Эволюция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

К концу XIX – началу ХХ в. , появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Теория и практика управления производством в ХХ в., формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как инженерные науки , социология, математика, психология и т.д. Достижения в этих областях вызвали новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новейшие подходы к управлению и отказаться от устарелых теорий, которые не выдержали проверку практикой.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3с
1. Становление и развитие менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
1.1 Возникновение и эволюция менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
2.Школы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 8с
2.1Школа научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8с
2.2Административная или функциональная школа управления . . 10с
2.3Школа человеческих отношений и поведенческих наук . . . . .11с
2.4Школа науки управления или количественный подход . . . . . .13с
3. Подходы к менеджменту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.1Процессный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.2Системный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15с
3.3Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16с
4.Современные модели менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.1 Американский менеджмент . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.2. Японский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18с
4.3. Европейский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20с
4.4. Российский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21с
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23с
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24с

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент Т.docx

— 72.92 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный технологический  университет растительных полимеров»

 

Реферат.

По учебной  дисциплине:

Теория менеджмента

 

На тему: Эволюция менеджмента

 

Выполнила студентка:

Воронина Ксения

Учебная группа №327

Сдано на кафедру: Маркетинга и логистики 

Преподаватель : Колесников Роман Викторович

Оценка

Дата

Подпись

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание :

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3с

    1. Становление и развитие менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4с

   1.1 Возникновение и эволюция менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . .   4с

2.Школы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .  .  8с

   2.1Школа научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8с

   2.2Административная или функциональная школа управления . . 10с

   2.3Школа человеческих отношений и поведенческих наук  . . . .  .11с

   2.4Школа науки управления или количественный подход . . .  . . .13с

3. Подходы к менеджменту  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с

   3.1Процессный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с

   3.2Системный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15с

   3.3Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16с

4.Современные модели  менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17с

   4.1 Американский менеджмент . . . . . . . .  . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17с

   4.2. Японский менеджмент . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18с

   4.3. Европейский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . 20с

   4.4. Российский менеджмент . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21с

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23с

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История менеджмента велика. За долгие годы менеджмент очень эволюционировал, путём непрерывного накопления опыта, который происходил вместе с развитием общества, экономики и всей системы социально-экономических отношений.

Выделяют несколько рядов этапа и революционной истории преобразования в подходах к проблемам менеджмента. В начале истории стоит зарождение письменности в древнем Шумере. Это часть революционного достижения в истории человечества привело к образованию особого слоя « жрецов-бизнесменов », занимающихся торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно- коммерческой.

Вторая управленческая революция  была в 1760 г. До н. э. и она связана с действиями и деятельностью царя Хаммурапи, который создал свод законов управления государством для регулирования разнообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третья управленческая революция произошла в правление Навуходоносора II и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах строительства и производства .

Четвёртая управленческая революция принадлежит к XVII-XVIII векам н. э. и произошла из за зарождения капитализма и начала индустриального прогресса в Европе. В это время проявился интерес к управлению. Была идея, управление может внести большой вклад в развитие и эффективность производства. Главным достижением этой революции было отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция, часто называют бюрократической, она относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретически основой преобразования в области управления была концепция бюрократии, которая смогла сформулировать крупные иерархические структуры управления, создать разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.

К концу XIX – началу ХХ в. , появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Теория и практика управления производством в ХХ в., формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как инженерные науки , социология, математика, психология и т.д. Достижения в этих областях вызвали новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новейшие подходы к управлению и отказаться от устарелых теорий, которые не выдержали проверку практикой.

 

    1. Становление и развитие менеджмента
      1. Возникновение и эволюция менеджмента

 

Торговый капитализм длился практически шесть веков, дольше, чем какие-либо другие системы. На тот момент торговый капитализм  хорошо подходил для своего времени, но все же был не совершенной. Он внес свой вклад в большую часть исследований и экспериментов, которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому, что торговый капитализм устарел.

Многие изобретения должны были появиться, прежде чем были устранены  барьеры для бурного капиталистического расцвета. Джеймс Уатт должен был повертеть  в руках чайник для заварки  и открыть принцип, который привел к паровому двигателю. После этого уголь стал доступным и признанным промышленным источником энергии. Должны были быть восприняты, новые методы в добыче руды, в транспорте, связи и производстве, прежде чем приступить к основанию для промышленной революции.

По плану, одно открытие должно, затмить все предыдущие, по своей  важности для истории управления. Его назвали, свободой получения прибыли и получило крещение в 1766 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Промышленные капиталисты верили в делегирование специализацию, рационализацию и специализацию задач.

Опытным промышленниками стало понятно, что каким-нибудь способом простого увеличения численности рабочих нельзя разрешить все проблемы повышения эффективности производства. Расширение производительности в широком масштабе стала необходимостью, и благодаря этому, привело к строительству более крупных заводов.

Завод, массовые рынки, массовое производство и избыток относительно неопытной рабочей силы вызвали большую потребность в управляющих (менеджерах), которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой объединённой структуры. Так зародился менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Главной целью менеджмента являлась максимизация прибыли на основе снижения издержек, в том числе и за счет эксплуатации рабочей силы.

С развитием специализации и разделения труда, насыщением рынков увеличением масштабов производства и увеличением масштабов производства менеджмент постепенно становился научной дисциплиной.

Как наука менеджмент был принят в 1911 году, тогда впервые опубликовали большой научный труд, тем автором являлся Ф.Тейлор. До этого периода времени менеджмент прошел четыре революции. Ученые выделяют первые 3 революции в эпоху Рим, Древний Египет, Древний мир. На данный момент, в наше время, к менеджменту эти 3 революции прямого отношения не имеют.

С точки зрения становления менеджмента как науки представляет 4 революция. Это эпоха технического переворота развития буржуазии, Эпоха перехода от чистого капитализма к монополистическому, а так же появление крупных предприятий. В период четвертой управленческой революции менеджмент трактовался как организация производства и труда, и носил локальный. В эпоху четвертой революции эксперименты в области научной организации производства и труда преимущественно ставились на предприятиях России и Англии. И поэтому центрами научного менеджмента считались: Лондон , Париж, Москва. Эти эксперименты носили локальный характер, то есть отсутствовала государственная поддержка и не было обмена результатами экспериментов. В России и в Англии создавались кружки для промышленников, в них обсуждали вопросы научной организации производства труда.

Научно-технический прогресс(НТП)

1 2 3 4

 

 

 

Чистый капитализм Монополистический  капитализм

Рис. 1.1 Схема социально-экономических  предпосылок создания менеджмента 

Чистый капитализм – это  такое устройство экономической  системы, при котором экономическая  система представлена множеством мелких и средних предприятий. Факторы  производства находятся в частной  собственности, а деятельность экономической  системы регулируется рынком при  минимальном вмешательстве в  экономику государства.

В XIX веке в Америке господствовал  чистый капитализм в совокупности с  рынком товаропроизводителя. Рынок  товаропроизводителя характеризуется  превышением спроса над предложением. В этих условиях товаропроизводитель  господствует над рынком и диктует  свои интересы.

Блок 1:

В условиях рынка у товаропроизводителя  главным инструментом конкурентной борьбы является наращивание объемов  производства быстрее, чем это сделает  конкурент (чем больше товаропроизводитель  произведет, тем больше он сможет продать  на рынке и завоевать его)

Для того, чтобы увеличивать  объемы производства необходимо было внедрять результаты НТП в практику промышленных предприятий, модернизировать, совершенствовать технологии, заменять по возможности ручной труд машинным.

Блок 2:

Внедрение результатов НТП  требует инвестиций. Инвестиции промышленности носили высокорискованый характер, так  как скорость оборота капитала в  промышленности в несколько раз  ниже скорости его оборотов в торговле или в мелком бизнесе. Кроме того практика показывала, что не всегда приобретение нового оборудования и  автоматизация давало ожидаемый  экономический эффект. Поэтому инвесторы  не готовы были предоставить свой капитал  на развитие предприятий, с другой стороны  развитие производства способствует развитию торговли и при определенных условиях инвестиции производств дают более  высокие доходы, нежели инвестиции в торговле, следовательно, существует точка пересечения экономических  интересов инвесторов и промышленных капиталов.

Блок 3:

Для привлечения инвестиций в промышленность используют акционерный  капитал. Инвесторы становятся совладельцами, акционерами, происходит отделение  собственника от прямого участия  во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.

Блок 4:

Ля того, чтобы акционерный  капитал работал и приносил прибыль  необходимо на профессиональном уровне заниматься вопросами организаций  производства, технического процесса и сбыта, управления персоналом и  финансами. Возникает потребность  в специалистах. Эти специалисты  стали прообразами современных  менеджеров.

Производительные силы

Производственные отношения 

Предметы труда 

Средства труда 

Рабочая сила

  

 

1.2. уточнение схемы 1.1. социально-экономических предпосылок 

Поскольку результаты НТП  внедрялись в производственную практику и способствовали развитию средств  труда и предметов труда, а  инвестиции в развитии рабочей силы отсутствовали, то возник кризис между  уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Кризис проявился в том, что уровень  развития рабочей силы отставал от уровня развития средств труда. В  результате производственные отношения  оставались на низком уровне развития, что отражалось на эффективности  управления трудовыми ресурсами. В  эту эпоху для американской экономики  характерно то, что развитие производства сдерживалось перегрузкой заводов, новым оборудованием, автоматизированными  производительными линиями в  то время как рабочая сила не была подготовлена к работе в новых  условиях. Это является сдерживающим фактором в процессе окупаемости  инвестиций, поэтому акционеры были заинтересованы в повышении эффективности  рабочей силы, но без инвестиций в её развитие. На практике для решения  этой проблемы акционеры нанимали специалиста  в области управления персоналом. Они стали первыми прародителями  менеджеров в области кадрового  менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Школы  менеджмента

 

Менеджмент произошёл в малых предприятиях, но окончательно развился в крупных корпорациях. После возникновения общества инженеров-механиков, доказывается массовое признание менеджмента как науки. В университетах открываются новые специализации в области менеджмента, начинается пятaя управленческая революция, которая включает в себя развитие менеджментa по школaм:

 1) Школа научного менеджментa (Ф.Тейлор)

                           2) Административная школa (А.Файоль)

  3) Школа человеческих отношений (Маслоу)

                           4) Школа науки о поведении (МакГрегор)

 

2.1Школа научного менеджмента.

Основателем  школы научного менеджмента считают Ф.У. Тейлора.Он начал свои эксперименты по управлению производственным процессом с 1880 года в «Мидвейл стил компании», в Филодельфии. В 1903 году в докладе «Управление  циклом » опубликовал основные черты  научного подхода. Хоть в теории Тейлора  есть некие противоречия ,но все  же она стала одним из главных  источников современного менеджмента.

Информация о работе Эволюция менеджмента