Конкуренция и конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг - это процесс, который начинается с исследования целевого сегмента рынка. Для него собирается работать компания.
Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соотвественно к стратегическому планированию.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………..
Глава I. Конкуренция и конкурентоспособность
1.1. Понятие конкуренции………………………………………………..……...
1.2. Оценка конкурентоспособности товара…………………………………..
Глава II. Выбор стратегии маркетинга для предприятия. Разработка миссии, целей и задач фирмы
2.1. Разработка стратегии маркетинга для предприятия ……………....
2.2. Миссия, цели и задачи фирмы..………………………………………
Глава III. Разработка маркетинговой стратегии предприятия на примере подгузников торговой марки «Карапуз»
3.1. Обзор и анализ рынка подгузников в России..…………………………
3.2. Анализ покупателей……………………………………………………
3.3. Характеристика ООО «Карапуз» и его место на рынке...……………
3.4. Оценка конкурентоспособности «Карапуз»………...…………………
3.5. SWOT – анализ и разработка маркетинговой стратегии для ООО «Карапуз»…
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………………..…

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 351.50 Кб (Скачать документ)


31

 

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………..

Глава I. Конкуренция и конкурентоспособность

1.1. Понятие конкуренции………………………………………………..……...

1.2. Оценка конкурентоспособности товара…………………………………..

Глава II. Выбор стратегии маркетинга для предприятия. Разработка миссии, целей и задач фирмы

2.1. Разработка стратегии маркетинга для предприятия ……………....

2.2. Миссия, цели и задачи фирмы..………………………………………

Глава III. Разработка маркетинговой стратегии предприятия на примере подгузников торговой марки «Карапуз»

3.1. Обзор и анализ рынка подгузников в России..…………………………

3.2. Анализ покупателей…………………………………………………

3.3. Характеристика  ООО «Карапуз» и его место на рынке...……………

3.4. Оценка конкурентоспособности  «Карапуз»………...…………………

3.5. SWOT – анализ и разработка маркетинговой стратегии для                           ООО «Карапуз»…

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованной литературы………………………………………..…

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг - это процесс, который начинается с исследования целевого сегмента рынка. Для него собирается работать компания.

Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. В последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соотвественно к стратегическому планированию. Грамотная и взвешенная стратегия развития – это не цель, а средство реализации планируемого будущего компании, средство самовыражения и путь к обеспечению стабильного дохода для менеджмента и акционеров компании.

Данная курсовая работа имеет цель рассмотреть теоретические аспекты основ конкуренции товара, далее конкуренции предприятия (фирмы), методов ее оценки, а так же разработать маркетинговую стратегию развития фирмы, элементы маркетинговой политики подгузников «Карапуз», работающей на рынке производства и розничной реализации подгузников.                            В первой главе работы содержатся общие понятия конкуренции фирмы,  оценка конкурентоспособности товара.                                                                                    Во второй главе, непосредственно, содержится практическое применение теории. Производится сегментирование рынка потребителей, описывается стратегия охвата рынка, принципы  продвижения товара фирмой на данном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Конкуренция и конкурентоспособность

1.1. Понятия конкуренции и конкурентоспособности

Трудно приуменьшить роль и значение конкуренции как фактора, предопределяющего характер стратегии и тактики маркетинга, практической маркетинговой деятельности. Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.              Конкуренция - это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция — это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

Конкуренция — это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цен, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.

С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности не существует. Обычно под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей. Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня — наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.                                                                                                                Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике.                                                                                                                                                                         Конкурентоспособность товара — совокупность качественных и стоимостных (ценных) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособность товара — это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро, производственной деятельности фирмы, ее смежников, работы службы маркетинга, посреднического звена и др.              Однако конкурентоспособность товара на рынке — это не только его высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, и главное — максимальный

учет требований рынка, конкретных групп покупателей. Конкурентоспособность товара предполагает очень быструю реакцию поставщика на требования рынка и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской ценности в необходимых количествах и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне.

Общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке — его конкурентоспособность, многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам (рис. 1), но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной (а нередко и решающей) составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации товара (такие затраты обычно превышают покупную цену продукта в 7–10 раз и более).

Рис.1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукта

Многоугольник конкурентоспособности служит основанием для построения имитационной модели рыночного равновесия в условиях конкурентного соперничества товаропроизводителей. Это основание, состоящее из векторов-лучей, и будет определять степень потенциальной конкурентоспособности предприятия. Каждый вектор в своем предельном значении представляет собой радиус круга, соответствующий максимальному потенциалу внутренних возможностей хозяйствующего субъекта (идеальный вариант). Вычисление объема получаемой пирамиды будет определять конечную оценку реальной конкурентоспособности предприятия.

Рис.2. «Многоугольник конкурентоспособности»

«Многоугольник конкурентоспособности» предоставляет товаропроизводителю (и, разумеется, не только ему) возможность установить достоинства и недостатки — как свои собственные, так и конкурентов — на основе определенного круга показателей. Число этих показателей, равно как и число самих фирм, может быть существенно расширено с целью более детально раскрыть состояние конкурентоспособности возросшего числа фирм-конкурентов.

Рассматривая рис.2, фирма А имеет явные конкурентные преимущества в области послепродажной подготовки, внешней экономической политики, финансов и цен, фирма Б — в области сбыта (и в меньшей степени), качества, фирма В — в области сервиса. Хорошо видны на схеме и слабые стороны деятельности каждой из трех фирм.

Таким образом, конкурентоспособность товара — понятие относительное. Ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако, реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров- конкурентов.

1.2. Оценка конкурентоспособности товара

Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от товаров – конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. воздействовать на факторы с целью улучшения значения критериев.

Рис.3. Общая схема оценки конкурентоспособности товаров

 

                            В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:

      противоположности целей и средств субъектов рынка;

      учета особенностей различных сегментов рынка;

      преимущественно рационального поведения субъектов рынка.

                            Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя — параметры, влияющие на потребительские свойства продукции.                                          

Субъекты

Факторы конкурентоспособности

Качество

Цена

Производитель

1. Качество процесса производства продукции (средство)

3. Затраты, связанные с производством продукции (цель)

Потребитель

2. Качество продукции (цель)

4. Затраты, связанные с потреблением продукции (средство)

Таблица 1. Матрица противоположности целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции

                            С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство.                            Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.                                                                       Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковыми будут и их предпочтения, обусловливающие закономерности потребительского выбора. Следовательно, каждым потребителем уровень конкурентоспособности конкретного вида продукции будет оцениваться сугубо индивидуально. Анализируя психологические аспекты поведения и ценностные ориентации потребителя, исследователь в состоянии выявить некоторые виды массовых реакций людей по отношению к определенному товару. Выпуская продукцию с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять существенную часть всего платежеспособного спроса. Оптимальным принято считать сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих примерно 80% товара.                                                                      Вместе с тем не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью продукции, так как продукция может быть ориентирована на узкие слои более состоятельных потребителей. В каждый конкретный момент времени структура платежеспособного спроса вполне определенна, что позволяет осуществлять сегментацию потребителей по значимости (важности) отдельных показателей качества и величине их бюджетных ограничений.                                                                       Таким образом, конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей.                                                                       Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений — будь то потребителя или производителя — можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей.                                                                       Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции.                                                                       Действия большинства потребителей продукции также подчинены принципу рациональности. Приверженность рациональному поведению повышается с ростом доли расходов потребителей на удовлетворение данной потребности или с ужесточением контроля над процессом расходования средств. Оба этих фактора характерны для описания поведения потребителей товаров промышленного назначения. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимум с точки зрения количества и качества продукции. Большую часть потребительского пространства можно охарактеризовать рациональным спросом, т.е. спросом, обусловленным качествами, присущими данному товару.                                                                       Нерациональный спрос означает, что часть совокупного спроса обусловлена какими-то другими факторами, не связанными с качеством товара. Для любой категории товаров выделяют три составляющие нерационального спроса:

Информация о работе Конкуренция и конкурентоспособность