Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:12, контрольная работа

Описание

Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ (ФОРМЫ) И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ…
1.1 Чистая (совершенная) конкуренция: характерные черты………………
1.2.Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы………………..
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ………………
2.1 Методы изучения фирм-конкурентов…………………………………..
3 КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ……………..………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Работа состоит из  1 файл

ГОТ контрольная КОНКУРЕНЦИЯ .doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ (ФОРМЫ) И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ…

1.1 Чистая (совершенная) конкуренция: характерные черты………………

1.2.Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы………………..

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ………………

2.1 Методы изучения фирм-конкурентов…………………………………..

3 КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ……………..………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

 

3

7

9

11

17

19

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ (ФОРМЫ) И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

 

Конкуренция (от латинского «конкуренция» — сталкиваться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — важнейшее свойство товарно-рыночного хозяйства.

Конституция РФ[1] (ч. 2 ст. 34) устанавливает недопустимость экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статьей 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2](далее - Закон о конкуренции) определено, что за деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, виновное лицо несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В Уголовном кодексе РФ[3] есть ст. 178, устанавливающая признаки преступности этих деяний. К ним относятся, в частности, недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем установления либо поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, вытеснение с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли за собой причинение крупного ущерба. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.

Если совершенное хозяйствующим субъектом деяние не отвечает указанным признакам, т.е. не является преступлением, оно признается административным правонарушением, ответственность за которое устанавливает КоАП РФ[4]. Ранее подобного состава правонарушения в Кодексе об административных нарушениях не было, административная ответственность наступала в случае невыполнения предписания, выданного антимонопольным органом (п. 2 ст. 19.5). Теперь же в главу 14 КоАП РФ введены три новые статьи:

14.31 Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;

14.32 Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

14.33 Недобросовестная конкуренция.[5]

Значение конкуренции нельзя переоценить. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: что, как и для кого следует производить.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что и ресурсы (факторы производства) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателя совершенствовать свое производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства. В конкурентной борьбе каждый продавец, думая прежде всего о собственной выгоде, предлагает лучшие или более дешевые товары, тем самым принося пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.

Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество сравнительно небольших товаровладельцев, наделенных единоличной собственностью. Во-вторых, участники рынка являются независимыми друг от друга и самостоятельно решают, что создавать и в каких количествах. В-третьих, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труден материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В четвертых, ни один из товаровладельцев не в состоянии захватить весь рынок, а поэтому не может установить выгодную ему рыночную цену.

Рыночная цена служит своего рода экономическим нормативом (установленной мерой), которому должны следовать все участники рыночных сделок. Это единое мерило прикладывается к совершенно разным товаропроизводителям, поскольку у них индивидуальная, свойственная каждому, цена определенного продукта не одинакова. В связи с этим можно выделить три группы продавцов.

В первой группе товаровладельцев индивидуальная цена полезной вещи данного вида выше по своему уровню рыночной цены (Др): Ди > Др- При продаже своих товаров на рынке они не окупают всех своих затрат, многие из них разоряются.

Во второй — основной — группе продавцов индивидуальная цена изделий совпадает с рыночной: Ди = Др- Тем самым здесь подтверждаются общественно нормальные условия производства и сбыта благ.

В третьей группе участников рынка индивидуальная цена продуктов по своему уровню ниже рыночной: Ди < Др. Здесь, естественно, при продаже своих товаров люди обогащаются.

В целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции продавцами используются разные методы конкурентной борьбы:

        ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену посредством уменьшения издержек производства. Если продавец занимает на конкретном рынке доминирующее положение, то он может устанавливать монопольно низкую цену на продукцию и без изменения издержек производства.

        неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции, выпуск новой продукции, создание товаров-заменителей, послепродажное обслуживание, реклама. В современном мире наиболее распространена неценовая конкуренция.

        Все это — методы честной, добросовестной конкурентной борьбы, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает более разнообразную продукцию, лучшего качества, по более низким ценам). Конкуренция может быть и недобросовестной, нечестной. Под такой конкуренцией понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и снижением издержек ее производства, а с использованием таких методов как:

        продажа по цене ниже себестоимости;

        установление дискриминационных (разных для разных покупателей) цен или коммерческих условий;

        установление зависимости поставок конкретных товаров от принятия ограничений в отношении производства конкурирующих товаров;

        ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

        недобросовестное копирование товаров конкурентов;

        нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

        промышленный шпионаж;

        переманивание ведущих специалистов из соперничающих фирм и т.п.

        Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Изучение конкуренции позволяет нам выделить следующие основные положения о ней.

1. Конкуренция означает непрерывное соперничество участников рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

2. В условиях классического капитализма утвердилась свободная конкуренция. Для нее характерно, что рыночная цена служит общим для всех товаропроизводителей экономическим нормативом. Конкуренция выявляет и поощряет инициативных предпринимателей, которые проявляют смелое новаторство, прокладывают всем путь к экономическому прогрессу и росту доходов.

3. Свободному рынку свойственна ценовая конкуренция между отдельными фирмами. Она ведется экономическими способами - подрывом позиций соперника путем временного снижения цен.

4.Всеобщая конкуренция продавцов и покупателей вызывает центростремителъное тяготение спроса и предложения к точке их равновесия. Рыночная состязательность выступает в качестве мощного уравнителя рыночных цен. Однако общая цена усиливает социально-экономическое неравенство среди участников рынка.

 

1.1 Чистая (совершенная) конкуренция: характерные черты

 

Очень большое число независимо действующих продавцов. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

Стандартизированная, или однородная, продукция. Например: зерно, уголь, нефть. Отсутствует основание для неценовой конкуренции, т. е. конкуренции на базе различии в качестве продукции, рекламе или сбыте.

Незначительный контроль над ценой. Каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, она может только согласиться с ней.

Свободное вступление и выход из отрасли. В условиях чистой конкуренции не существует законодательных, технологических, финансовых и других мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Чистая конкуренция — это модель рынка, которая имеет лишь аналитическое и некоторое практическое значение.

Чтобы разобраться в сути чистой конкуренции, необходимо рассмотреть следующие понятия.

Цена за единицу продукции для покупателя является доходом от единицы продукции, или средним доходом, для продавца.

Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на количество продукции, которое фирма может продать. Всякий раз, когда фирма обдумывает, насколько изменить объем производства, она будет озабочена и тем, какой будет дополнительный (предельный) доход от продажи еще одной единицы продукции.

Предельный доход есть дополнительный, или добавочный, доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы; поэтому каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену к валовому доходу. Отсюда в условиях чистой конкуренции предельный доход — постоянная величина

Экономическая прибыль фирмы определяется, как разность между валовым (общим) доходом и валовыми (общими) издержками.

Следует заметить, что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а не прибыль на единицу продукции. Фирма легко согласится на более низкие прибыли на единицу продукции, если в результате дополнительно проданные единицы более чем компенсируют понижение прибыли на единицу продукции.

В долговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться с минимумом средних валовых издержек. Это так, потому что экономические прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены на нет. Наоборот, убытки вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержки на единицу продукции. Экономические прибыли будут привлекать в отрасль новые фирмы.

Эффективность распределения ресурсов требует, чтобы ресурсы были распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, который наиболее необходим обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.

Но не следует забывать, что совершенная (чистая) конкуренция — это идеальная конкуренция, которая практически не имеет места. Далее переходим к анализу несовершенной конкуренции, которая действительно имеет место в рыночной экономике.

 

1.2.Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы

 

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован — это и не совершенно конкурентный рынок, и не чисто монополистический рынок, это — рынок несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция — состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.

Используемые средства при несовершенной конкуренции :

        демпинговые цены

        создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

        ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

Информация о работе Конкуренция