Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 07:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть этику в международной торговле. Задачи работы: изучить отношения этики и бизнеса; на примере нефтяной отрасли проанализировать социальную ответственность бизнеса в международной торговле; выделить пути государственного регулирования нефтяной отрасли, а также политические и экологические проблемы, сопутствующие развитию отрасли.
Введение 3
Глава 1. Основы этики в международной торговле 5
1.1 Этика в международном бизнесе 5
1.2 Этика торговли и религиозно-философское мировоззрение 6
1.3 Современные подходы к этике торговли 8
Глава 2. Социальная ответственность нефтяной отрасли 17
2.1 Корпоративная социальная ответственность 17
2.2 Информационная открытость в области КСО и ее связь со стратегическими целями компаний 20
2.3 Приоритеты в сфере корпоративной социальной ответственности российских компаний 23
Глава 3. Проблемы государственного регулирования нефтяной отрасли 25
3.1 Подходы к государственному регулированию 25
3.2 Экологические проблемы и нефтяные интересы 29
3.3 Нефть и политические конфликты 34
Заключение 41
Список литературы 43
Среди зарубежных компаний также получила распространение практика создания Комитетов по социальной ответственности при Совете Директоров, либо в Совете Директоров вводится должность вице-президента по КСО. Такие комитеты составляют ядро системы управления КСО и имеются в компаниях Royal Dutch/Shell, BP, PetroChina. В компаниях ConocoPhillips и ENI S.P.A введена должность вице-президента по КСО. Таким образом, деятельность в сфере КСО выводится на уровень ответственности топ-менеджмента.
В некоторых компаниях для непосредственной реализации социальных проектов и программ создаются также специализированные департаменты по КСО. Такие подразделения есть, например, в ExxonMobil, ENI S.P.A., ChevronTexaco, ConocoPhillips, PetroBras.
Для организации деятельности по управлению рисками обычно вводится должность риск-менеджера компании, либо создается департамент по управлению рисками. При этом, некоторые компании формируют механизмы управления именно непроизводственными рисками. Так, например, в BP разработано "Руководство по управлению рисками в области HSE" для руководителей бизнес-единиц.
• В мире устойчивой тенденцией является формирование управления КСО как самостоятельного и важного направления деятельности компаний. Приоритеты в сфере КСО зависят от системы стратегических целей компании.
• Повышение влияния Корпоративной социальной ответственности компаний на рост их рыночной стоимости (капитализации) является устойчивой тенденцией.
• Это подтверждается появлением в последнее время сразу нескольких фондовых индексов социальной ответственности. А также растущим стремлением компаний войти в эти индексы.
• Отсутствие стратегических (публично заявленных) приоритетов в области КСО может приводить к снижению эффективности социальной деятельности компаний.
Компании не только публично освещают стратегические намерения, но и публикуют отчеты в области КСО, что позволяет им быть информационно открытыми и прозрачными для международного сообщества.
Результаты исследования информационной прозрачности PricewaterhouseCoopers показывают, что добровольное раскрытие информации сверх законодательных требований к отчетности приводит к росту капитализации на 20-30%.
Конечно,
информационная открытость в области
КСО оказывает менее значительное влияние
на капитализацию компании, чем информационная
открытость в области корпоративного
управления, однако она также является
существенным фактором формирования деловой
репутации компании.
Степень информационной открытости компаний
зависит от полноты предоставляемой публичной
информации об их социальной деятельности:
1. Наличие публичных заверений о социально-ответственной деятельности (не объединенных в единые программные документы по КСО).
2. Наличие программного документа, закрепляющего стратегические намерения компании в области КСО.
3. Наличие отчетов в области HSE (промышленная безопасность, охрана труда и экология).
4. Наличие отчетов в области КСО.
5. Проведение аудита деятельности по КСО.
6. Наличие биржевого индекса, подтверждающего стабильность и прозрачность деятельности в области КСО.
Достижение информационной открытости компании – это достаточно длительный процесс последовательного предъявления результатов деятельности и их подтверждения независимыми экспертами. Все этапы этого процесса взаимосвязаны друг с другом.
Информационная открытость компании в области КСО фактически является подтверждением того, что компания проводит реальную и эффективную социальную деятельность.16
Несмотря на то, что компании в области КСО ведут деятельность по широкому спектру направлений, не вся информация об этой деятельности ими публично предъявляется.
Анализ информационной открытости (информация, публично предъявляемая обществу и отражающая деятельность компании в данной области) международных нефтяных компаний показал, что выбор областей деятельности в сфере КСО, в которых компания стремится быть открытой, зависит от:
• Направленности стратегических целей компании (вовне или внутрь);
• Приоритетной группы стейкхолдеров, максимально оказывающей влияние на достижение целей.
Как
показал анализ зарубежной практики, среди
стратегических ориентиров нефтяных компаний
можно выделить два типа целей:
Цели, направленные вовне - например, стремление
стать лидером отрасли.
С этой точки зрения деятельность в области
КСО является конкурентным преимуществом
компании.
Цели,
направленные внутрь компании - например,
соблюдение интересов акционеров, повышение
эффективности деятельности.
При таком подходе КСО является средством
минимизации рисков от воздействия внешней
среды - непроизводственных рисков.
Как правило, в стратегиях компаний в том
или ином виде присутствуют цели обоих
видов - как "внешние", так и "внутренние".
Поэтому социальная деятельность компаний
также рассматривается в обоих указанных
аспектах.
Тем не менее, конкретные компании могут
принимать ту или иную ориентацию в качестве
основной. Исходя из этого выбора, компании
рассматривают деятельность в области
КСО как дополнительное конкурентное
преимущество или средство минимизации
непроизводственных рисков, и открывают
для стейкхолдеров ту информацию, которая
наиболее значима для достижения основных
целей.
Если компания стремится стать лидером
в отрасли, как, например, RD/Shell и British Petroleum
(ВР), то для них ведение социально ответственного
бизнеса становится конкурентным преимуществом.
В этом случае компании демонстрируют информационную открытость и прозрачность для всех заинтересованных сторон по всему спектру деятельности в области КСО, что позволяет им укрепить лидерские позиции в отрасли.
Если же приоритеты компании направлены на улучшение взаимоотношений с государственными органами тех стран, в которых компания ведет свою деятельность, то центральной сферой КСО, по которой предъявляется открытая информация является безопасность, охрана труда, экология и внешние социальные мероприятия. Примером таких компаний являются ExxonMobil и E.N.I. S.P.A.
Характерной особенностью исследуемых западных компаний нефтяной отрасли является то, что общими приоритетными направлениями деятельности в области КСО для рассматриваемых компаний являются:
• развитие регионов;
• образование.
Это
подтверждается значительным размером
средств, выделяемых компаниями на реализацию
мероприятий по этим направлениям. Например,
в 2009 году расходы ExxonMobil на развитие регионов
составили 43,3 млн долларов, на образование
24,6 млн долларов, в то время как на экологию
компания за этой же период потратила
8 млн долларов.
Такая расстановка приоритетов связана
с тем, что компании стремятся обеспечить
стабильность ситуации в регионах экономической
деятельности и максимально снизить риски
для бизнеса, связанные с внешней средой
государств и регионов.
Социальная деятельность ряда российских нефтяных компаний пока носит скорее популистский характер, направлена на укрепление имиджа и не воспринимается как стратегическое направление деятельности.17
• Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности, и многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства, в настоящий момент КСО не рассматривается как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса.
• Как правило, российские компании воспринимают социальную деятельность как источник информационных поводов для повышения собственного имиджа и формирования общественного мнения в регионах деятельности. В некоторых случаях выбор приоритетов при определении сфер социальной деятельности зависит от того, насколько это привлечет внимание общественности, а также от личных предпочтений руководителей компании.
• Не все российские компании пришли к пониманию необходимости информационной открытости.
• В российских компаниях деятельность в области КСО во многих случаях не имеет высокого статуса и осуществляется как побочная, на уровне начальников управлений и отделов.
Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время произошли важные изменения и наметилось несколько позитивных тенденций в этой области.
В частности, приход на российский рынок BP - одного из лидеров в области КСО может привести к тому, что наиболее прогрессивной с точки зрения КСО отраслью в ближайшее время станет нефтяная.
• Имидж социально ответственной компании приобретает все большую популярность.
• Растет число компаний, которые осознают, что КСО - это не только имидж, но еще и вложения, которые окупятся в долгосрочном (в долгосрочной перспективе или в будущем, но не в плане).
• Приход иностранных компаний в Россию, а также выход российских компаний на западные рынки фактически будет означать привнесение в отечественную экономику общепринятых норм и стандартов в области КСО.
Необходимость жесткого госрегулирования нефтяных компаний обусловлено следующим: — предприятия комплекса немногочисленны, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значительной степени определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии; — энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими; — для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капиталоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплексном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положение на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.18
В силу этих причин правительства большинства зарубежных стран предпочитают сохранять многие топливно-энергетические отрасли в собственности государства при весьма жесткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с функционированием национальной энергетики. В тех случаях, когда конкуренция в отраслях комплекса ведет к укреплению энергохозяйства страны, к лучшему удовлетворению общественной потребности в определенных энергоносителях, государство допускает туда частный и иностранный капитал (обычно это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии и т.д.).
В качестве основных задач государственного регулирования в энергетике можно отметить следующие: — создание условий добросовестной конкуренции; — способствование стабильному развитию энергетики; — защита окружающей среды; — регулирование нормы прибыли корпорации.
Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочетание рыночных методов и методов, обусловленных государственным регулированием. Существенное значение имеют состояние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без государственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического госрегулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация, тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.