Коммерческая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ и характеристика методов планирования розничного товарооборота в современных условиях.
Объектом исследования является розничная торговля и главный ее элемент - розничный товарооборот.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...
1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
1.1 Предприятие, место расположения, вид деятельности
1.2 Организационно-экономическая структура предприятия
1.3 Экономические показатели работы предприятия.
2 Планирование показателей розничного товарооборота
2.1 Анализ товарооборота предприятия
2.2 Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятии..............................................................................................
3 Анализ и расчет показателей розничного товарооборота
3.1 Анализ показателей товарооборота
3.1.1 Анализ общего объема
3.1.2 Изучение динамики товарооборота
3.1.3 Анализ ритмичности товарооборота
3.1.4 Анализ структуры товарооборота
3.2 Расчет плановых показателей товарооборота……………………
3.2.1 Расчет показателя общего объема товарооборота
3.2.2 Расчет показателей оборота по кварталам………………………
3.3.1 Расчет показателей по ассортиментным группам...
Выводы....................................................................................................
Литература..............................................................................................

Работа состоит из  1 файл

курса4(переделка) (Автосохраненный).docx

— 81.42 Кб (Скачать документ)

Структура продовольственных товаров, к примеру, состоит из следующих  ассортиментных групп: хлеб и хлебобулочные  товары; мука, крупа, макаронные изделия  и пищевые концентраты; картофель, овощи, плоды, грибы; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары; молоко и молочные товары; яйца куриные и пищевые  жиры; сахар и кондитерские изделия; соль; вкусовые товары; другие продовольственные  товары.

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем  товарооборота в стоимостном  выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Анализ показателей товарооборота  позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем  периоде. От глубины и полноты  анализа, правильности сделанных выводов  по результатам анализа зависит  экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам  анализа можно судить, в какой  степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его  начинают с определения объема товарооборота  в денежном выражении или в  натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и  сопоставимых ценах. Если в анализируемом  периоде изменились цены, то фактические  данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался  товарооборот. Дальнейший анализ общего объема товарооборота проводят по кварталам, что позволяет определить равномерность  продаж на протяжении года и выявить  степень удовлетворения покупательского  спроса по сезонам. Равномерными продажи  считаются в том случае, если коэффициент  равен единице.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по кварталам (периодам года) играют важную роль для ритмичного удовлетворения покупательского спроса, стабильного денежного обращения, обеспечения развития товарооборота  и связанных с ним других показателей  торговой деятельности предприятия. После  определения годового товарооборота  с разбивкой по кварталам приступают к прогнозированию его по отдельным  товарным группам и товарам с  учетом сезонности спроса населения  и сложившегося уровня продажи товаров.

Анализ товарооборота завершается  выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и  изменений структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения  используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством  которого осуществляется контроль и  разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.

 

2.2. Планирование общего объема розничного товарооборота торгового предприятия

 

Прогноз общего объема товарооборота  магазина рассчитывается как сумма  продаж отдельных товарных групп. Базой  для такого расчета служат маркетинговые    исследования,    основанные    на    глубоком    изучении происходящих социально-экономических  изменений, анализе товарооборота  за прошлые годы, тщательном учете  перспектив развития всех отраслей народного  хозяйства, изменений в спросе населения  на различные товары. При этом учитывают  комплексное влияние множества  факторов, основными из которых являются следующие:

Методика прогнозирования и  планирования розничного товарооборота  различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно  к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета  объема продажи с учетом тех экономических  факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с  этим могут быть выделены следующие  группы товаров:

  • продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);
  • продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);
  • непродовольственные товары;
  • товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени

обеспеченности  населения этими товарами (швейные  машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать  наличие у обслуживаемого населения  предметов длительного пользования  в расчете на 100 семей.

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота  зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

При планировании общего объема розничного товарооборота торгового предприятия могут быть использованы следующие методы:

  • опытно-статистический;
  • экономико-статистический;
  • экономико-математического моделирования;
  • комплексной    увязки    основных    показателей    хозяйственной

деятельности торгового предприятия.

Однако при использовании любого из методов следует иметь в  виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании, сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину.

Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение  сопоставимости его объема с точки  зрения изменений в материально-технической  базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).

В настоящее время существует много различных методов, с помощью которых осуществляются анализ и прогнозирование квартальных и месячных объемов товарооборота. Наиболее простым и достаточно надежным является метод относительной средней. При данном методе допустима сопоставимость товарооборота только внутри года. Для расчета необходимо использовать данные о квартальном (месячном) обороте не менее чем за 3 года. При этом не важно, в каких ценах (сопоставимых или фактических) ведутся расчеты, так как при данной методике влияние индекса цен нивелируется.

 

  1. Анализ и расчет показателей розничного товарооборота

 

3.1. Анализ показателей товарооборота

 

3.1.1. Анализ общего объема

 

Анализ общего объема товарооборота  начинают с определения степени  выполнения плана товарооборота (в %), определяем как процентное отношение  фактического товарооборота к плановому (прогнозу) по формуле:

Ст= , где  (2)

Ст - степень выполнения плана товарооборота, %;

ТФ(П) - объем товарооборота фактический (плановый), руб.

 

Полученные  результаты заносим в таблицу 2.

 

Таблица 2 - Анализ общего объема товарооборота

 

Квартал

Товарооборот, руб.

Степень выполнения плана в %

 

Прогноз

Факт

 

1

5325

5252

98,63

2

5198

5244

100,89

3

5272

5287

100,28

4

5202

5053

97,14

ИТОГО

20997

20836

99,23


 

Итак, из таблицы видно, что во 2 и 3 кварталах отклонения от плана незначительные 1,5-2,5%, а в 3 и 4 кварталах перевыполнение плана примерно на 0,5%. В итоге за год отклонение на плана очень незначительные, менее 1%.

 

3.1.2. Изучение динамики товарооборота

 

Динамика общего объема товарооборота  изучается путем расчета среднегодовых  темпов изменения по формуле средней  геометрической

 

, где           (3)

Т - среднегодовой темп роста;

Ук(o)_ конечный (начальный покупатель в динамическом ряду). Изучение динамики товарооборота предполагает анализ квартальных показателей.

 

Результаты необходимо занести  в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Анализ динамики товарооборота

Квартал

Товарооборот, руб.

Темп роста, в %

Темп прироста,

%

 

1998

1999

 

 

1

5210

5252

100,8

0,8

2

5052

5244

103,8

3,8

3

5033

5287

105,05

5,05

4

4945

5053

102,18

2,18

ИТОГО

20240

20836

102,94

2,94


 

Темпы роста товарооборота в  1999 году по сравнению с 1998 составили в среднем 102,94 %, а темпы прироста почти 2,94 %.

 

3.1.3 Анализ ритмичности  товарооборота

 

Важным показателем при анализе  оборота является коэффициент ритмичности, который рассчитывается как отношение  отклонения товарооборота за квартал от среднеквартального уровня к их общему количеству.

Коэффициент ритмичности определяется через расчет среднего квадратичного  отклонения 5, коэффициента вариации.

Среднее квадратичное отклонение определяем по формуле:

 

, где  (4)

- товарооборот i-го квартала в i году, руб.

x - товарооборот среднеквартальный, руб.

n - число кварталов.

 

 

 

Коэффициент вариации определяем по формуле:

,  (5)

 - коэффициент вариации, %.

x - среднеквартальный товарооборот определяем по формуле средней

арифметической.

 

 

 

 

 

Коэффициент ритмичности определяем по формуле:

,  (6)

Полученные данные заносим в  таблицу 4.

 

Таблица 4 – Анализ ритмичности товарооборота.

 

Квартал

1998

1999

В среднем за 2 года

1

5210

5252

5231

2

5052

5244

5148

3

5033

5287

5160

4

4945

5053

4999

Среднеквартальный уровень

5060

5209

5135

Коэффициент вариации

1,89

1,76

1,83

Коэффициент ритмичности

98,11

98,24

98,16

Среднее квадратичное отклонение

95,55

91,51

93,53


 

Среднеквартальный уровень товарооборота  в 1999 году несколько выше, чем в 1998 году, на 149 руб.

Чем меньше коэффициент вариации, тем данные лучше характеризуют  изучаемую совокупность. Коэффициент  ритмичности почти не изменился.

 

3.1.4 Анализ структуры  товарооборота

 

Анализ структуры товарооборота  проводят по следующему показателю:

 

(7)

- удельный вес ассортиментной  группы, %

  - товарооборот ассортиментной группы, руб.

1 квартал:

Продукция животного происхождения

D = 47.22

Сахар и кондитерские изделия

D = 5.9

Хлебопродукты

D = 29.89

Овощи и фрукты

D =

Алкогольная и безалкогольная продукция 

D =

Данные для 2, 3 и 4 кварталов рассчитываем также.

Полученные данные вводим в таблицу 5.

Информация о работе Коммерческая деятельность