Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:26, курсовая работа
Цель работы: Исследовать рынок услуг салонов красоты на примере салона красоты «Beauty» в городе Тюмени.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить технологию проведения маркетингового исследования;
2. Сбор и обработка данных;
ВВЕДЕНИЕ
Современный динамично развивающийся
мир открывает новые
Ярчайшим представителем сферы услуг является бытовое обслуживание. Первое место в производстве и оказании бытовых услуг занимают салоны красоты.
Высока привлекательность данной сферы услуг по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности. Предприниматели достаточно охотно открывают салоны даже в самых отдаленных микрорайонах города. Это обусловлено тем, что парикмахерские и косметические услуги – одни из самых рентабельных в сфере бытового обслуживания.
Объект исследования в курсовой работе – салон красоты «Beauty»
Цель работы: Исследовать рынок услуг салонов красоты на примере салона красоты «Beauty» в городе Тюмени.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. ПОСТАНОВКА И ТЕХНОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования
Разнообразие функций маркетинга отражает разносторонность маркетинговой деятельности, направленной, в конечном счете, на доведение товара или услуги до сферы потребления и на удовлетворение потребностей покупателей.
Без сбора достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, ее интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговым исследованием.
Маркетинговое исследование — любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно аналитических потребностей маркетинга. Маркетинговые исследования — это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Общенаучные и аналитико-прогностические методы являются основой таких исследований, а источниками информационного обеспечения — результаты кабинетных и полевых исследований (внутренние и внешние, собственные и платные и др.).
Цель маркетингового исследования
— создать информационно-
Результатом исследований маркетинга
являются конкретные разработки, которые
используются при выборе и реализации
стратегии и тактики
Перечень задач маркетингового
исследования трудно составить, потому
что меняющаяся ситуация, влияние
разного набора факторов, различный
потенциал фирм, человеческий фактор
и т.д. приводят к большому разнообразию
конкретных исследовательских задач,
выдвигаемых перед
Перед маркетинговым исследованием стоят следующие задачи:
а) сбор, обработка, сводка и хранение информации;
б) оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности;
в) оценка возможностей и поведения конкурента;
г) анализ воздействия макросреды маркетинга;
д) анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;
е) сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар;
ж) изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;
з) информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и структуризация потребителей);
и) информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегии маркетинга;
к) информационно-аналитическое обеспечение ценообразования и регулирования цен;
л) учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товара;
м) характеристика эффективности маркетинга и маркетингового исследования, оценка вклада фирмы в решение экологических проблем.
Исследование рынка — самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях.
Основными результатами исследования рынка являются:
а) прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;
б) определение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;
в) осуществление сегментации рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
Итак, маркетинговые исследования — это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Целью данного маркетингового исследования является изучение конъюнктуры рынка услуг салонов красоты в г. Тюмени на примере салона «Beauty». Задачами исследования является: анализ рыночной ситуации; выделение основного сегмента потребителей; оценка деятельности конкурентов; оценка занимаемой позиции исследуемого салона; выработка управленческих решений на основе полученной и обработанной информации.
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных
Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые для подготовки и принятия маркетинговых решений.
По способу получения выделяют вторичную и первичную информацию.
Вторичные исследования (desk research) как правило базируются на уже имеющейся информации и поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию – это анализ имеющихся источников об изучаемой, исследуемой проблеме в системе маркетинга.
Различают (по отношению
к фирме) внешние и внутренние
источники для вторичных
В качестве внешних источников выступают: публикации национальных и международных официальных организаций; публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; публикации торгово-промышленных палат и объединений; ежегодники статистической информации; отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; книги, сообщения в журналах и газетах; публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций; прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации.
Значимость для вторичных исследований внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется исследователем. Основными достоинствами вторичных исследований являются:
1) меньшие затраты, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований;
2) большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичной информации, поэтому первичные исследования становятся не нужными;
3) возможность использования результатов кабинетного исследования, в случае если поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, для определения задач полевого исследования, его планирования и использования выборочного метода.
В тех случаях, когда вторичное исследование не дает нужного результата проводят первичное (полевое) исследование.
Полевое исследование может быть полным или сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов и частичным, если им охвачен определенный процент респондентов.
Сплошные исследования обычно используются для исследования относительно небольшого числа респондентов, например, крупные потребители, крупные фирмы. Вообще сплошные исследования отличаются своей точностью, а с другой стороны высокими затратами ресурсов и времени.
Частичные исследования наиболее часто используются для получения информации при полевых исследованиях. На практике применяются следующие методы частичного исследования: случайной выборки, нормированной (по квоте) выборки, концентрированной выборки.
Первичное исследование применяется в случаях, когда:
- в результате вторичного исследования не достигнут требуемый результат и не возможно проведение соответствующего маркетингового мероприятия;
- высокие затраты на полевые исследования могут быть компенсированы значением и необходимостью решения соответствующей задачи.
Основными методами получения первичных данных являются:
Наибольшее распространение
получил метод опроса и интервью.
В последнее время, в связи
с информатизацией
Интервью (опрос) – выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос – это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть:
При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них). Данный метод предполагает обязательно заполнение «паспортички», куда вносятся те данные о каждом респонденте. Подобные интервью проводятся на улице, в магазинах, на общественных мероприятиях, по месту жительства респондентов (поквартирные опросы)
Неформализованные интервью – это специфический метод сбора информации, при котором имеются только тема и цель. Конкретной схемы проведения опроса, нет. Неформализованные интервью бывают индивидуальные и групповые.
Индивидуальные
Глубинные интервью – представляют собой серию индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения. Интервью проводит специально обученный интервьюер высокой квалификации, который хорошо разбирается в теме, владеет техникой и психологическими приемами ведения беседы. Каждое интервью проходит в течение 15-30 минут и сопровождается активным участием респондента – он раскладывает карточки, рисует, пишет и т.д. Глубинные интервью позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д. Глубинные интервью, несмотря на большие затраты времени, оказываются весьма полезными в ситуациях, когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна.
Холл-тесты – это личные полуформализованные интервью в специальном помещении. Как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Для проведения холл-теста представители целевой группы (потенциальные потребители) приглашаются в помещение («hall»), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляется возможность продемонстрировать свою реакцию на тестируемый материал и объяснить причину своего выбора. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы. Метод применяется для оценки потребительских свойств нового товара: вкус, запах, внешний вид и т.п. Метод также используется при тестировании элементов товарной марки, упаковки, аудио- и видеороликов, рекламных обращений (узнаваемость рекламного сообщения, запоминаемость, достоверность, убедительность, понимание первичной и вторичной идеи рекламы, слогана и т.д.) и т.п.