Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:06, курсовая работа
Целью работы является анализ и характеристика методов планирования розничного товарооборота в современных условиях.
Объектом исследования является розничная торговля и главный ее элемент - розничный товарооборот.
ВВЕДЕНИЕ...
1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1 Предприятие, место расположения, вид деятельности
1.2 Организационно-экономическая структура предприятия
1.3 Экономические показатели работы предприятия.
2 Планирование показателей розничного товарооборота
2.1 Анализ товарооборота предприятия
2.2 Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятии..............................................................................................
3 Анализ и расчет показателей розничного товарооборота
3.1 Анализ показателей товарооборота
3.1.1 Анализ общего объема
3.1.2 Изучение динамики товарооборота
3.1.3 Анализ ритмичности товарооборота
3.1.4 Анализ структуры товарооборота
3.2 Расчет плановых показателей товарооборота……………………
3.2.1 Расчет показателя общего объема товарооборота
3.2.2 Расчет показателей оборота по кварталам………………………
3.3.1 Расчет показателей по ассортиментным группам...
Выводы....................................................................................................
Литература..............................................................................................
Структура продовольственных товаров, к примеру, состоит из следующих ассортиментных групп: хлеб и хлебобулочные товары; мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты; картофель, овощи, плоды, грибы; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары; молоко и молочные товары; яйца куриные и пищевые жиры; сахар и кондитерские изделия; соль; вкусовые товары; другие продовольственные товары.
К показателям, характеризующим товарооборот
торгового предприятия, относят: объем
товарооборота в стоимостном
выражении в текущих и
Анализ показателей
Данные бухгалтерской, статистической
и оперативной отчетности являются
основными источниками
Экономически обоснованные прогнозы
товарооборота по кварталам (периодам
года) играют важную роль для ритмичного
удовлетворения покупательского спроса,
стабильного денежного
Анализ товарооборота
2.2. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия
Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:
Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:
обеспеченности
населения этими товарами (швейные
машины, радиоприемники, часы, велосипеды
и т.п.), поэтому следует учитывать
наличие у обслуживаемого населения
предметов длительного
Методы прогнозирования и
При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:
деятельности торгового
Однако при использовании
Важным условием при планировании
товарооборота является обеспечение
сопоставимости его объема с точки
зрения изменений в материально-
В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.
3.1. Анализ показателей товарооборота
3.1.1. Анализ общего объема
Анализ общего объема товарооборота начинают с определения степени выполнения плана товарооборота (в %), определяем как процентное отношение фактического товарооборота к плановому (прогнозу) по формуле:
Ст= , где (2)
Ст - степень выполнения плана товарооборота, %;
ТФ(П) - объем товарооборота фактический (плановый), руб.
Полученные результаты заносим в таблицу 2.
Таблица 2 - Анализ общего объема товарооборота
Квартал |
Товарооборот, руб. |
Степень выполнения плана в % | |
| Прогноз |
Факт |
|
1 |
5325 |
5252 |
98,63 |
2 |
5198 |
5244 |
100,89 |
3 |
5272 |
5287 |
100,28 |
4 |
5202 |
5053 |
97,14 |
ИТОГО |
20997 |
20836 |
99,23 |
Итак, из таблицы видно, что во 2 и 3 кварталах отклонения от плана незначительные 1,5-2,5%, а в 3 и 4 кварталах перевыполнение плана примерно на 0,5%. В итоге за год отклонение на плана очень незначительные, менее 1%.
3.1.2. Изучение динамики товарооборота
Динамика общего объема товарооборота
изучается путем расчета
, где (3)
Т - среднегодовой темп роста;
Ук(o)_ конечный (начальный покупатель в динамическом ряду). Изучение динамики товарооборота предполагает анализ квартальных показателей.
Результаты необходимо занести в таблицу 3.
Таблица 3 - Анализ динамики товарооборота
Квартал |
Товарооборот, руб. |
Темп роста, в % |
Темп прироста, % | |
| 1998 |
1999 |
| |
1 |
5210 |
5252 |
100,8 |
0,8 |
2 |
5052 |
5244 |
103,8 |
3,8 |
3 |
5033 |
5287 |
105,05 |
5,05 |
4 |
4945 |
5053 |
102,18 |
2,18 |
ИТОГО |
20240 |
20836 |
102,94 |
2,94 |
Темпы роста товарооборота в 1999 году по сравнению с 1998 составили в среднем 102,94 %, а темпы прироста почти 2,94 %.
3.1.3 Анализ ритмичности товарооборота
Важным показателем при
Коэффициент ритмичности определяется через расчет среднего квадратичного отклонения 5, коэффициента вариации.
Среднее квадратичное отклонение определяем по формуле:
, где (4)
- товарооборот i-го квартала в i году, руб.
x - товарооборот среднеквартальный, руб.
n - число кварталов.
Коэффициент вариации определяем по формуле:
, (5)
- коэффициент вариации, %.
x - среднеквартальный товарооборот определяем по формуле средней
арифметической.
Коэффициент ритмичности определяем по формуле:
, (6)
Полученные данные заносим в таблицу 4.
Таблица 4 – Анализ ритмичности товарооборота.
Квартал |
1998 |
1999 |
В среднем за 2 года |
1 |
5210 |
5252 |
5231 |
2 |
5052 |
5244 |
5148 |
3 |
5033 |
5287 |
5160 |
4 |
4945 |
5053 |
4999 |
Среднеквартальный уровень |
5060 |
5209 |
5135 |
Коэффициент вариации |
1,89 |
1,76 |
1,83 |
Коэффициент ритмичности |
98,11 |
98,24 |
98,16 |
Среднее квадратичное отклонение |
95,55 |
91,51 |
93,53 |
Среднеквартальный уровень товарооборота в 1999 году несколько выше, чем в 1998 году, на 149 руб.
Чем меньше коэффициент вариации, тем данные лучше характеризуют изучаемую совокупность. Коэффициент ритмичности почти не изменился.
3.1.4 Анализ структуры товарооборота
Анализ структуры
(7)
- удельный вес ассортиментной группы, %
- товарооборот ассортиментной группы, руб.
1 квартал:
Продукция животного происхождения
D = 47.22
Сахар и кондитерские изделия
D = 5.9
Хлебопродукты
D = 29.89
Овощи и фрукты
D =
Алкогольная и безалкогольная продукция
D =
Данные для 2, 3 и 4 кварталов рассчитываем также.
Полученные данные вводим в таблицу 5.