Конкуренция в системе маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание

В своей контрольной работе я  рассмотрю такие вопросы как конкуренция  и конкурентные силы, а также конкурентная способность в маркетинговой деятельности. При написании своей работы мне было интересно узнать о конкуренции в целом. Трудно приуменьшить роль и значение конкуренции как фактора, предопределяющего  характер стратегии и тактики  маркетинга, практической маркетинговой деятельности. Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.

Содержание

Введение.
1. Конкуренция и конкурентные силы.
2. Конкурентная способность в маркетинговой деятельности
3. Оценка конкурентоспособности.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

МАРКЕТИНГ__Главный рефират.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Существенное внимание уделяется фактору транспортных издержек, которые в совокупных издержках могут составить (в зависимости от вида товара) 10–50% и более. Относительные преимущества и недостатки отдельных видов транспорта как перевозчиков груза, из которой следует, в частности, что по дешевизне перевозок и перевозочной способности лидирует водный транспорт, а по частоте отправлений, надежности соблюдения графиков и географической доступности — автомобильный транспорт.

Стратегия повышения КСП фирмы  обязательно должна учитывать уровень КСП страны в соответствующих областях, прямо или косвенно воздействующих на КСП фирмы. Уровни развития базовых технологий в России в сопоставлении с уровнем США и других ведущих в техническом отношении стран мира, а также сопоставительные позиции по уровню базовых технологий, прогнозируемые для 2005 г.

Значительное отставание России от США, Японии, ряда других стран в  области компьютерной, информационной, микроэлектронной, оптоэлектронной  технологии, энергетики и энергоснабжения, биотехнологии, обеспечения экологически чистой среды обитания — это свидетельство, во-первых, относительно низкой КСП основной части отечественных разработчиков и производителей в перечисленных областях, а во-вторых, наличия повышенных трудностей, с которыми сталкиваются здесь изготовители, пытаясь сделать свои продукты конкурентоспособными. Национальные особенности способствуют либо препятствуют решению проблемы КСП конкретными товаропроизводителями.

Конкурентоспособность фирмы или  товара - понятие относительное, особенно в динамике. Она зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условия продаж и платежа). Иногда бывает достаточно предложить более льготные условия платежа, чтобы товар получил широкое распространение. Вместе с тем, конкурентоспособность - понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.

Конкурентоспособность - это превосходство товара на целевом  рынке над конкурирующими аналогами  по степени удовлетворения потребностей, в том числе и по суммарным  затратам потребителя на приобретение и пользование товаром.

Из определения конкурентоспособности видно, что другим условием выбора товара потребителем являются затраты, которые будут связаны с приобретаемым товаром. Для многих видов товаров, особенно для технически сложных изделий, реализация полезного эффекта достигается в ходе их эксплуатации, что обычно связано с дополнительными расходами для покупателя. Таким образом, приобретая товар, покупатель несет расходы, как по приобретению его, так и по его потреблению. Общая сумма этих расходов составляет цену потребления.

Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы и является многоплановой экономической категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей страны Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике// МэиМО. 2000. №3. С 47-57.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.

 

Оценка конкурентоспособности  товара - расчет способности продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида или назначения благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям определенного рынка и потребительским оценкам.

 

Схема №3 «Схема оценки конкурентоспособности»

 

Анализ конкурентоспособности  начинается с оценки нормативных  параметров. Если хотя бы один из них  не соответствует уровню, который  предписан действующими нормами  и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.

Производится подсчет групповых  показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.

Результаты оценки конкурентоспособности  используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач.

Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения:

    • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
    • изменение порядка проектирования продукции;
    • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
    • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
    • изменение порядка реализации продукции на рынке;
    • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
    • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    • изменение системы стимулирования поставщиков;
    • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Принципы и методы оценки конкурентоспособности могут быть использованы для обоснования принимаемых решений при:

    • комплексном изучении рынка и выборе направлений коммерческой деятельности предприятия;
    • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
    • оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
    • разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
    • контроле качества продукции;
    • установлении цен на продукцию;
    • отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
    • аттестации продукции;
    • подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
    • решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
    • подготовка информации для рекламы продукции;
    • решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
    • разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков

Оценка конкурентоспособности  основывается на сравнении характеристик  анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.

Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:

- параметров качества (технических);

- экономических параметров.

К группе технических относятся  параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:

- параметры назначения;

- эргономические параметры;

- эстетические параметры;

- нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления. 

Параметры назначения подразделяются:  

- на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажиравмещаемость, скорость вращения);

- параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;

- конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;

- эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);

- эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции; 

- нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать; 

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и  потреблению продукции, а также  условиями ее приобретения и использования  на конкретном рынке. Полные затраты  потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты. 

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией  с учетом конкретных условий использования  этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на схеме №4.

 

 

 

 

 

 

Схема №4 «Схема параметров конкурентоспособности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении, подводя итог всему  сказанному, хотелось бы отметить, что  чистая конкуренция, равно как и  чистая монополия являются по своей  сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.

Стоит отметить, что «…отношение  общественности и государства к  различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения»1.

Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в  пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции  имеют своих сторонников и  противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. 
Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими  природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности 
России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.

Информация о работе Конкуренция в системе маркетинга