Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа
К концу XIX – началу ХХ в. , появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Теория и практика управления производством в ХХ в., формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как инженерные науки , социология, математика, психология и т.д. Достижения в этих областях вызвали новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новейшие подходы к управлению и отказаться от устарелых теорий, которые не выдержали проверку практикой.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3с
1. Становление и развитие менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
1.1 Возникновение и эволюция менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
2.Школы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 8с
2.1Школа научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8с
2.2Административная или функциональная школа управления . . 10с
2.3Школа человеческих отношений и поведенческих наук . . . . .11с
2.4Школа науки управления или количественный подход . . . . . .13с
3. Подходы к менеджменту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.1Процессный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.2Системный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15с
3.3Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16с
4.Современные модели менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.1 Американский менеджмент . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.2. Японский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18с
4.3. Европейский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20с
4.4. Российский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21с
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23с
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24с
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
Реферат.
По учебной дисциплине:
Теория менеджмента
На тему: Эволюция менеджмента
Выполнила студентка:
Воронина Ксения
Учебная группа №327
Сдано на кафедру: Маркетинга и логистики
Преподаватель : Колесников Роман Викторович
Оценка
Дата
Подпись
Санкт-Петербург
2012
Содержание :
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3с
1.1 Возникновение и эволюция менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . 4с
2.Школы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 8с
2.1Школа научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8с
2.2Административная или функциональная школа управления . . 10с
2.3Школа человеческих отношений и поведенческих наук . . . . .11с
2.4Школа науки управления или количественный подход . . . . . .13с
3. Подходы к менеджменту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.1Процессный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14с
3.2Системный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15с
3.3Ситуационный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16с
4.Современные модели менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.1 Американский менеджмент . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 17с
4.2. Японский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18с
4.3. Европейский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20с
4.4. Российский менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21с
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23с
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24с
Введение
История менеджмента велика. За долгие годы менеджмент очень эволюционировал, путём непрерывного накопления опыта, который происходил вместе с развитием общества, экономики и всей системы социально-экономических отношений.
Выделяют несколько рядов этапа и революционной истории преобразования в подходах к проблемам менеджмента. В начале истории стоит зарождение письменности в древнем Шумере. Это часть революционного достижения в истории человечества привело к образованию особого слоя « жрецов-бизнесменов », занимающихся торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно- коммерческой.
Вторая управленческая революция была в 1760 г. До н. э. и она связана с действиями и деятельностью царя Хаммурапи, который создал свод законов управления государством для регулирования разнообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.
Третья управленческая революция произошла в правление Навуходоносора II и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах строительства и производства .
Четвёртая управленческая революция принадлежит к XVII-XVIII векам н. э. и произошла из за зарождения капитализма и начала индустриального прогресса в Европе. В это время проявился интерес к управлению. Была идея, управление может внести большой вклад в развитие и эффективность производства. Главным достижением этой революции было отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.
Пятая управленческая революция, часто называют бюрократической, она относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретически основой преобразования в области управления была концепция бюрократии, которая смогла сформулировать крупные иерархические структуры управления, создать разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.
К концу XIX – началу ХХ в. , появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Теория и практика управления производством в ХХ в., формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как инженерные науки , социология, математика, психология и т.д. Достижения в этих областях вызвали новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новейшие подходы к управлению и отказаться от устарелых теорий, которые не выдержали проверку практикой.
Торговый капитализм длился практически шесть веков, дольше, чем какие-либо другие системы. На тот момент торговый капитализм хорошо подходил для своего времени, но все же был не совершенной. Он внес свой вклад в большую часть исследований и экспериментов, которые в конечном итоге изменили мир и привели к тому, что торговый капитализм устарел.
Многие изобретения должны
были появиться, прежде чем были устранены
барьеры для бурного
По плану, одно открытие должно, затмить все предыдущие, по своей важности для истории управления. Его назвали, свободой получения прибыли и получило крещение в 1766 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Промышленные капиталисты верили в делегирование специализацию, рационализацию и специализацию задач.
Опытным промышленниками стало понятно, что каким-нибудь способом простого увеличения численности рабочих нельзя разрешить все проблемы повышения эффективности производства. Расширение производительности в широком масштабе стала необходимостью, и благодаря этому, привело к строительству более крупных заводов.
Завод, массовые рынки, массовое производство и избыток относительно неопытной рабочей силы вызвали большую потребность в управляющих (менеджерах), которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некой единой объединённой структуры. Так зародился менеджмент – координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач. Главной целью менеджмента являлась максимизация прибыли на основе снижения издержек, в том числе и за счет эксплуатации рабочей силы.
С развитием специализации и разделения труда, насыщением рынков увеличением масштабов производства и увеличением масштабов производства менеджмент постепенно становился научной дисциплиной.
Как наука менеджмент был принят в 1911 году, тогда впервые опубликовали большой научный труд, тем автором являлся Ф.Тейлор. До этого периода времени менеджмент прошел четыре революции. Ученые выделяют первые 3 революции в эпоху Рим, Древний Египет, Древний мир. На данный момент, в наше время, к менеджменту эти 3 революции прямого отношения не имеют.
С точки зрения становления менеджмента как науки представляет 4 революция. Это эпоха технического переворота развития буржуазии, Эпоха перехода от чистого капитализма к монополистическому, а так же появление крупных предприятий. В период четвертой управленческой революции менеджмент трактовался как организация производства и труда, и носил локальный. В эпоху четвертой революции эксперименты в области научной организации производства и труда преимущественно ставились на предприятиях России и Англии. И поэтому центрами научного менеджмента считались: Лондон , Париж, Москва. Эти эксперименты носили локальный характер, то есть отсутствовала государственная поддержка и не было обмена результатами экспериментов. В России и в Англии создавались кружки для промышленников, в них обсуждали вопросы научной организации производства труда.
Научно-технический прогресс(
1 2 3 4
Чистый капитализм Монополистический капитализм
Рис. 1.1 Схема социально-экономических предпосылок создания менеджмента
Чистый капитализм – это такое устройство экономической системы, при котором экономическая система представлена множеством мелких и средних предприятий. Факторы производства находятся в частной собственности, а деятельность экономической системы регулируется рынком при минимальном вмешательстве в экономику государства.
В XIX веке в Америке господствовал
чистый капитализм в совокупности с
рынком товаропроизводителя. Рынок
товаропроизводителя
Блок 1:
В условиях рынка у товаропроизводителя главным инструментом конкурентной борьбы является наращивание объемов производства быстрее, чем это сделает конкурент (чем больше товаропроизводитель произведет, тем больше он сможет продать на рынке и завоевать его)
Для того, чтобы увеличивать объемы производства необходимо было внедрять результаты НТП в практику промышленных предприятий, модернизировать, совершенствовать технологии, заменять по возможности ручной труд машинным.
Блок 2:
Внедрение результатов НТП
требует инвестиций. Инвестиции промышленности
носили высокорискованый характер, так
как скорость оборота капитала в
промышленности в несколько раз
ниже скорости его оборотов в торговле
или в мелком бизнесе. Кроме того
практика показывала, что не всегда
приобретение нового оборудования и
автоматизация давало ожидаемый
экономический эффект. Поэтому инвесторы
не готовы были предоставить свой капитал
на развитие предприятий, с другой стороны
развитие производства способствует развитию
торговли и при определенных условиях
инвестиции производств дают более
высокие доходы, нежели инвестиции
в торговле, следовательно, существует
точка пересечения
Блок 3:
Для привлечения инвестиций в промышленность используют акционерный капитал. Инвесторы становятся совладельцами, акционерами, происходит отделение собственника от прямого участия во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.
Блок 4:
Ля того, чтобы акционерный капитал работал и приносил прибыль необходимо на профессиональном уровне заниматься вопросами организаций производства, технического процесса и сбыта, управления персоналом и финансами. Возникает потребность в специалистах. Эти специалисты стали прообразами современных менеджеров.
Производительные силы
Производственные отношения
Предметы труда
Средства труда
Рабочая сила
1.2. уточнение схемы 1.1.
социально-экономических
Поскольку результаты НТП
внедрялись в производственную практику
и способствовали развитию средств
труда и предметов труда, а
инвестиции в развитии рабочей силы
отсутствовали, то возник кризис между
уровнем развития производительных
сил и производственных отношений.
Кризис проявился в том, что уровень
развития рабочей силы отставал от
уровня развития средств труда. В
результате производственные отношения
оставались на низком уровне развития,
что отражалось на эффективности
управления трудовыми ресурсами. В
эту эпоху для американской экономики
характерно то, что развитие производства
сдерживалось перегрузкой заводов,
новым оборудованием, автоматизированными
производительными линиями в
то время как рабочая сила не была
подготовлена к работе в новых
условиях. Это является сдерживающим
фактором в процессе окупаемости
инвестиций, поэтому акционеры были
заинтересованы в повышении эффективности
рабочей силы, но без инвестиций
в её развитие. На практике для решения
этой проблемы акционеры нанимали специалиста
в области управления персоналом.
Они стали первыми
2.Школы менеджмента
Менеджмент произошёл в малых предприятиях, но окончательно развился в крупных корпорациях. После возникновения общества инженеров-механиков, доказывается массовое признание менеджмента как науки. В университетах открываются новые специализации в области менеджмента, начинается пятaя управленческая революция, которая включает в себя развитие менеджментa по школaм:
1) Школа научного менеджментa (Ф.Тейлор)
2) Административная школa (А.Файоль)
3) Школа человеческих отношений (Маслоу)
4) Школа науки о поведении (МакГрегор)
2.1Школа научного менеджмента.
Основателем школы научного менеджмента считают Ф.У. Тейлора.Он начал свои эксперименты по управлению производственным процессом с 1880 года в «Мидвейл стил компании», в Филодельфии. В 1903 году в докладе «Управление циклом » опубликовал основные черты научного подхода. Хоть в теории Тейлора есть некие противоречия ,но все же она стала одним из главных источников современного менеджмента.