночного механизма;

· макроэкономическая стабилизация на рыночной основе путём жёсткой  кредитно - денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

· разгосударствление экономики, т.е. переход от централизованного  регулирования в его абсолютном выражении к сочетанию рыночных и институциональных регуляторов;

· изменения в отношениях собственности и узаконивание всех её форм, т.е. переход к полиморфизму;

· аграрные преобразования, предполагающие использование различных  форм собственности и землепользования в сельском хозяйстве;

· разработка мероприятий  по социальной защите населения в  условиях перехода от централизованно - государственного регулирования к  рыночным формам хозяйствования;

· становление экономики  открытого типа, т.е. включение национального  хозяйства России в единую систему  мирового хозяйства.

 

Социально-экономическая  обстановка в России в самом начале 90-х годов XX века способствовала порождению иллюзий о лёгкости и целесообразности указанных выше целей.

Предметом исследования данной работы являются рыночные реформы в  России в 90-х годах двадцатого столетия. Объект исследования - экономические  события, имевшие место в России в конце 20 века.

 

 

 

 

 

 

1. Начало реформ

В 1990 г. ВВП России в сопоставимых ценах составил 97% по отношению к  предыдущему году, в 1991 г. - 95% по отношению  к 1990г. Российский статистический ежегодник: Официальное издание. - М.: Госкомстата  РФ 1996. - С.285 В этих условиях в начале 90-х годов многим указанные выше цели экономических преобразований казались близкими и легко реализуемыми.

У Е.Т. Гайдара и его  команды, которым неожиданно пришлось взять в руки "кормило" находившейся в тяжелейшем состоянии российской экономики, не было времени для теоретической  проработки нового курса реформ. Даже созданный в то время Рабочий  центр экономических реформ при  Правительстве Российской Федерации  был вынужден заниматься в большей  мере оперативными вопросами реформирования, чем обоснованием его стратегии.

Главенствующие ориентиры  движения по столбовой дороге реформ были ясны правительству заранее: либерализация  цен, разгосударствление экономики  и приватизация государственной  собственности, децентрализация управления, отказ от директивного центрального планирования и переход к государственному регулированию экономики, создание двухуровневой банковской системы, преодоление политики дешёвых кредитов, осуществление структурной перестройки  в пользу отраслей производящих потребительские  товары, конверсия военного производства, преобразование организационных структур управления отраслями и предприятиями, всемерное способствование предпринимательству. Времени на все эти преобразования отводилось немного, прежде всего потому, что трансформацию сложившихся в советский период и частично разрушенных в процессе перестройки форм хозяйствования приходилось проводить при начавшемся и углубляющемся спаде, в условиях наступившего острого экономического кризиса. Надо также иметь в виду, что экономические реформы должны были обладать скоростью, достаточной, чтобы сделать процесс рыночных преобразований необратимым, не допускающим возврата к экономике советского типа. За гайдаровскими реформами закрепилось название "шоковая терапия", что не совсем точно. Даже либерализация цен в декабре 1990 - январе 1991 года не была единовременной, одномоментной. Цены на топливо - энергетические ресурсы, коммунальные услуги, плата за проезд в транспорте, оплата жилья гражданами длительное время, в течение года и более сдерживались государством, по сути, были, а кое в чём и остались государственно регулируемыми. В отличие от предыдущих реформаторов конструкторы нового варианта рыночных преобразований понимали, что столь глубокие перемены невозможны без последующего длительного периода экономического спада и снижения уровня жизни.

Среди экономистов были распространены иллюзии о возможности быстрого решения всех поставленных задач. Примером подобного подхода могла бы служить  Программа перехода к рынку за 500 дней. Суть Программы заключалась в том, что за первые 100 дней предлагалось реализовать программу чрезвычайных мер, в 100-й - 250-й дни провести либерализацию цен и жёсткие финансовые ограничения, в 250-й - 400-й дни стабилизировать рынок, а в 400-й - 500-й дни ожидалось начало подъёма.20 июля 1990 года Правительство России опубликовало эту программу "500 дней" как руководство к действию. Впервые официально были провозглашены шоковый переход к рыночной экономике, приватизация государственной собственности и освобождение цен от государственного контроля 500 дней (1 ноября 1990 г. - 14 марта 1992 г.). «Переход к рынку». - М.: Госполитиздат, 1990. - С.1520. Её подлинные цели имели скрытую, завуалированную форму. Со времени опубликования этой Программы прошло почти полтора десятилетия. Программы "500 дней" ныне уже не кажутся легко и быстро достижимыми. Экономический романтизм прошёл. Жизнь оказалась более суровой.

Итоги и последствия экономических  преобразований в России убедительно  доказали, что следует чётко различать  цели этих преобразований и методы их реализации.

Залог успеха экономических  реформ - в самой концепции этих преобразований, в их качественной определённости и направленности. Полное пренебрежение национально - государственными интересами России и презрительное  отношение к её самобытности стало  нормой экономических преобразований, проводившихся в 90-е годы XX века.

 

 

 

 

 

2. Российская приватизационная  модель

Особое внимание в процессе экономических преобразований в  России уделялось приватизации - передаче имущества, находящегося в государственной  собственности, в частную собственность. Организатором приватизации выступал Государственный комитет имущества  РФ, продавцом - Фонд федерального имущества, покупателями - юридические и физические лица. Основным способом приватизации государственных предприятий в 1993 - 1997 годах было акционирование, которое  в свою очередь имело три варианта, различающихся условиями предоставления льгот трудовым коллективам. Источниками  финансовых средств при приватизации стали приватизационные чеки (ваучеры) и личные сбережения населения. С 1998 года основным способом приватизации стала продажа имущества на аукционе и конкурсе.

В связи с этим приватизация государственного и муниципального имущества в России - это возмездное отчуждение находящегося в собственности  РФ, субъектов РФ или муниципальных  образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и  юридических лиц.

По способам отчуждения российская приватизация прошла три этапа своего развития:

ваучерный (чековый);

денежный (послечековый);

залоговый.

Первый этап стал символом общенародного обмана: миллионы людей  собственниками не стали. Миллионы владельцев ваучеров заплативших за каждый сертификат 25 рублей по курсу 1991 года, в условиях невыплаты заработной платы и  гиперинфляции стали их продавать  по инфляционным ценам 1992 - 1997 годов. Это  материальная подготовка к сосредоточению ресурсов в руках будущих олигархов - пока ещё частных собственников.

Второй денежный этап преподносился  как фильтр, который обеспечит  приток "стратегических" инвесторов. Инвесторами, тем более стратегическими, новые собственники не стали, но зато стали собственниками бывших государственных, а теперь частных предприятий.

Теперь надо было выделить из новых собственников особо  богатую прослойку. Третий залоговый  этап стал уникальной формой распродажи за бесценок самых крупных отечественных предприятий новоявленным олигархам. Всего за 1993 - 2002 годы изменили форму собственности, а точнее были приватизированы 140,3 тыс. предприятий (объектов). Наиболее интенсивно процесс приватизации шёл в 1993 году, когда было приватизировано 42924 предприятия, и в 1994 году, когда было приватизировано 21905 предприятий. Иными словами, за 2 года были обращены в частную собственность 46% всех предприятий, изменивших форму собственности в 1993 - 2002 годах. Российский статистический ежегодник: Госкомстат России. - М.,2003. - С.330

В целом динамика процесса приватизации в России в 1993 - 2002 годах  представлена в таблице №1.

 Таблица №1

Структура приватизированных  предприятий по способам приватизации в 1993 - 2002 годах Там же. - С.330.

        1993   1994   1995   1996   1997   1998   2000   2002 

1                                                                                                                      2          3            4        5          6           7         8         9

Число предприятий приватизированных - всего                                    42924   21905   10152   4997   2743   2129    2274   2557 

Структура приватизированных предприятий  по способам                              100        100      100     100    100     100     100     100   

приватизации в процентах к итогу:

-акционирование                                                                                                     31,1      44,8     27,7     22,5    18,1     0,9     0,3     0,6 

-продажа имущества на аукционах  и коммерческом конкурсе                      36,7       28,4      20,1    12,8    15,1   76,1   73,0   61,4 

-выкуп арендованного имущества                                                              29,5       20,8      29,8     32,1    14,6    7,1   18,0    32,9 

-другие формы                                                                                                      2,7 6,0     22,4     32,6    52,2   15,9 8,7     5,1 

 

Данные таблицы №1 показывают, что после 1997 года формы приватизации круто изменяются: акционирование уступает место продаже государственного и муниципального имущества на аукционах  и коммерческих конкурсах; значительную роль начинает выполнять продажа  и перепродажа акций открытых акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации. Организаторы приватизации ставили перед этим процессом следующие цели: развитие национального рынка, стимулирование предпринимательства, формирование слоя частных собственников - предпринимателей, повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды, демонополизация экономики, привлечение  иностранных инвестиций, социальная защита населения за счёт средств  и продажи предприятий и их имущества. Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые на неё возлагались. И это не случайно. Неудачи в процессе преобразования отношений собственности закономерно проистекали из особенностей российской приватизации.

Во-первых, преобразование отношений  собственности в России идёт только в одном направлении - государственная  форма превращается в частную. Коллективные формы собственности игнорируются. В результате громадная дол общенародной собственности стала служить частным корыстным интересам.

Во-вторых, итоги приватизации не оправдали надежд, которые возлагались  на неё в трудовых коллективах  предприятий. Решения о приватизации принимались не демократично, а директивно, т.е. не трудовыми коллективами, которые  хорошо знали специфику своего предприятия, а Госкомимуществом. Быстрая концентрация капитала в руках немногих олигархов  породила в России новую социальную деформированность: основная масса населения оказалась отторгнутой от реального государственного имущества. Экономическое отчуждение на приватизируемых предприятиях усилилось: коллективы этих предприятий не осознают себя собственниками.

В-третьих, российская модель приватизации совершенно не учитывала  экономическую и социальную эффективность  деятельности приватизируемых предприятий. Приоритетность социально - политических целей над экономическими была очевидной. Инициаторов приватизации не смущали резкий спад производства, банкротство и разорение предприятий. В России забыто основное правило изменения в отношениях собственности: и приватизация, и национализация - не самоцель, а средство повышения экономической и социальной эффективности производства.

Информация о работе Итоги и перспективы экономических реформ в России