Конкурентные стратегии: методология, формирование и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……
1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ………………………………………………………..
1.1 Конкуренция и конкурентная стратегия .…………………………..
1.2 Понятие конкурентной стратегии ………………………………….
2 СОВРЕМЕННЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ: ВИДЫ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ ………………………..
2.1 Виды стратегий и способы их реализации ………………………..
2.2 Особенности и характеристика наступательных стратегий ……..
2.3 Атакующие стратегии – виды и особенности …………………….
3 ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «ЮЖНЫЙ» …………………..…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...……..
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

конк стратегии.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

КАЗПОТРЕБСОЮЗА

 

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И  ПРАВА

 

 

 

Кафедра маркетинга и  туризма

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент маркетинг»

на тему «Конкурентные стратегии: методология, формирование и развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРАГАНДА 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……

3

   

1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ………………………………………………………..

4

1.1 Конкуренция и конкурентная  стратегия .…………………………..

4

1.2 Понятие конкурентной стратегии ………………………………….

7

   

2 СОВРЕМЕННЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ: ВИДЫ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ ………………………..

 

10

2.1 Виды стратегий и способы их реализации ………………………..

10

2.2 Особенности и характеристика наступательных стратегий ……..

15

2.3 Атакующие стратегии – виды и особенности …………………….

17

   

3 ПРИМЕНЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ «ЮЖНЫЙ» …………………..…………...

 

21

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………...……..

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………..

27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………..

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Конкуренция - это соперничество между людьми, фирмами и территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. И это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.

Компании могут предоставлять  большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или  предлагают существенные выгоды, которые  оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении – анализ конкурентов. Следующий шаг – разработка конкретных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед ними.

В современном мире, а  в частности в нашей стране тема конкуренции и конкурентных стратегий очень актуальна, так как в России лишь начинают развиваться «здоровые» конкурентные отношения, и ,следовательно, чтобы выйти на рынок и выжить на нем, фирме или предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии.

Компании могут достигать конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.

Предмет исследования курсовой работы - современные конкурентные стратегии.

Цель исследования:

Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.

Задачи исследования:

  1. найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии»
  2. выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации. Привести примеры применения стратегий.
  3. определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях.

 

1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

 

1.1 Конкуренция и конкурентная стратегия

 

 

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей

За последнее десятилетия  усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она  отсутствовала во многих странах. Рынки  были защищены и главенствующие позиции  на них были четко определены. И  даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда сопоставляют конкуренцию  с развивающейся экономикой,  забывают, как много изменений  произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя  по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособности представлена в приложение 1.

В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

  1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.
  2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный  производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
  3. Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
  4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить  себе игнорировать необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Анализ  конкурентов и планирование конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем существенный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Выделяются  стратегические группы конкурентов:

1. Прямые  конкуренты 

2. Потенциальные  конкуренты:

- существующие  предприятия, которые расширяют  круг предлагаемых услуг, совершенствуют  продуктовую стратегию для того, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов и в результате стать прямыми конкурентами;

- новые  фирмы, вступающие в конкурентную  борьбу.

Анализ  деятельности конкурентов связан с  систематическим накоплением соответствующей  информации. Всю информацию можно  разделить на две группы:

1. анализ количественной или формальной информации о конкурентах

2. анализ  качественной информации о конкурентах. Что мотивирует конкурента?

Цели  на будущее для различных сфер деятельности на всех уровнях управления. Как конкурент ведет или может  вести себя? Использует ли современные стратегии конкурентной борьбы. Как конкурент ведет конкурентную борьбу? Представления о самом себе и отрасли. Возможности, сильные и слабые стороны. Это основные вопросы, ответы на которые способен дать анализ деятельности конкурентов. Такая информация, представленная в количественном виде является объективной и отражает фактические данные о деятельности конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие не формализуемые параметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специалистов, экспертов. В ходе проведения анализа конкурентов, накапливается и анализируется информация:

Анализ количественной информации о деятельности конкурентов:

  1. организационно-правовая форма 
  2. численность персонала
  3. активы
  4. доступ к другим источникам средств
  5. объем продаж
  6. доля рынка
  7. рентабельность
  8. руководители фирмы
  9. наличие и размеры филиальной сети
  10. перечень основных видов услуг
  11. другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.)

Анализ качественной информации о деятельности конкурентов:

  1. репутация конкурентов
  2. известность, престиж
  3. опыт руководства и сотрудников
  4. частота трудовых конфликтов
  5. приоритеты
  6. гибкость маркетинговой стратегии
  7. эффективность продуктовой стратегии
  8. работа в области внедрения на рынок новых продуктов
  9. ценовая стратегия
  10. сбытовая стратегия
  11. коммуникационная стратегия
  12. организация маркетинга
  13. уровень обслуживания клиентов
  14. приверженность клиентов
  15. реакция конкурентов на изменения рыночной ситуации

Результаты анализа  показывают:

- где сильные места  у конкурентов и где они  слабее;

- чему конкуренты отдают  предпочтение;

- как быстро можно  ожидать реакции конкурентов;

- какие существуют  барьеры для выхода на рынок;

- каковы перспективы  выстоять в конкурентной борьбе.

Оценка конкурентной среды дает возможность решить ряд задач:

- определить особенности  развития конкурентной ситуации;

- выявить степень доминирования  предприятий на рынке;

Информация о работе Конкурентные стратегии: методология, формирование и развитие