Изучение возможностей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:25, реферат

Описание

Изучение возможностей предприятия
Экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности фирмы;
Основные направления оценки финансового состояния:
Система относительных показателей финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансовых результатов предприятия.
Оценка динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия.
Анализ уровней рентабельности.

Работа состоит из  1 файл

Изучение возможностей предприятия.doc

— 365.50 Кб (Скачать документ)

    Рентабельность  изделия увеличилась на 2%, на это  изменение оказало влияние повышение  цены и удорожание себестоимости. Для  определения влияния каждого  фактора произведем следующие расчеты.

    1. 

    где DR(Р) – изменение рентабельности изделия в результате изменения  цены;

      – условная рентабельность изделия  при базисной себестоимости и цене отчетного года; 

    

    Следовательно, увеличение рыночной цены привело к  повышению рентабельности изделия  на 10,6 %.

    2. 

Увеличение  себестоимости изделия снизило  его рентабельность на 8,6%.

    Общее изменение рентабельности по обоим  факторам составило (%): 10,6+(-8,6) = 2, что  соответствует данным табл. 1.2. (Заметим, что альтернативный вариант анализа дает  )

    Таким образом, проведение глубокого финансового  анализа деятельности предприятия  позволит определить потенциальные  возможности фирмы, их соответствие сложившимся рыночным условиям. 

 

  1. Анализ конкурентных возможностей
    1. Изучение конкурентных возможностей собственного предприятия

    При разработке конкурентной продукции  необходимо ориентироваться не на абстрактный "лучший аналог", а на оценку всех рыночных факторов.

    Базой для оценки конкурентоспособности  товара должно быть исследование потребностей покупателя, требований рынка.

    Для того чтобы товар был пригоден для удовлетворения данной потребности  и представлял интерес для покупателя, он также должен обладать набором соответствующих параметров. Таким образом, одним из условий выбора товара потребителем является совпадение его технических параметров с условными характеристиками прогнозируемой потребности.

    Итак, если производитель намерен сделать  свою продукцию конкурентоспособной, он должен определить условные характеристики прогнозируемой потребности возможно точнее.

    К группе технических параметров, которые  используются при анализе конкурентоспособности, в общем виде относятся параметры назначения (свойства товара, области его применения и функции, которые он предназначен выполнять); эргономические (соответствие товара свойствам человеческого организма); эстетические (внешнее восприятие товара). Особую группу параметров составляют нормативные (соответствие товара действующим стандартам и нормам). Оценка товара по техническим характеристикам является необходимым, но недостаточным условием для существования на рынке спроса на этот товар.

    Очень большое значение придает покупатель и величине затрат, которые будут  связаны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров реализация полезного эффекта достигается в ходе эксплуатации, что связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы как по приобретению его, так и по его потреблению. Общая сумма этих затрат составляет цену потребления, которая условно определяется показателем К.

    Уровень цены потребления должен соответствовать  размеру средств, имеющихся у  потребителя для удовлетворения конкретной потребности.

    Следовательно, во-первых, конкурентоспособность любой продукции определяется только в результате ее сравнения с другими товарами, т.е. является относительным показателем. Во-вторых, для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо продукта, необходимо не только сравнить его с другими товарами, но и учесть затраты потребителя.

    Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику продукции, которая отражает ее отличие от товара конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом.

    Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, а затем сравнить полученные показатели.

    Так как за базу сравнения берется  конкретная потребность, возможно сопоставление  и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.

    Первоначально определяется изделие, для которого проводится оценка. На основе изучения рынка и требований покупателей определяется перечень технических и экономических параметров, которые будут исследоваться. Затем проводится сравнение по каждой группе параметров, т.е. выясняется, насколько каждый параметр товара близок к параметру потребности. На основе единичных проводится подсчет групповых показателей, выражающих в количественной форме различие между оцениваемым товаром и потребностью, т.е. позволяющих судить о степени ее удовлетворения. В итоге рассчитывается интегральный показатель, который представляет собой численную характеристику конкурентоспособности анализируемого товара по всем группам параметров.

    На  практике используются следующие численные  показатели оценки конкурентоспособности:

    Единичный показатель, отражающий процентное отношение  величины какого-либо технического или экономического показателя к величине того же показателя продукта-аналога, выпускаемого конкурентом:

    

, где:

    q - единичный параметрический показатель;

    Р - величина параметра исследуемого изделия;

P100 - величина параметра изделия конкурента или условного образца, удовлетворяющего потребность на 100%.

    Групповой или сводный показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по однородной группе показателей (экономических, технических и других)

, где:

    Iтп - групповой технический показатель (по техническим параметрам);

    qi - единичный параметрический показатель по i-му параметру;

    аi - вес i-го параметра;

    n - число параметров, подлежащих рассмотрению.

    Интегральный  показатель, дающий численную характеристику конкурентоспособности товара и  представляющий собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.

  , где:

    К - показатель конкурентоспособности;

    Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

    Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам. 

, или 
, где

    Pi -  абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого материала;

    Рi0 - абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый (т.е. за образец для сравнения);

- относительный показатель качества материала по i-му показателю;

аi - коэффициент весомости i-o показателя (определяется экспертным путем);

n - число технических параметров, интересующих потребителя.

    При этом выбирается та формула, по которой  увеличение относительного показателя отвечает условиям улучшения качества продукции.

, где

    - частный индекс затрат на  переработку анализируемого материала относительно базового образца;

    - доля j-го вида затрат в цене потребления базового образца (или коэффициент весомости j-го показателя);

С° - цена потребления анализируемого изделия;

Cj° - стоимостное выражение затрат на приобретение и переработку базового образца по j-му виду издержек;

Q - стоимостное выражение затрат на приобретение и переработку анализируемого материала.

    Показатель  конкурентоспособности исследуемого изделия по отношению к изделию  другой фирмы можно также определить по формуле:

, где:

    К - показатель конкурентоспособности первого изделия (исследуемого) ко второму (конкурирующему);

    Iтп1,Iтп2 - соответствующие групповые и технические показатели.

    Если  К<1, анализируемое изделие уступает образцу, если К>1, то оно превосходит образец по конкурентоспособности. При равной конкурентоспособности К=1.

    Итак, конкурентоспособность - многогранное понятие, на которое оказывает влияние большое количество факторов. Конкурентоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом. Но он может быть не реализован, если рынок насыщен.

 

2.2. Основные этапы анализа конкурентных возможностей компании

1. Эффективность действующей  стратегии.

     Проводится  качественная оценка стратегии, характеризующая полноту, внутреннюю согласованность, обоснованность, адекватность ситуации:

     1. Оценка стратегии с качественной  стороны. Плюсы в оценке стратегии  с качественной точки зрения (ее  полнота, внутренняя согласованность,  логическое обоснование и то, насколько она соответствует ситуации).2. Оценка стратегии с количественной стороны. Лучшим свидетельством того, насколько эффективна выбранная стратегия, является стратегическое и финансовое положение компании за последнее время (в данном случае оценка проводится на количественных показателей).

     Наиболее  очевидными показателями стратегического  и финансового положения компании являются:

    1) рыночная  доля компании и ее место  в отрасли;

    2) повышаются  или понижаются размеры прибыли  и каковы они по сравнению  с соответствующими показателями конкурентов;

    3) тенденция  изменения чистой прибыли на  инвестиции;

    4) растут  ли продажи компании быстрее  или медленнее, чем рынок в  целом;

    5) размер  кредитов;

    6) репутация  фирмы в глазах потребителей, ее имидж;

    7) является  ли компания лидером в технологии, инновациях, качестве, обслуживании потребителей и т. д.

     Чем лучше настоящее положение компании в целом, тем меньше нужны ей радикальные  изменения стратегии. Чем слабее настоящее положение компании, тем  более критическому анализу должна быть подвергнута ее стратегия. Неустойчивое положение — обычно признак слабой стратегии или ее плохой реализации, или и того и другого вместе.

2. Сильные и слабые  стороны компании, возможности и  угрозы.

     Оценку  сильных и слабых сторон компании, её внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT–анализом.

    • Сильные стороны:

выдающаяся  компетентность: адекватные финансовые ресурсы; хорошая квалификация; хорошая  репутация у покупателей; известный  лидер рынка; доступ к получению  экономии от размера; защищенность от сильного конкурентного давления; подходящая технология; преимущества в области издержек и в области конкуренции и др.;

    • Слабые стороны:

ухудшающаяся  конкурентная позиция; устаревшее оборудование; более низкая прибыльность; недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; внутренние производственные проблемы; уязвимость по отношению к конкурентному давлению; отставание в области исследований и разработок; узкая производственная линия; слабое представление о рынке; ниже среднего маркетинговые способности; неспособность финансирования необходимые изменения в стратегии.

    • Возможности:

выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка.

Информация о работе Изучение возможностей предприятия