Итоги и перспективы экономических реформ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание

Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Почти 75 лет Россия жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине.

Содержание

Введение
1. Начало реформ
2. Российская приватизационная модель
3. Формирование рыночного механизма
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

макроэконом.docx

— 40.78 Кб (Скачать документ)

С точки зрения российских реалий безудержный рост цен и  инфляция во все годы реформ - явления  далеко не случайные в том смысле, что они порождены ложными  теоретическими посылками и ошибочными практическими действиями. В реальной жизни уровень и динамика цен  зависят от множества факторов, основными  из них являются: объём и динамика производства, уровень и динамика доходов населения, объём и динамика внешнеторгового оборота, уровень  и динамика инвестиций, состояние  бюджетного процесса и налоговой  системы. Катастрофическое падение  производства, вытеснение российских товаров импортными, низкий уровень жизни народа и усиление дифференциации в уровнях доходов различных слоёв населения - эти и многие факторы привели к тому, что чисто монетаристское воздействие на ценообразование очень быстро исчерпало себя: оно приглушило инфляцию в 1995 - 1997 годах, но не остановило её. Инфляция неудержимо развивается и в наши дни.

Сжатие денежной массы  привело к сокращению до минимума оборотных средств предприятий, что в свою очередь вызвало расцвет торговли на первобытной основе - натуральный обмен товара на товар. Бартер как понятие стал не менее ходовым словом, чем деньги. Он явился удобным средством ухода от налогообложения и формой криминального бизнеса. Денежный рынок в 90-е годы испытывал не меньше потрясения, чем товарный. Денежно - кредитная и финансовая политика государства трижды утраивала обвалы на денежном рынке: в 1992 году в инфляционном пожаре были уничтожены практически все личные сбережения населения; в 1995 году рухнули все частные финансовые пирамиды, значительная часть населения вновь оказались ограбленной; 17 августа 1998 года - новый острейший финансовый кризис, который нарушил все формы макроэкономического равновесия.

Проводившаяся в 1992-2002 годах  политика открытого национального  рынка России перед мировым рынком, политика свободной конвертируемости рубля на основе плавающего курса  валют привели к вытеснению с  национального рынка отечественных  товаров, сделали страну зависимой  от кредитов международных финансовых организаций, породили астрономический  государственной долг, практически  развалили рублёвое денежное обращение  внутри страны и вызвали колоссальный отток - настоящее бегство - капитала за границу.

Драматическую картину оттока капитала из России дополняет процесс  долларизации экономики внутри страны: возникло такое финансовое явление, когда население страны избавляется от рублёвой наличности, скупая на неё иностранную валюту, и, прежде всего доллары и евро. Самые приблизительные расчёты показывают, что к 2002 году объём наличной массы долларов внутри России превышал (и превышал значительно - в 5 - 6 раз!) объём наличной рублёвой массы небанковской системы (агрегат М - 0). Денежное обращение характеризуется следующими данными в таблице №4.

 Таблица №4

Денежное обращение в  Российской Федерации Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., - 2003. - С.554 (на начало года; млрд. руб. до1998 году - трлн. руб.)

Если предположить, что  на руках у населения России имеется 80 - 90 млрд. долларов, а наличные деньги внебанковской системы на 1 января 2003 года составили 763,3 млрд. рублей, то очевидно, долларовая масса превышала наличную рублёвую в 3,7 - 4,0 раза. Объём всей денежной массы (М-2) на 1 января 2003 года составил 2119,6 млрд. рублей; можно предположить, что рублёвый агрегат М-2 был более чем в 1,5 раза ниже долларовой массы. Совершенно очевидно, что интересы России требуют действенных мероприятий по укреплению рубля.

Общие выводы: формирования рыночного механизма в России не стимулирует экономический рост и повышение экономической и  социальной эффективности производства; в стране не используется в полной мере имеющийся производственный потенциал; идёт процесс разрушения самих материальных основ экономики страны; резко сократился государственный сектор экономики; идёт безудержный рост цен во всех секторах экономики; инфляция продолжается более 10 лет; в экономике страны господствуют корпорации, которые заинтересованы в росте цен, но не в экономическом росте производства; природная рента (прежде всего нефтяная и газовая) становится собственностью монополий, а не государства; продолжается отток российского капитала за границу; идёт процесс долларизации экономики внутри страны; рынок ценных бумаг практически разрушен после кризиса 1998 года; консолидированный бюджет государства занимает весьма незначительную роль в перераспределении ВВП; физический объём оборота розничной торговли и объём платных услуг населению за все годы реформы не достигли уровня 1990 года; растёт доля забракованных и фальсифицированных товаров; обострилась проблема защиты прав российских потребителей. Таковы некоторые итоги развития российского национального рынка в годы реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ознакомившись с экономической  политикой правительства России при переходе к рыночной экономике, можно сделать вывод, что для  нормального функционирования современного российского рынка необходимы не только деньги, а, прежде всего, товары, цивилизованные участники рынка, действующие  в соответствии с установленными обществом правилами и нормами. Именно в их отсутствии и кроется, на мой взгляд, главная причина тяжелого экономического положения России. Именно на их создание и должна быть ориентирована экономическая стратегия всех экономических институтов рынка. Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. А пока что в результате рыночных реформ: сузилась сфера товарно-денежных отношений; получили развитие бартерные сделки, прямой продуктообмен; все больше распространение получают денежные суррогаты; государство теряет контроль над движением денежных средств, что приводит к массовому оттоку финансовых ресурсов из реального сектора экономики, во-первых, из страны, во-вторых. В стране создалась невозможная ни в какой экономике ситуация, при которой прибыли, в том числе небывалые в связи с удачной для России конъюнктурой на нефтяных рынках, а также амортизационные средства не направляются ни на развитие отечественной экономики, ни на повышение жизненного уровня трудящихся граждан. Таким образом, результаты рыночных реформ входят в противоречие с их целями. Вывод очевиден: рыночные реформы в России в конце 20 века осуществлялись без учета реальных общественных интересов и объективных закономерностей развития общества, без чего невозможна эффективная экономическая политика.

Начну с того, что для  рывка необходимо в первую очередь  обеспечить управляемость народным хозяйством. Разумеется, речь идет не о  возврате к жесткой административной системе. Ее время прошло. Но правительство  в любой стране располагает достаточно мощными рычагами регулирования  и управления, и все дело в умении и искусстве их применять. По моему мнению, экономика России в начале XXI в. в общих чертах должна быть: социально ориентированной, обеспечивающей высокий уровень и современное качество жизни населения, неуклонный рост его доходов за счет высокопроизводительного труда, таланта и предприимчивости, реальное воплощение принципов социальной справедливости; эффективной, опирающейся на новейшие научно-технические достижения и богатейший интеллектуальный потенциал России, его постоянное укрепление и развитие; при их здоровом, идущем на общую пользу соревновании. Могут быть и самые разнообразные смешанные формы собственности; рыночной в ее современных, цивилизованных формах, при гибком сочетании рыночных элементов с эффективными методами государственного регулирования и управления; включенной в мировое хозяйство в качестве равноправного члена, способного внести достойный вклад в его развитие на основе использования богатейшего научно-технического потенциала, высококлассных специалистов и природных ресурсов, но не в качестве сырьевого придатка мировой экономики.

Прогрессивный путь России в XXI столетии должен опираться не только на современную, нового качества экономику, но и на традиционные и качественно  новые черты всего российского  общественного и цивилизованного  организма. ХХ в. показал, что эффективное  экономическое развитие на базе передовых  технологий обязательно должно сочетаться с таким же, если не большим, ростом науки, культуры, образования, нравственности. Иначе человечество само обрекает себя на гибель в результате экологических, демографических, политических и прочих катастроф, приобретающих глобальный характер. Общество и народ нуждаются  в идее, ясной и благородной  цели, объединяющих большинство населения в совместном творчестве, труде и жизни.

Из сложившейся 10-летней ситуации есть только один выход: создавать  новый общественный строй, обеспечивающий возрождение и процветание России и ее народов. В его основе должно быть реальное народовластие, свобода, благополучие и безопасность каждого человека. Это будет строй социальной справедливости, при котором государство и отдельные личности не смогут господствовать над народом ни политически, ни экономически. Самыми уважаемыми в обществе станут те, кто создает материальные и духовные богатства страны, кто сочетает личные интересы с национальными и государственными. Такими в общих чертах видятся перспективы прогрессивного и своеобразного пути России в XXI столетии.

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Болотин Б. "Мировая  экономика за 100 лет" Статистическое  приложение // Мировая экономика  и международные отношения. - 2001г. - №9.

2) Думный В. "Экономические реформы в России и других странах с переходной экономикой: проблемы и перспективы", Финансовая академия при Правительстве РФ, 1994г.

3) Иохин В.Я. "Экономическая теория", Экономистъ, 2005г.

4) Козырев В.М. "Основы  современной экономики", Финансы  и статистика, 2005г.

5) Райзберг Б.А. "Курс экономики", ИНФРА, 2000г.

6) Российская газета. - 2002г. - 26 января

7) Российская газета. - 2002г. - 16 июня

8) Российская газета. - 2003г. - 30 декабря

9) Российский статистический  ежегодник, Госкомстат РФ, 1996г.

10) Российский статистический  ежегодник, Госкомстат РФ, 2001г.

11) Российский статистический  ежегодник, Госкомстат РФ, 2003г.

12) Статья с сайта с  Рыжковым Н.И. http://vasilievaa. narod.ru/ptpu/4_1_02. htm


Информация о работе Итоги и перспективы экономических реформ в России