Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание

Основной целью при написании курсовой работы является изучение конкурентоспособности предприятия и оценить его конкурентную среду. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд поставленных задач:
Изучить основы концепции конкурентоспособности и конкурентной среды предприятия;
Проанализировать методы оценки конкурентоспособности предприятия;
Исследовать тему с практической стороны (на примере магазинов «Брокард»);

Содержание

Введение
1.Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия
2.Методы оценки конкурентоспособности и анализ конкурентной среды
3.Общая характеристика сети магазинов «Брокард»
4.Конкурентная среда и конкурентоспособность магазинов «Брокард»
5.Рекомендации по повышению конкурентоспособности магазинов «Брокард»
Заключение

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1.Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия                   

2.Методы оценки конкурентоспособности и анализ конкурентной среды         

3.Общая характеристика сети магазинов «Брокард»

4.Конкурентная среда и конкурентоспособность магазинов «Брокард»         

5.Рекомендации по повышению конкурентоспособности магазинов «Брокард»                  

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях современной рыночной экономики  человек, независимо от того, является он покупателем или производителем какой-либо продукции, должен быть ознакомлен с ситуацией, сложившейся на рынке. В первую очередь это касается, естественно, производителей товара, а также людей, которые хотят создавать свой бизнес в этой отрасли, так как для этого необходимо знать, что и кому нужно продавать. Другими словами, производитель должен знать, какой именно товар хотят видеть потребители, сколько он должен стоить, а также где, как и кем продаваться.

        Данная работа посвящена исследованию розничной сети    парфюмерно-косметических магазинов «Брокард» и поиском путей повышения ее конкурентоспособности. Целью исследования является выявление преимуществ и недостатков сети «Брокард», а также проблем, стоящих перед ней. Предметом изучения темы является конкурентоспособность и конкурентная среда предприятия. Объектом исследования является сеть магазинов парфюмерии «Брокард».

       Основной целью при написании курсовой работы является изучение конкурентоспособности предприятия и оценить его конкурентную среду. Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд поставленных задач:

  • Изучить основы концепции конкурентоспособности  и конкурентной среды предприятия;
  • Проанализировать методы оценки конкурентоспособности  предприятия;
  • Исследовать тему с практической стороны (на примере магазинов «Брокард»);
  • Проанализировать методы повышения конкурентоспособности предприятия;
 
 

1.Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные понятия

      Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

      Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

      Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

      Далее, исходя из того, что конкурентоспособность  отражает продуктивность использования  ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.

      В настоящее время, для того чтобы  фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются  совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

      Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:

    • технико-экономические;
    • коммерческие;
    • нормативно-правовые.

      Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства и пр.

      Высокая конкурентоспособность фирмы является гарантом получения высокой прибыли  в рыночных условиях. При этом фирма  имеет цель достичь такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей выживать на достаточно долговременном временном отрезке. В связи с этим перед любой организацией встает проблема стратегического и тактического управления развитием способности предприятия выживать в изменяющихся рыночных условиях.

      Управление  конкурентоспособностью предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию изделия, постоянному  поиску новых каналов его сбыта, новых групп покупателей, улучшению  сервиса, рекламы.

      Основой конкурентоспособности предприятия  является конкурентоспособность его  продукции.

      Компания  действует на рынке в постоянном соперничестве с конкурентами. Состояние  конкурентной среды и действия конкурентов  влияют на маркетинговые решения  компании, ее планы и политику. Выделяют три основных вида конкуренции:

  • функциональную. Такая конкуренция возникает между разными

товарами (услугами), удовлетворяющими одну и  ту же потребность (например, автомобильные  и железнодорожные перевозки);

  • видовую. Этот вид конкуренции возникает между товарами (услугами)

одного  вида, но имеющими, по крайней мере, одно существенное отличие (например, мотоциклы с различной мощностью  двигателя);

  • предметную. Конкуренция между товарами разных производителей,

имеющими  практически одинаковые свойства. 

      Сбор  информации о конкурентной среде  обычно проводится с целью получения  исходных данных для ответа на следующие  вопросы:

  • какие организации, действующие на рынке, являются конкурентами

компании;

  • какую долю рынка занимает каждый из конкурентов;
  • какие маркетинговые программы применяют конкуренты и насколько

они эффективны;

  • как конкуренты реагируют на маркетинговые действия компании;
  • на какой стадии жизненного цикла находятся товары конкурентов;
  • каково финансовое состояние конкурентов, их организационная

структура и уровень менеджмента;

  • какова стратегия конкурентов и какие методы они используют в

борьбе  за рынок.

Анализ  характеристик конкурентов и  сравнение их с соответствующими характеристиками компании обычно проводят по пяти основным группам параметров:

  • товары и услуги (качество, престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, технические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры и др.);
  • цена (прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер скидок, условия расчетов, сроки платежей и др);
  • каналы распределения (наличие доставки товара, сети региональных складов, посредники, охват рынка каналами распределения и др.);
  • продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, личные продажи).

      Достижение  успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов: в выводе на рынок новых товаров, в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов и т. п. 

2. Методы оценки конкурентоспособности и анализ конкурентной среды 

     При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие  методы:

  • дифференциальный;
  • комплексный;
  • смешанный.

     Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных показателей конкурентоспособности.

     При дифференциальном методе строятся параметрические индексы по формулам:

      (i = 1………,n) (1)

      (2)

     где Pi - значение i-го показателя;

     Рi*б - базовое значение i-го показателя;

     n-количество показателей.

     Из  формул (1), (2) выбирают ту, при которой  увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности  продукции. Например: относительное  значение мощности изделия вычисляется по формуле (1), а для удельного расхода топлива по формуле (2).

     Как правило, по величинам единичных  показателей не представляется возможным  однозначно оценить уровень конкурентоспособности  продукции. В этой связи широкое  применение нашли комплексные и смешанные методы оценки. Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3):

      (3)

     где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

     П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

     З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление  соответственно оцениваемого и базового образца.

     Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4):

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия