Изучение возможностей предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:25, реферат

Описание

Изучение возможностей предприятия
Экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности фирмы;
Основные направления оценки финансового состояния:
Система относительных показателей финансовой устойчивости предприятия.
Анализ финансовых результатов предприятия.
Оценка динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия.
Анализ уровней рентабельности.

Работа состоит из  1 файл

Изучение возможностей предприятия.doc

— 365.50 Кб (Скачать документ)

Тема 1.2.8. Изучение возможностей предприятия 

  1. Изучение  возможностей предприятия
    1.   Экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности фирмы;
    2. Основные направления оценки финансового состояния:
    1. Система относительных показателей финансовой устойчивости предприятия.
    2. Анализ финансовых результатов предприятия.
    1. Оценка динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия.
    1. Анализ уровней рентабельности.
 
  1. Анализ конкурентных возможностей
    1. Изучение конкурентных возможностей собственного предприятия.
    2. Основные этапы анализа конкурентных возможностей компании.
    3.  
  2. Изучение возможностей предприятия

    Одним из важных разделов маркетинговых исследований является определение и исследование потенциальных возможностей фирмы, осуществляющей свою деятельность на рынке.

     Изучение  поставщиков, посредников, конкурентов  и окружающих условии позволяет  определить возможности фирмы для  достижения ее маркетинговых целей. На основе анализа производства, финансов, оборудования, кадров и других ресурсов фирма выясняет, какие ресурсы у нее имеются в наличии, какие требуется приобрести и за какую цену, а также сможет ли производство обеспечить надлежащее количество и качество товара. Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. Определяются области деятельности и функций, в которых предприятие имеет достижения, и те, которые нуждаются в улучшении по рыночным показателям. По существу изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих и перспективных рыночных потребностей. Анализ производится обычно по материалам отчетности самого предприятия и дополнительным источникам информации: статистическим выборкам, бизнес-справкам,  отчетам научных организаций, профессиональным, коммерческим, правительственным публикациям.

     Анализ  потенциала предприятия целесообразно  проводить по следующим разделам:

  1. Производство.

     A. Объем, структура, темпы производства.

     B. Ассортиментная номенклатура продукции  предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента.

     C. Обеспеченность сырьем и материалами,  уровень запасов, скорость их  использования.

     D. Наличный парк оборудования и  степень его использования. Резервные  мощности. Технологическая новизна.

     E. Местонахождение производства и наличие инфрастуктуры.

     F. Экология производства.

     2) Распределение и сбыт продукции

     A. Транспортировка продукции. Транспортные  возможности и оценка расходов.

     B. Хранение товарных запасов. Уровень  запасов, их размещение и скорость  обращения. Наличие и емкость складских помещений и хранилищ.

     C. Возможность доработки, расфасовки  и упаковки товаров.

     D. Продажа. По отдельным товарам,  сбытовым территориям, стоимости,  типам покупателей, посредников  и каналов сбыта.

     3) Организационная структура и менеджмент

     A. Организация и система управления.

     B. Количественный и профессиональный  состав работников.

     C. Стоимость рабочей силы, текучесть  кадров, производительность труда.

     D. Уровень менеджмента.

     E. Фирменная культура.

     4) Маркетинг

     A. Исследования рынка, товара, каналов сбыта.

     B. Стимулирование сбыта и реклама,  ценообразование.

     C. Нововведения.

     D. Коммуникационные связи и информация.

     E. Маркетинговый бюджет и его  исполнение.

     F. Маркетинговые планы и программы.

     5) Финансы

     A. Финансовая устойчивость и платежеспособность.

     B. Прибыльность и рентабельность (по  товарам, регионам, каналам сбыта,  посредникам).

     C. Собственные и заемные средства  и их соотношение.

     Внутрифирменная информация представляется более достоверной, надежной, легко получаемой и поддающейся  систематизации. Однако, для оценки потенциала предприятия она может оказаться недостаточной. В этом случае подбор внешней информации следует проводить по сопоставимым показателям, используя различные приемы и методы.

     Перечисленные выше показатели в процессе экспертной оценки для наглядности могут быть оформлены в виде таблиц и графиков. Если для анализа необходимы определенные качественные и количественные критерии оценки потенциала в целом и отдельных показателей, то может использоваться балльная система.

     Укрупненный анализ возможностей предприятия может дополняться по следующим конкретным направлениям:

  • по продукции (какие позиции ассортимента дают наибольший и наименьший оборот, продажа каких изделий приносит наибольший и наименьший доход);
  • по рынкам (какие рынки являются наиболее и наименее приоритетными для продукции фирмы с точки зрения оборота и дохода),
  • по отраслям (в каких отраслях реализуется продукция фирмы, какие доли рынков принадлежат фирме в этих отраслях);
  • по потребителям (кто является постоянным потребителем продукции фирмы, что привлекает их в данной продукции, что нужно сделать, чтобы привлечь новых потребителей).

     Кабинетные  исследования на основе внутрифирменной  информации целесообразно дополнить  методом «изучения предприятия  со стороны», используя для этого опросы конечных потребителей, торговцев, экспертов и других специалистов. В опросный лист следует включать наиболее значимые для рынка показатели предприятия:

  • местонахождение предприятия;
  • степень известности (имидж);
  • фирменный стиль;
  • отзывы, рекомендации, процент рекламаций;
  • новизна и обновляемость продукции;
  • производственный потенциал;
  • гибкость производства;
  • технологическое оборудование;
  • длительность изготовления;
  • качество продукции;
  • конструкторский потенциал;
  • уровень и объем НИОКР;
  • использование «ноу-хау»,
  • приоритет в патентовании,
  • методы и организация сбыта;
  • квалификация партнеров по сбыту,
  • сервисные услуги и обеспечение запасными частями,
  • уровень и объем доходности (оборота),
  • программа производства и сбыта,
  • покупательский потенциал,
  • персонал,
  • система руководства,
  • уровень расходов,
  • производительность,
  • финансовый потенциал.
 

    Анализ  возможностей предприятия включает следующие аспекты:

  • экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности фирмы;
    • анализ конкурентных возможностей.
     
     
    1. Экономический анализ хозяйственной и финансовой деятельности фирмы

    Анализ  финансов и хозяйственной деятельности связан с обработкой обширной информации, характеризующей самые разнообразные аспекты функционирования предприятия (более подробно о методике проведения финансового анализа см.: Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: учеб. пос., Ростов-на-Дону, 1995).

    Чаще  всего эти сведения сосредоточены  в документах бухгалтерской отчетности, учетных ведомостях, балансах.

    Анализ  финансового положения фирмы, осуществляемый на основе данных бухгалтерской отчетности, позволяет отследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности. Он служит связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственно-предпринимательской деятельностью фирмы.

    Финансовый  анализ обычно включает два основополагающих и взаимосвязанных аспекта: анализ финансового состояния фирмы  и анализ финансовых результатов её деятельности.

    Финансовое  состояние выявляется на основе использования системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение ресурсов предприятия в денежном измерении. Оно формируется под воздействием многообразных организационно-технических и производственно-хозяйственных факторов.

    Финансовые  результаты деятельности предприятия в рыночной сфере оцениваются также целой системой индикаторов, определяющую роль среди которых играет прибыль и ее производные.

Отличительные особенности данного анализа  состоят в следующем:

  • он построен исключительно исходя из предпосылок и ограничений, действующих в условиях централизованно планируемой экономики и не предполагающих наличия реальных рыночных механизмов в экономике;
  • он проводится обычно в ретроспективном аспекте;
  • его квинтэссенцией являются:  
     а) анализ выполнения плановых заданий по различным показателям и  
     б) жестко детерминированный факторный анализ;
  • он затрагивает не только и не столько финансовую сторону деятельности предприятия, сколько предполагает комплексную оценку абсолютно разнородных (с позиции, например, бухгалтера или финансового менеджера) сторон деятельности.

Рис. 1. Фрагмент классификации видов экономического анализа

     В сфере экономических отношений под анализом в широком смысле, т.е. экономическим анализом, можно понимать анализ в экономике как совокупности отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. Иными словами, этот термин дает обобщенную характеристику аналитических процедур вообще, заключающихся в использовании некоторых моделей и методов, применяемых для оценки, осмысления и обоснования явлений или действий в экономике.

     В рамках общей экономической теории принято выделять макро- и микроэкономику. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальных экономических систем на основе формирующихся макропропорций (объекты изучения: общий уровень цен, занятость, национальный продукт, государственный бюджет, рынки продуктов, труда и капитала и др.). Микроэкономика исследует поведение отдельных экономических закономерностей, и/или субъектов (объекты изучения: цена отдельного ресурса, издержки, механизм функционирования фирмы, полезность, конкурентность, мотивация труда, действия потребителя и др.). Совокупности аналитических процедур в системе макро- или микроэкономики называются соответственно макроэкономическим  и микроэкономическим анализом.

     Анализ экономики предприятия целесообразно подразделить на технико-экономический анализ (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке) и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей). Последний может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

     Известны  несколько подходов к структурированию аналитических процедур в отношении некоторого объекта анализа. Главное здесь - уяснить самому аналитику, а что же он собирается делать и достичь в ходе анализа.

Информация о работе Изучение возможностей предприятия