Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:12, контрольная работа

Описание

Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночного механизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характер конкуренции может быть различным. В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Содержание

1 КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ (ФОРМЫ) И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ…
1.1 Чистая (совершенная) конкуренция: характерные черты………………
1.2.Несовершенная конкуренция: сущность, типы, методы………………..
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ………………
2.1 Методы изучения фирм-конкурентов…………………………………..
3 КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ……………..………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..

Работа состоит из  1 файл

ГОТ контрольная КОНКУРЕНЦИЯ .doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

        использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

        распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

        замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

        неоправданный рост цен

        увеличение издержек производства и обращения

        замедление научно-технического прогресса

        снижение конкурентоспособности на мировых рынках

        падение эффективности экономики

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция.

Их черты представить в таблицей 1                                                                     

Таблица 1

Характерная черта

 

Чистая монополия

 

Олигополия

 

Монополистическая конкуренция

 

Число фирм

 

Одна

 

Несколько

 

Много

 

Тип продукта

 

Уникальный, близких заме­нителей нет

Стандартизи­рованный

 

Дифференци­рованный

Контроль над ценами

 

Полный

 

Ограниченный взаимозависимостью

Небольшой

 

Условия вступления в отрасль

Блокировано

 

Трудно

 

Сравнительно легко                    |

Типичные отрасли

 

Местные предприятия коммунального хозяйства

Металлургия,автомобиле-и станкостроение, нефтедобыча

 

Розничная торговля, швейная, обувная промышленность

 

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОВ

 

Конкурентный анализ предполагает формирование стратегии развития компании под воздействием главным образом внешних факторов (ориентировка на конкурентов)

Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности субъекта рыночной экономики является важнейшим инструментом менеджмента, позволяющим вскрывать резервы повышения эффективности и конкурентоспособности организации.

Достижение стабильного конкурентного превосходства и приобретение бесспорных конкурентных преимуществ является целью менеджмента и маркетинга в условиях рыночной экономики. Задачей указанных методов управления является формирование беспроигрышной стратегии, позволяющей привести компанию к заданным целям.

Практика конкурентного анализа предполагает получение ответов на следующие вопросы:

- каковы технико-экономические особенности и движущие силы развития отрасли;

- каковы конкурентные позиции соперников;

- каковы ключевые факторы успеха функционирования в конкурентной среде.

Названные вопросы позволяют выявить особенности конкурентного анализа. Конкурентный анализ предполагает формирование стратегии развития компании под воздействием внешних факторов, и в первую очередь ориентируясь на своих конкурентов.

Конкурентный анализ предполагает изучение хотя и очень важной, но лишь одной составляющей макросреды организации - конкурентов.

Конкуренты при этом могут быть выделены на локальном, национальном или глобальном уровне.

Предметом конкурентного анализа выступают: факты, показатели, номенклатура, цены продукции, стратегические цели и т.п. На основе полученной информации аналитики организации пытаются предположить, каким образом достигнуты конкурентом те или иные параметры.

Конкурентный анализ компания может выполнять самостоятельно или прибегнуть к услугам экспертов консалтинговых организаций.

Основные этапы конкурентного анализа в таблице 1.

Таблица 1

Технология реализации конкурентного анализа

 

1 Определение главных экономических характеристик отрасли             

2 Определение движущих сил развития отрасли

3 Оценка уровня конкуренции в отрасли

4 Оценка конкурентных позиций соперничающих предприятий в отрасли

5 Анализ ближайших конкурентов: каковы их возможные действия      

6 Выявление ключевых факторов успеха

7 Оценка перспектив развития отрасли


 

Конкурентному анализу присуща маркетинговая направленность: детальное изучение конкурентной среды и ее участников, оценка перспектив развития последних. Данный подход носит дедуктивный характер.

Основные черты конкурентного анализа приведены в таблице2.

Таблица 2

Основные характеристики конкурентного анализа                            

Параметры анализа

Конкурентный анализ

Цель           

Усиление конкурентных преимуществ, формирование стратегии развития организации

Объект         

Конкуренты     

Предмет        

Показатели     

Субъект        

Самостоятельно, услуги консалтинговых компаний         

Технология     

Как составляющая маркетингового анализа

Результативность

Неизбежность  отставания от конкурентов 


 

При применении конкурентного анализа компания всегда будет оставаться на позиции отстающей, поскольку преследование конкурентов позволяет в лучшем случае достигнуть их нынешнего уровня, но когда это произойдет, конкуренты будут уже на шаг впереди.

Приказ ФАС РФ от 25.04.2006 N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» используется в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов.

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы.

Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды.

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Важнейшей составляющей информации для принятия решений в области ведения конкурентной борьбы является информация о поведении конкурентов, об их конкурентных позициях. Наибольший интерес, при этом, представляет возможность выделения наиболее характерных составляющих конкурентоспособности.

Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются три составляющие:

      характер распределения рыночных долей;

                  темпы роста рынка;

                  рентабельность рынка.

Характер распределения рыночных долей Для определения уровня интенсивности конкуренции на конкретном рынке предлагается ряд оценок этого уровня. Чем более одинаковыми являются рыночные доли среди конкурентов на рынке, тем острее происходит конкурентная борьба, предлагается оценить степень именно этой «одинаковости», вернее степень разброса долей конкурентов на рынке.

Для расчёта самих долей объем реализованной на рынке продукции i-м предприятием обозначают через Qi, а общий объем продаж на рынке –через Q, тогда рыночная доля этого предприятия определяется :

Для обоснования метода количественной оценки интенсивности конкуренции на рынках служить график изменения плотности распределения рыночных долей фирм-конкурентов ( рисунок 1)

 


Рис. 1. Плотность распеделения вероятности рыночных долей конкурентов

 

M(D) - математическое ожидание рыночной доли на данном конкурентном рынке, а Dmax - максимальную долю на этом рынке. Тогда отношение:

будет характеризовать то или иное состояние и степень интенсивности конкуренции на нем.

При значениях показателя, близких к нулю, интенсивность конкуренции наивысшая (чистая конкуренция), а при значениях показателя, близких к единице, интенсивность конкуренции минимальна.

Темпы роста рынка Интенсивность конкуренции на рынке, связана с темпами роста рынка.

Для оценки темпов роста рынка воспользуемся концепцией жизненного цикла спроса на товар. Рост или падение объемов продаж на рынке связаны с теми или иными участками жизненного цикла спроса на товар. При нахождении спроса на товар в стадии роста – наблюдается рост темпов продаж на рынке, при нахождении спроса в стадии падения – наблюдается уменьшение объемов продаж на рынке.

Каждому из участков кривой жизненного спроса на товар соответствует свой уровень интенсивности конкурентной борьбы. Эти участки полностью диагностируются двумя показателями– первой и второй производными. В случае дискретных наблюдений, их аналогом являются первые и вторые разности.

Наиболее интенсивная конкурентная борьба наблюдается на той части кривой жизненного цикла спроса, когда начинают уменьшаться объемы продаж, то есть, когда и первая производная функции, описывающей кривую жизненного цикла спроса, и вторая производная этой функции отрицательны.

Зависимость интенсивности конкурентной борьбы от этапа жизненного цикла спроса представлена в таблице 3                                          .                            Таблица 1.

Номер этапа

Название этапа

Первая производная

Вторая производная

Уровень интенсивности конкуренции

Первый

возникновение спроса

положительная

положительная, изменяется от высокого значения к нулевому

незначительный

Второй

рост спроса

положительная

отрицательная, возрастает по модулю

средний

Третий

насыщение

положительная и отрицательная, при этом близка к нулю

отрицательная, достигает максимального по модулю значения, а затем модуль уменьшается

существенный

Четвертый

старение

отрицательная

отрицательная, модуль близок к нулю

наивысший

Пятый

падение

отрицательная

положительная, возрастает

средний

Информация о работе Конкуренция