Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:49, контрольная работа
Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Почти 75 лет Россия жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность существованию огромной очень централизованной государственной машине.
Введение
1. Начало реформ
2. Российская приватизационная модель
3. Формирование рыночного механизма
Заключение
Список литературы
В-четвёртых, в основу оценки
имущества приватизируемых
В-пятых, в России оказались
нарушенными принципы оптимального
сочетания в использовании всех
форм собственности - частной и государственной,
индивидуальной и коллективной, национально
- общенародной и смешанной. Сама по
себе приватизация в современных
условиях - это такое же объективно
необходимое экономическое
В результате приватизации
коренным образом изменилась структура
предприятий и организаций
Таблица №2
Число предприятий и организаций в Российской Федерации по формам собственности (на 1 января, в процентах к итогу) Российский статистический ежегодник: Стат.сб. Госкомстат России. - М.,2003. - С.315
Таким образом, 76,9% предприятий
и организаций России на 1 января
2003 года уже находились в частной
форме собственность, и только 4,1%
- в государственной. В абсолютной
величине эти 4,1% составляют всего 157 тыс.
предприятий и организаций, в
число которых входят предприятия
оборонного комплекса, институты, медицинские
учреждения и т.п. В этих условиях
21 декабря 2001 года объявляется широкомасштабная
программа дальнейшей приватизации
государственного и муниципального
имущества, рассчитанная на ближайшие
годы. Российская газета. - 2002. - 26 января.
- С. 3,4,5,6 В бюджеты 2002 и 2003 годов закладываются
громадные суммы доходов
В-шестых, в нашей экономической и социологической литературе приватизация рассматривается как важнейший источник доходной части государственного бюджета. По данным Министерства имущественных отношений, в 2001 году государство получило от приватизации и управления имуществом 40 млрд. руб., в 2002 году планировалось получить доходов 65 млрд. руб., а в 2003 году - 100 млрд. руб. имущественных доходов Российская газета. - 2002. - 16 июня. - С.1.
Говоря об имущественных
доходах, следует чётко различать
две качественно различных
а) это доходы от приватизации,
от продажи имущества
б) это доходы от управления государственным имуществом, прежде всего - арендная плата, прибыль и налоги с имущества.
Первый вид дохода - это плата за отчуждение имущества, плата за проданный товар. Этот акт предполагает смену собственника; это разовый невозобновляемый доход.
Второй вид имущественного дохода - это доход от управления имуществом, которое является собственностью государства. Преимущественно это доход арендного типа. Это постоянный и возобновляемый доход. Сюда же относится прибыль, образующаяся у государственных предприятий. Весь цивилизованный мир широко использует практику арендных отношений, и все государства мира используют эту практику с большой выгодой для себя.
В-седьмых, в России идёт
процесс приватизации природных, естественных
ресурсов. Уже полностью
В-восьмых, верховная власть России категорически против передела собственности, против пересмотра итогов приватизации. Однако в реальной жизни мы видим иную картину: сама частная собственность толкает новых владельцев предприятий и организаций к переделу собственности, захваченной у государства. Этот передел идёт с помощью людей в масках, с гранатой или с автоматом Калашникова в руках. Почти каждый день конкурирующие собственники отстреливают друг друга. Телохранитель, киллер и "крыша" стали самыми ходовыми словами у хозяев и героев нашего времени. Принцип: обогащайся, как умеешь! - стал нормой жизни для целого поколения людей современной России.
В-девятых, приватизация в
России стала принимать такие
формы, которые затрагивают
В-десятых, приватизация и вся экономическая реформа в целом не дала возможности решить главную социально - экономическую задачу - она не позволила повысить экономическую и социальную эффективность производства, она не дала возможности ускорить экономический рост. Средне годовые темпы прироста ВВП в 1991 - 2000 годы составили 3%, если брать весть мир в целом; развитые страны Запада в эти годы имели 2,2% прироста ВВП, в том числе США - 3%, развивающиеся страны - 5%, Азия - 6,6%, в том числе Китай - около 10%, России - минус 4,5% Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет. Статистическое приложение // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №9. - С.96. Следовательно, прирост ВВП России в 1999 году на 5,4%, 2000 году - 8,3% - это прирост на базе предельно низкого базового уровня. Кроме того, Госкомстат после 1999 года волевым порядком стал накидывать 230% неучтённого производства в теневой экономике, и падение ВВП сразу остановилось, более того, появился прирост!?
Между тем России нужны реальные, а не мифические, статистические приросты ВВП за счёт неучтенного теневого производства.
Для того чтобы Россия действительно вошла в группу высокоразвитых и динамично развивающихся стран, она должна иметь не менее 10% пророста ВВП в год и менее 17% прироста инвестиций в развитие реального производства. Для этих целей государство должно:
- всю природную ренту изымать в доход государства, т.е. централизовать её в государственном бюджете;
- всеми экономическими и административными средствами, не исключая насильственные, пресечь нелегальный вывоз капитала за границу;
- семи экономическими и административными средствами, включая дипломатические, обеспечить возврат вывезенного за границу капитала;
- вести реальную, а не косметическую монополию государства на производство и продажу всей алкогольной и подакцизной продукции;
- решительным образом опираться на закон в вопросах приватизации и в ряде случаев пойти на акты национализации, если того требует интересы национальной безопасности государства;
- самоустранение государства от регулирования экономических процессов следует признать ошибочным, экономически и социально несостоятельным.
Общий вывод по проблеме приватизации состоит в следующем: от шоковой крайности правого уклона - стремлению передать все средства производства в частную собственность - необходимо перейти к рациональному использованию всех форм собственности. При этом государственная форма собственности не может быть изгоем. Более того, будущее России - её экономический рост, экономическая эффективность производства, национальная безопасность страны - в руках государства! Таково объективное требование экономического и социального развития современной России.
3. Формирование рыночного механизма
Одной из важнейших задач экономических преобразований в России было формирование рыночной структуры хозяйства, как на микро - , так и на макро уровнях. Сама по себе эта задача отвечала требованиям экономического и социального развития России. В России формирование рынка и рыночной структуры в процессе экономических преобразований 90-х годов XX веке осуществлялось на основе разгосударствления и демонополизации экономики. В конкретно российских условиях это привело к тому, что государства оказалось отстранённым от важнейших процессов управления экономикой на макроэкономическом уровне, а его место занял монополизм худшего вида - всевластие корпораций. Государственная власть в этих условиях оказалась слабой, а обогащение олигархии, её всемерное усиление интенсивно пошло через спекулятивную финансовую систему и криминальные операции. Перед нами экономическая драма: с одной стороны, за предшествующие годы создан могучий промышленный потенциал; с другой стороны, сформировалась парадоксальная рыночная система, которая не использует этот потенциал. В России в годы реформ произошло резкое свёртывание государственного вмешательства в экономику, целиком полагаясь при этом на силы рынка. Когда в 1992 году в России были введены свободные цены, тор предполагалось, что цены вырастут, но незначительно. Предполагалось, что их рост будет остановлен:
во-первых, из-за низкого платёжеспособного спроса населения;
во-вторых, из-за ограничения роста цен на внутреннем рынке существующим уровнем цен на мировом рынке;
в-третьих из-за жесткой политики монетаризма.
Однако в реальной жизни рост цен остановить не удалось во все годы реформы. Индекс цен во всех секторах экономики неукоснительно рос. Об этом свидетельствует данные таблицы №3.
Таблица №3
Индексы цен в секторах экономики России (декабрь к декабрю предыдущего года; в разах) Россия в цифрах: Кр. стат.сб./ Госкомстат России. - М.,2003. - С 338,345
Перед нами картина безудержного роста цен во все годы реформы во всех секторах экономики России. Если уровень цен 1990 года принять за 100%, то сводный индекс цен в 1999 году увеличился в 15850 раз, в том числе на продукты питания - в 16780 раз Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб./ Госкомстат России. - М., 2001. - С.427. Во все последующие годы цены продолжали расти во всех секторах экономики России. В 2001 году индекс только потребительских цен на товары и услуги увеличился на 18,6%. В 2002 году рост цен продолжался во всех секторах экономики, однако в ценовой политике государства появились новые аспекты, которые в народе вызывают прямое недовольство и крайнюю социальную озабоченность.
Во-первых, народ устал от бесконечного повышения тарифов на электроэнергию со стороны РАО "ЕЭС России". Бушуют страсти вокруг закона "Об электроэнергетике". Отключения электроэнергии стали народной драмой для целой страны.
Во-вторых, в России в последние годы безудержно растут тарифы на все виды транспорта - железнодорожного, автомобильного, трубопроводного, морского, внутреннего водного и воздушного. Приватизация воздушного транспорта уже произведена, её результаты известны. Затевается реформа железнодорожного транспорта, экономическая и социальная роль которого в России исключительна: этот вид транспорта является материальной основой формирования единого национального рынка. Предполагается, что приватизация проникнет и в эту сферу. Следовательно, Министерство путей сообщения как единый государственный орган окажется организацией, лишённой реальной власти, но зато рост тарифов и штрафов непременно получит динамичное развитие. В перспективе реформа в этой сфере может разрушить единое рыночное пространство в пределах страны.
В-третьих, правительство пытается осуществить коммунальную реформу, суть которой предельно проста - все затраты на содержание жилищно-коммунальной сферы перекладываются на самих жильцов. Причём социальное лицемерие в этой реформе не знает границ: очень много в стране льготников; добровольная 100% оплата; бедные получат субсидии - пусть не беспокоятся; задача реформы - не повышение тарифов, а забота о качестве жизни; принимается закон о налоге на имущество; разделим функции заказчика и подрядчика по эксплуатации жилья и т.д., и т.п. Между тем в порядке подготовки к этой реформе ставки коммунальных платежей всех видов систематически растут и растут. Всё это интерпретируется как развитие рынка жилья.
В-четвёртых, все естественные монополии: нефтяные, газовые, угольные, железорудные - во главу поставили бизнес, а не производство. По закону геологии разведанные запасы ежегодно должны превышать добытые за год углеводородное сырьё или ископаемые. На четырнадцатом году экономических реформ вдруг выяснилось, что российские неисчерпаемые запасы скоро будут исчерпаны, ибо наши сырьевые богатства куда быстрее добываются, чем восполняются. Эти затраты монополии хотели бы переложить на государство или использовать как повод для очередного повышения своих монопольных цен. Между тем, по мнению геологов, разведанных запасов, не хватит на 40 лет, газа на 50 лет. Успокаивает то, что угля хватит на 500 - 600 лет.
В-пятых, социальную остроту
приобретает реформа на фармацевтическом
рынке России. И в этой сфере
суть реформы сводиться к
Информация о работе Итоги и перспективы экономических реформ в России